На сегодняшний день, Такаси Мураками является одним из самых востребованных и высокооплачиваемых художников как в Японии, в Азии, так и в мире в целом. Он работает в нескольких жанрах, которые представляются ему наиболее интересными с точки зрения донесения информации юным зрителям, а также размывания границ между высоким искусством и массовым. Он говорит: «высокое искусство сильно отличается от массового, оно тесно связано с историей и создается в профессиональной среде. Массовое искусство — это то, что придает форму желаниям и чаяниям людей. В Японии границы между массовым и элитарным довольно неопределенные. Высокого искусства не существует, а свое творчество я определил как superflat». Стилистически родственными Мураками называют Энди Уорхола, Деймиана Херста и Джеффа Кунса – ярких представителей поп-арта на западе. Однако японский художник пошел дальше своих коллег: сотрудничество с лейблом LouisVuitton сделало Мураками одним из главных апологетов идеи искусства как бренда, а создание корпорации KaiKaiKikiCo. с филиалами в крупнейших городах мира в корне изменило модель производства современного искусства.
Поп-арт в целом – направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950–1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации и рекламой. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически это направление в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество – на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.
Такаси Мураками родился в 1962 году в семье таксиста и домохозяйки. Его детство и юность пришлись на эпоху Сёва. В этот период вслед за экономическим подъемом, связанным с отказом от политики самоизоляции и хлынувшими в страну новыми технологиями, в Японии буйным цветом расцветает массовая культура. В 60-е японские режиссеры «новой волны» отказываются от свойственной предыдущему поколению тоски по классической культуре, чтобы заговорить о более серьезных вещах. В 1960 году в японский прокат выходит фильм «Захоронение Солнца» Нагисы Осимы, прозванного японским Годаром – констатация разочарования режиссера в «солнечном племени», поколении молодых бунтарей, очумевших от джаза, и захватившей страну потребительской лихорадке. Они представляются режиссеру обыкновенными юнцами, не способными выйти из порочного круга насилия и унижений — так же как и их исковерканные войной отцы.
Когда Мураками исполняется 11 лет, в Японии начинает издаваться культовая манга Кэйдзи Накадзавы «Босоногий Гэн» — повествование о жизни шестилетнего мальчика, превратившейся в царство ужаса после атомной бомбардировки Хиросимы в 1945 году. Бомбардировка, оккупация, тьма и ужас последствий отравления радиацией, пришедшие на смену обиде за попрание национального достоинства, надолго окажутся определяющим элементом ДНК японской послевоенной культуры.
С другой стороны, в этот же период в японский кинематограф врываются, убийства и гангстеры, эксперименты с визуальными эффектами – все то, что пришло вместе с европейскими нуарами и переродилось в направление пинку эйга – низкобюджетное эксплуатационное кино. Из него, например, вырос знаменитый «Цветок-матанго» Мураками – громоздкий цветочный шар-мутант, превратившийся в монстра. Название скульптуры отсылает к фильму ужасов «Матанго» Исиро Хонды, автора первого фильма о Годзилле, который построил свою историю вокруг мутировавшего в результате радиационной атаки гриба-паразита, растущего на необитаемом острове.
Антитезой мизантропической линии в японской культуре также становится набирающая обороты подростковая манга, вместе с которой в травмированный войной мир приходят образы, во многом определившие визуальную реальность молодого Мураками. Эта культура изобиловала воплощениями невинности и нежности в сочетании с гипертрофированным насилием. Одной из главных вех в ее развитии для Мураками становится выход «Навсикаи из долины ветров» – манги художника и режиссёра Хаяо Миядзаки, которая издавалась с 1982 по 1994 год и была своего рода антивоенным манифестом, пропитанным уважением к жизни во всех ее проявлениях. В таком контексте формировался художник. «Мое эстетическое видение было сформировано той средой, которая меня окружала: это узкие жилые помещения послевоенной Японии, откуда я мысленно сбегал в мир манги и аниме», – рассказывает он.
Откровением для художника стал американский масс-маркет – пространство некритического счастья и потребительских аффектов, пришедшее в жизнь Мураками вместе с американской оккупацией. В 1994 году он отправляется на стажировку в Нью-Йорк, а вернувшись, создает небольшую студию HiroponFactory, которая впоследствии перерастет в компанию KaikaiKikiCo. Взяв за основу уорхоловскую «Фабрику», пристанище нью-йоркской богемы, Мураками соорудил настоящую корпорацию, где без выходных и праздников трудится более двух сотен сотрудников. Сегодня офисы компании открыты в Токио, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Фабрика Мураками – это высокоэффективный конгломерат, штампующий искусство и сувениры, исполняющий заказы модных домов и продюсирующий дюжину начинающих японских художников. Коллективный труд и конвейерное производство, которое Мураками противопоставляет западной традиции восприятия творца как индивидуалиста, позволяет художнику ставить производственные рекорды и выпускать такие картины, как, например, «500 архатов», которая считается самой большой в истории (ее длина достигает ста метров). Мураками сделал ее в 2012 году после аварии на АЭС «Фукусима-1» в качестве талисмана от катастроф для жителей Японии.
Разобравшись с личным брендом, Мураками решил заняться имиджем родной Японии. Идентичность страны, как полагал художник, должна выстраиваться на основе глубокого анализа культуры и ее корней. Разочаровавшись в способности соотечественников производить новые смыслы, он придумал понятие superflat — «суперплоский». Суперплоский визуальный язык, по Мураками, характерен как для традиционной японской живописи, так и для анимации, комиксов и графического дизайна. В результате получился гибрид классической живописи и рвущей глаз обертки от конфет с эстетикой, которой любит играть художник. Правда, критики над концепцией Мураками лишь посмеялись, назвав ее грубым искажением японской культуры. Но художник не отчаялся и в подтверждение своей теории в 2000 году создал, например, работу «Шампанская сверхновая» — многослойное изображение галлюцинаторных грибов-мутантов, напоминающее цветастые обои и вдохновленное серией панно японского художника XVI века Ито Якучу, известного вниманием к царству всего живущего. Название же работы было заимствовано у песни британской группы Oasis. В контексте истории послевоенной Японии грибы еще и являлись зловещим напоминанием об облаке ядерного взрыва.
Выставок у Мураками проходит огромное количество во многих странах. Программа заключается не только в обзорах его работ или творческого пути, но часто и сам художник приезжает на встречи, общается со своими фанатами, также они вместе могут посмотреть аниме или сфотографироваться для его инстаграма.
Пожалуй, самая громкая, эффектная и скандальная европейская экспозиция работ Такаси Мураками прошла в 2010 году. В течение трех месяцев 22 произведения экспонировались в залах одного из самых известных музейно-архитектурных комплексов Франции – Версальского дворца, где были представлены в основном скульптуры.
«Версаль в моем воображении соответствует преувеличениям и трансформациям моего разума — вплоть до того, что он (Версаль) стал своего рода нереальным миром. Вот что я пытался показать на этой выставке. Я — Чеширский кот, который приветствует Алису в Стране Чудес своей дьявольской улыбкой, и ведет беседу, пока она обходит Замок».
Один из часто изображаемых персонажей Мураками — мистер ДОБ,существо, слегка смахивающее на Чебурашку и Микки-Мауса.
На его ушах изображены буквы D и B, а голова — буква О. По версии художника, мистер ДОБ — это его альтер эго, второе «я», а буквы — сокращенная фраза известного японского комика Тору Юри — «Dobojitedobojite», что переводится как «Зачем? Зачем?». Весьма философский вопрос, который «звучит» в творчестве Мураками с 1998 года, когда мистер ДОБ появился на свет.
Художник отмечает: «Мне нравится, что люди воспринимают их иначе, чем я задумал изначально. Работы были созданы как темные, а люди видят их светлыми, заряжаются и излучают позитив». Здесь происходит не только слияние традиционного канона и актуальных мотивов, но и стирание границ между высоким искусством и уличной культурой. И в этом отсутствии границ заключается главная особенность творчества Такаси Мураками.
Список литературы:
1. Ерофеев И., Народицкий А. Путеводитель по миру Мураками [Электронный ресурс] // Музей современного искусства «Гараж». – URL: http://murakami.lenta.ru (дата обращения: 15. 11. 2018)
2. Сохарева Т. Что надо знать: Такаси Мураками [Электронный ресурс]. – URL: http://artguide.com/posts/1328 (дата обращение: 15. 11. 2018)
3. Щуренков А. Мистер Нигде: Такаси Мураками и его постапокалиптическое искусство [Электронный ресурс]. – URL: https://style.rbc.ru/impressions/59c8c90d9a7947f670a1c765 (дата обращения 17. 11. 2018)
4. Культурный обозреватель: Поп-арт [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kultoboz.ru/pop-art (дата обращения 18. 11. 2018)
5. Okazumi C.Takashi Murakami. URL: https://gagosian.com/artists/takashi-murakami/