МУЗЕЙ ГУГГЕНХАЙМА В БИЛЬБАО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МУЗЕЙ ГУГГЕНХАЙМА В БИЛЬБАО

Тарасова А.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Начало истории музеев Гуггенхайма было положено в 1937 году, когда американский промышленник Соломон Роберт Гуггенхайм создал Фонд поддержки современного искусства. Вскоре был открыт первый музей в Нью-Йорке, в основу которого легла семейная коллекция произведений художников-абстракционистов, собранная в 20-х годах. Испанский филиал известного музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао является одним из центров современного искусства. Здание музея современного искусства Гуггенхайма построено в стиле деконструктивизма и является уникальным творением современной архитектуры. Внешний вид здания будоражит воображение и является экспонатом наряду с хранящимися в нем творениями современных художников и скульпторов.

Здание Музея Гуггенхайма в Бильбао, стоящее на набережной, - настоящее воплощениеабстрактной идеи футуристического корабля, в чертах которого, некоторые посетители видятсилуэт птицы, другим - он кажется похожим на распускающуюся розу.  В 1979 году в Венеции был открыт первый европейский музей Гуггенхаймов, в основном состоящий из экспонатов личной коллекции Пегги Гуггенхайм (племянницы Соломона). Несмотря на популярность и достойную коллекцию, музей в Венеции слишком маленький, слишком камерный, чтобы быть настоящим представителем Фонда в Европе. В рамках новой стратегии по расширению выставочных площадей и экспансии в Европу было запланировано открытие двух крупных музеев. Баски в это же время пребывали в озабоченности по поводу развития своей территории и повышения международного значения Бильбао. Фонду были предложены условия, от которых он не смог отказаться, а именно, полное финансирование обустройства музея за счет Министерства Культуры Страны Басков.

Первоначально под нужды музея планировалось выделить старое здание бывшего музея Культуры. Для проведения оценки возможной реабилитации здания был вызван архитектор Франк Гери, давний знакомый директора Фонда Томаса Крэнса, считавшийся весьма сведущим специалистом по части реставраций. Реставрация старого музея не могла удовлетворить замыслы Гери, и было решено строить новое здание. Незадолго до приглашения в Бильбао он представлял проект строительства здания для Концертного Зала Уолта Диснея в Лос-Анжелесе, но тогда в Штатах проект показался плохо продуманным, рискованным с точки зрения технологии строительства и невозможно дорогим.

Компьютером архитектор не пользовался принципиально, и все макеты создавались вручную из картона. Когда его помощники стали оцифровывать готовую модель, оказалось, что программа не совместима с принципами, заложенными автором. Для устранения этого недостатка программу пришлось переписать практически полностью.

В смете появлялись все новые и новые пункты. Другую программу для расчета кроя металлических пластин, которыми должно было быть облицовано здание, писали с нуля. С этими пластинами тоже вышло не все так просто, как выглядело на картонной модели. Во-первых, просто покрыть здание одинаковыми плитками не получилось, расчеты показали, что каждая плитка должна иметь индивидуальную форму. Во-вторых, металлу свойственно солидно расширяться на солнце под воздействием высокой температуры и сжиматься в тени, а значит, просто выложить стены плитками встык не получится. Пришлось разрабатывать новую систему крепления плиток, допускающую свободу движения каждой по типу рыбьей чешуи. И, наконец, планы использования стали, меди и прочих «дешевых» металлов оказались несовместимы с реальной жизнью. Единственно возможным вариантом материала плиток оказался титаново-цинковый сплав. Несмотря на то, что облицовочные платины имеют толщину всего в треть миллиметра, стоимость чешуи превысила все разумные пределы. В дополнение к проблеме с облицовкой выяснилось, что известняк, из которого планировалось строить стены здания, слишком тяжел для этого. Пришлось по всей стране искать другой, более пористый и легкий. Найденный материал везли с противоположного конца иберийского полуострова, из Андалусии. Все эти факторы привели к такому превышению изначального бюджета, который после многочисленных корректировок вырос до 85 миллионов, что реально затраченная сумма вообще не публикуется, по неофициальным данным она составила около 170 миллионов евро. Единственным положительным моментом для здания музея стало найденное для строительства место на берегу реки Бильбао. И, хотя говорят, что не место красит человека, к музеям это не относится.

Франк Гери является Отцом-основателем архитектурного деконструктивизма. Гери обыграл в проекте морскую тему, отдав тем самым должное порту Бильбао – самому крупному в стране: само здание напоминает формой корабль (правда, многие называют его космическим), «плывущий» по водам реки Нервьон, а обшивка из титановых пластин похожа на рыбью чешую. В этой чешуе многократно отражается и дробится солнечный свет.

В здании нет ни одного прямого угла, все поверхности мягко изгибаются, а внутренние помещения плавно перетекают одно в другое. Нередко говорят, что с музея Гуггенхайма в Бильбао началась новая эра архитектуры. Центральный стеклянный атриум музея высотой 55 метров – это дань уважения Гери американскому архитектору-новатору Фрэнку Ллойду Райту – создателю музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Музей строился шесть лет: с 1991 по 1997 годы. Здание музея заняло площадь в двадцать четыре тысячи квадратных метров, из них: десять с половиной тысяч квадратных метров –используется под выставочные пространства, оно разбито на девятнадцать широких галерей. Здание музея необычно не только снаружи, но и изнутри: его пространство отличается сложной геометрией.

Основа коллекции музея – современное искусство, начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь можно увидеть работы таких мэтров, как Энди Уорхол, Марк Ротко, Герхард Рихтер, Виллем де Кунинг, Джеймс Розенквист. Естественно, в музее представлены и современные испанские художники: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Хуан Муньос.

Музей использует принципиально иные формы подачи информации. Поэтому в музее Гуггенхайма очень много интерактивных работ, с которыми посетители могут «вступать в контакт», и конечно, много видеоарта и инсталляций. Перед музеем были установлены две огромные скульптуры: металлический паук – работы скульптора Луизы Буржуа, производящий своими размерами устрашающее впечатление и тринадцатиметровый щенок терьера, украшенный цветами, работы художника Джеффа Кунса из Америки.

Со стороны реки проложен пешеходный изогнутый полудугой мостик, по которому можно пройти, чтобы осмотреть здание музея, подойти к огромной металлической скульптуре паука с неимоверно длинными «лапками» - металлическая паучиха Луизы Бурже под названием «Мама». В брюшке паучихи, действительно, явственно просматриваются яйца. Луиза Бурже стремилась выразить идею роли насекомых на нашей планете, показать зависимость сильного человека от крошечного насекомого: фигура стоящего рядом с «лапкой» человека кажется маленькой игрушкой.

Перед зданием музея есть еще одна удивительная 13-метровая «скульптура» цветочного щенка, сделанная американским художником Кунсом. Оригинальная фигура как нельзя лучше подходит для оформления такого необыкновенного здания, каким является Музей Гаггенхайма. Вместо шерсти у него – цветы, и свой цвет Щенок меняет в зависимости от времени цветения тех или иных растений. Это сложная в эксплуатации скульптурная композиция. Кунс считается мастером китча, эпатажа, ярких, неожиданных решений. Рядом представлена скулптура того же автора – «Тюльпаны».   Изящно изготовленные из тончайшей стали, покрытые блестящей краской разных цветов, тюльпаны: они тоже как будто из космоса. Завораживающим зрелищем смотрится абстрактная гирлянда, сотканная из стеклянных сине-серых шаров. Тюльпаны лежат на набережной и похожи на надувные.

Там же, на набережной – конструкция из выстроившихся вертикально металлических шаров, напоминающая поднимающиеся вверх пузырьки воздуха. Автор композиции – индийский скульптор Аниш Капур.

Около моста – оригинальный памятник уходящему в никуда человеку. Территория музея хранит в себе и еще несколько секретов, например, установка по производству облаков Фуджику Накайа остается незаметной, пока более чем тысяча форсунок высокого давления, установленных по периметру сооружения, не начнут укутывать здание в плотное одеяло тумана. Смотрится более чем фантастично, особенно в безветренную погоду. Эффект стоит того, чтобы погулять по территории дожидаясь очередного сеанса облакопускания. Огненные фонтаны Ива Кляйна, также установленные по периметру здания, эффектны только в темноте, зато более привычные водные, которые бьют прямо из земли и имеют порой непредсказуемый алгоритм работы.

Все экспозиции музея делятся на три группы: постоянные, принадлежащие музею и временные. Постоянная экспозиция находится на самом верху, в помещениях третьего этажа. Каждый из залов представляет на суд зрителя отдельное направление современного искусства. Здесь находятся собрания работ лучших художников, творивших в стиле абстракционизма, кубизма, футуризма или сюрреализма. Расположение экспонатов позволяет полностью погрузиться в причудливый мир шедевров Пикассо, Дали или Кандинского, и попытаться понять их странную философию и своеобразный взгляд на мир.

Одним из лучших приобретений музея является «Материя Времени» Ричарда Серра .Эта скульптура очень тяжелая. Музей Гуггенхайма славится тяжеловесными экспозициями. Инсталляция весит порядка триста тонн и выполнена из корабельной стали, закрученной причудливыми волнами и спиралями. Уже через несколько минут кружения по дорожкам образованным изгибами стальных листов, появляется стойкое чувство искажения пространства. Это состояние можно усилить, если начать петь.  Эта инсталляция олицетворяет бессмысленный путь человека из ниоткуда в никуда…

Постоянно меняющиеся объемы и конфигурация окружающего пространства производят удивительные звуковые эффекты, к тому же динамически изменяющиеся с каждым пройденным шагом. Большинство других произведений Серра, разбросанных по всему миру, выставлены на улице, в естественном окружении травы, деревьев, неба и солнца. Это продолжение линии философского направления – «Беспредметное искусство», самым заметным представителем которого в двадцатом веке был Кандинский – создатель «Черного квадрата».

 Залы с картинами футуристов и абстракционистов, где можно посмотреть работы Кандинского, сменяются залами сюрреализма, где отличная коллекция работ Дали. Среди представленных кубистов есть и Пикассо, и Брак. Широко представлены работы Энди Уорхолла. Знаменитые принты Уорхола «Мэрилин». Коллажи Роберта Раушенберга – насыщенные, полные смысла, заставляющие думать и анализировать. Сложные, экспрессивные работы Виллема де Кунинга подкупают искренностью и источаемой энергией. В основной экспозиции музея есть одна работа Марка Ротко, основоположника такого экзотического направления как «живопись цветового поля», представителя абстрактного экспрессионизма. В музее так же представлены работы знаменитых мэтров: Энди Уорхола, Марка Ротко, Герхарда Рихтера, Виллема де Кунинга, Джеймса Розенквиста и трудами современных испанских художников: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Хуана Муньоса.

Открытие этого музея стало важным событием культурной жизни страны, на этой церемонии, даже присутствовал, находившийся тогда у власти король - Хуан Карлос Первый с супругой - королевой Софией. Несмотря на мощную критику здания музея и проекта его строительства в целом, новый культурный центр в Бильбао.

Каждый уголок музея несет в себе идею абстрактного авангардизма, расширяющего границы современного художественного искусства, стремящегося успеть за научно-техническим прогрессом, который каждый день преподносит свои сюрпризы. Залы и двор музея никогда не бывают пустыми: тысячи туристов идут сюда нескончаемым потоком, чтобы вблизи увидеть настоящее Чудо современной архитектуры.

Список литературы:

Музей Гуггенхайма в Бильбао [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.findermag.com/article.sdf/ru/themes/travels/1941?path=ru/themes/travels (дата обращения: 01.02.2019).

Музей Гуггенхайма в Бильбао [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krasoteurop.ru/muzej-guggenxajma-v-bilbao/ (дата обращения: 01.02.2019).

Музей Гуггенхайма в Бильбао [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://puteshestvie.net/sights/288-muzey-guggenhayma-v-bilbao.html (дата обращения: 01.02.2019).

Музей Гуггенхайма в Бильбао [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://espanarusa.com/ru/pedia/article/574435 (дата обращения: 01.02.2019).

Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://muzei-mira.com/muzei_ispanii/1422-muzey-guggenhayma-v-bilbao-ispaniya.html (дата обращения: 01.02.2019).

Музей Гуггенхайма в Бильбао: снаружи и внутри [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://putevye-istorii.ru/muzej-guggenxajma-v-bilbao/ (дата обращения: 01.02.2019).

Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма, Бильбао, Испания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudesnyemesta.ru/muzej-guggenhajma-v-bilbao/ (дата обращения: 01.02.2019).

Своеобразный музей Гуггенхайма в Бильбао [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://venividi.ru/node/25578 (дата обращения: 01.02.2019).

Просмотров работы: 86