Много ли современных художников имеют большую популярность среди коллекционеров, продают свои творения за баснословные суммы и при этом сумели привнести и сохранить в мире искусства собственный почерк? Реалии таковы, что большинство гениального и поразительного уже было создано годами (а то и веками) ранее. Тем не менее, наше время не обделено оцененными по заслугам мастерами, среди которых ярко светит звезда гения поп-арта Джаспера Джонса (Jasper Johns). Мнения о его таланте противоречивы, но неоспоримо одно – он является настоящим классиком и самым дорогостоящим из ныне живущих художников.
История Джаспера Джонса мало похожа на судьбы большинства его современников. Художник родился 15 мая 1930 года в городе Огаста, штат Джорджия, США. Позже он переехал в маленький городок в Южной Каролине, где прожил вплоть до своего восемнадцатилетия. В семье Джонса не было художников или скульпторов, а место, где он рос, не имело ничего общего с искусством. Можно сказать, что до 1948 года Джаспер Джонс вообще не знал, что это такое. Свой путь к славе мастер начал после переезда в Нью-Йорк, где познакомился с Робертом Раушенбергом, который передал ему свои богатые знания и видение искусства, а также помог сформировать собственные идеи.
«Любой смысл организует информацию и вынуждает нас воспринимать все раздельно, чтобы быть к определенным вещам более чувствительным и нечувствительным к другим. Вот что делает живопись: она организует видение определенным образом, т.е. говорит нам о том, что на определенные вещи надо обращать внимание, а на некоторые другие вещи не надо обращать внимание. До известной степени она всегда функционировала таким образом в нашей цивилизации. Считаете ли вы что-либо важным или нет – я не знаю. Но это то, что важно для меня, то, что делаю я» (Джаспер Джонс, из интервью Филипу Смиту (декабрь 1977) [3].
Джаспер Джонс пережил и периоды увлечения Пикассо, работал в стиле абстрактного экспрессионизма (преодоление которого является лейтмотивом творчества многих поп-художников). Но запомнился Джонс именно как яркий представитель поп-арта: в одной «обойме» с Уорхолом, Раушенбергом, Розенквистом и другими послевоенными культовыми художниками. К списку поп-символов, созданных Джонсом, можно добавить «мишени» (этот сюжет и его вариации широко представлены в тиражной графике), символистские «цифры» и знаменитую пару пивных банок Ballantine Ale, воплощенную в многочисленных живописных работах и бронзовых скульптурах.
Скульптура
В середине 60-х годов Джаспер Джонс занялся скульптурой. Здесь так же нельзя еще раз не упомянуть о противостоянии абстрактного экспрессионизма и поп-арта. Отправной точкой в создании собственного почерка Джонса стало его знакомство с творчеством Марселя Дюшана, одним из основоположников направления реди-мейд, которое представляло утилизированные предметы обихода в качестве произведений искусства без особых изменений. Так они получали новую жизнь и несли в себе совершенно другой смысл.
Работы Дюшана послужили вдохновением для серии отлитых в бронзе работ, созданных Джонсом в конце 1950-х — начале 1960-х годов. После Джаспер Джонс крепко сдружился с владельцем галереи Лео Кастели и известнейшим поп-арт художником Энди Уорхолом.
Одну из своих наиболее известных скульптур – две банки из-под пива («Ale cans», 1964) – художник сделал в ответ на едкое замечание Виллема де Кунинга по поводу профессиональной деятельности галериста Лео Кастелли, сводящееся к тому, что последний купит даже банки из-под пива, если сказать, что это поп-арт.
Скульптуры Джаспера Джонса в большинстве своем изображают бытовые предметы (фонарик, лампочка, банки из-под пива) сделанные в бронзе. Про смысловую нагрузку данных работ можно сказать все то, что уже было написано про «Флаг» и другие произведения Джонса. Здесь мы видим игру с бытовыми предметами, возвращение от абстракционизма к фигуративизму, некое послание зрителю, который устал от непонятных абстракций, сводящиеся к тому, что если вам не нужны непонятные фантазийные «узоры», то можете полюбоваться на знакомые всем и каждому предметы, например, на пустые банки эля. Несколько выделяется скульптура «Взор критика» (1964). Данная работа представляет собой метафору на работу арт-критика.
Джаспер никогда не пытался изображать из себя великого философа, отражающего в своих произведениях сакральность бытия. Он фиксировал жизнь такой, какой ее ежедневно видит подавляющее большинство людей. Джонс считал, что нет ничего более живого и правдивого, чем те предметы, которые всегда находятся у нас перед глазами. Его творения заставляют зрителей удивленно вглядываться в то, что они никогда не воспринимали как нечто близкое к искусству. Но ведь вглядываются, и даже находят неожиданный подтекст.
Живопись
Все работы Джонса выполнены сочно и живописно. Мастер часто писал свои произведения крупными экспрессивными мазками, чтобы ярче обозначить принадлежность изображения искусству. Помимо мазков, характерным для него является использование энкаустики (техника восковой живописи) и рельефа.
Каждый из признанных художников поп-арта написал по меньшей мере одно программное произведение – ассоциативный поп-символ, характеризующий значительную часть его творчества. Энди Уорхол – банку супа Campbell и «мэрилин», Рой Лихтенштейн – «комикс», Том Вессельманн – загорелых обнаженных с яркой помадой.
В творчестве Джонса есть серия работ, которую можно смело назвать наиболее значительной для мастера. Она была создана во второй половине 1950-х годов и носит название «Флаг» (Flag). Художник позднее говорил о ней так: «Однажды мне приснилось, что я рисую американский флаг, и, проснувшись, я сделал это. Нарисовал сначала один, потом другой, так и получилась серия...» [2].
Имя Джаспера Джонса чаще всего ассоциируется с его ранними работами, относящимися ко второй половине 1950-х годов. В некотором смысле ранний период творчества художника можно ограничить пределами с 1954 по 1961 год. Вероятно, наиболее известная широкой публике картина Джонса «Флаг» была создана как раз в это время, в 1955 году. Работа эта вызвала массу споров. Её интерпретировали самыми разными образами, видя в ней как проявление американского «империализма», так и, напротив, неуважение к своей собственной стране. Арт-критики того времени также были склонны видеть в работе Джонса определенное политическое высказывание. Так, например, Роберт Розенблюм ставит вопрос именно так: «святотатство это или почтительность?» и называет картину «кощунственной и неуважительной». Впрочем, сам художник утверждал, что увидел во сне как пишет флаг США и затем, проснувшись, приступил к работе.
Тема американского флага обыгрывалась Джонсом и в ряде других работ, созданных в тот период времени. Наиболее заметными работами здесь можно считать «Белый флаг» (1955) и «Три флага» (1958). Все работы этой серии настолько велики по размеру, что подавляют стоящего рядом зрителя. Изображения на холстах знакомы всем и практически одинаковы: полностью идентичный оригиналу по своей структуре американский флаг, представленный в различной цветовой или количественной интерпретации.
В последующие годы споры вокруг данной работы Джонса не утихли, но вышли за пределы обсуждения уровня патриотизма художника. Рассматривая «Флаг» в контексте искусства XX века и пытаясь определить его роль для различных арт-течений, данную картину начали рассматривать как один из первых примеров поп-арта. Джаспер Джонс таким образом может считаться художником, который в некотором смысле проложил дорогу Энди Уорхоллу и всему американскому поп-арту 60-х годов. Кроме того, «Флаг» начал создаваться еще в 1954 году, что даже раньше, чем коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956 год), который в свою очередь традиционно считается одной из первых работ в жанре поп-арт в Великобритании.
С другой стороны, «Флаг» Джаспера Джонса можно рассматривать как определенное продолжение идей Марселя Дюшана и его редимейдов. Фактически, флаг Джонса можно без изменений перенести на более привычную для флагов материю и использовать именно как флаг, т.е. вывесить его из окна, пойти на стадион и т.д. Т.о. мы получаем нечто вроде «редимейда наоборот», когда произведение искусства без всяких изменений может использоваться как банальный предмет быта. Флаг же США представляет собой один из наиболее узнаваемых, а потому и наиболее банальных символов и т.о. обращение к нему это все то же обращение к предметам повседневности. «Игра» с объектом, с символом, создание произведения искусства подписью художника – все это свойственно дадаизму и потому творчество Джаспера Джонса возможно отнести к т.н. неодада. Впрочем, надо отметить, что сам данный термин был предложен Барборой Роуз как раз для характеристики творчества Джонса и Раушенберга, а сам художник, говоря о понятии «объекта» отмечал, что «само понятие объекта сомнительно. Холст есть объект, краска есть объект и объект есть объект. Поскольку предполагается, что холст обладает каким-то пространственным значением, то и объект, написанный на холсте, можно наделить тем же значением»
Кроме всего вышенаписанного «Флаг» можно рассматривать и в контексте преодоления абстрактного экспрессионизма. При этом сам Джаспер Джонс в наименьшей степени занимался борьбой с господствующим тогда течением, но его живопись все-таки можно отнести к фигуративной и он начал «множить» символы (хотя вряд ли здесь в полной мере можно применять понятие симулякра) в то время как и сама история со сном и экспрессивные мазки напоминают скорее об образе художника, характерного для абстрактного экспрессиониста и т.о. Джаспер Джонс вновь становится неким «связующим элементом» между, условно говоря, такими деятелями американского искусства как Поллок и Уорхолл.
При всей популярности «флагов» Джаспер Джонс не замкнулся на эксплуатации одного удачно найденного сюжета. Его творчество достаточно разнопланово.
Кроме флага Джаспер Джонс работал также с рядом других символов. Так, например, ему принадлежит серия работ с изображениями цифр в самых разных вариациях («Серые числа», «от 0 до 9», «0-9» и т.д.), а также множество изображений карт США и различного рода мишеней. Все эти символы являются частью обычного мира, но в повседневной жизни обывателю свойственно игнорировать их форму, обращая внимание лишь на то, что они «значат» в различных своих комбинациях. Крайне редко ставится под сомнение значимость одной цифры или буквы, также как редко кто-то говорит о самой форме флага или карты. Джонс, очевидно, игнорирует вопросы, связанные с тем, как отдельные буквы или цифры взаимодействуют друг с другом, создавая язык и смысл. В своей ранней работе «Серые числа», например, он отдает все пространство холста под сетку заполненную цифрами. Цифры нарисованы по трафарету, каждая в своей клеточке на всем протяжении картины за исключением левого верхнего прямоугольника. Они выстроены в определенной последовательности, но привлекает внимание не смысл каждого числа, а форма, структура, порядок, который создает непосредственно художник.
Сегодня Джаспер Джонс является самым дорогим здравствующим художником. Он доказал, что искусство не только в элитарных томных образах. Для него оно в любом предмете, созданном человеком.
Список литературы:
Инвестиции в мировой поп-арт. Джаспер Джонс [Электронный ресурс] http://antikvaram.ru/kollektscii/predmety-iskusstva/investitscii-v-mirovoi-pop-art.-dzhasper-dzhons.html (дата обращения: 10.12.2018).
Джаспер Джонс: необычное в привычном [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80-%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D1%81/ (дата обращения: 10.12.2018).
Джаспер Джонс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://contemporary-artists.ru/Jasper_Johns.html (дата обращения: 10.12.2018).