Особенности формирования социально-бытовых навыков воспитанников детского дома - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности формирования социально-бытовых навыков воспитанников детского дома

Кузьмина Е.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях нашей страны, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников к самостоятельной жизни становится одной из главных проблем социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ проблемы сиротства приводит к пониманию того, что успешная социализация и социальная адаптация предполагает сформированность у детей-сирот социально-бытовых навыков, необходимых для жизнедеятельности в социуме, полноценное формирование которых затруднено в условиях государственного попечения. Специфические особенности нахождения ребенка в подобных образовательных заведениях, обуславливают актуальность создания специальных условий, способствующих успешному формированию всех необходимых навыков и умений для интеграции выпускников в социум.

По данным официальной статистики, из 800 тысяч детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 90 % являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Число детей-­сирот, воспитывающихся именно в детском доме, растёт с каждым годом. Из 100% сирот, покинувших детские дома и интернаты 90% никогда не адаптируются к нормальной взрослой жизни. Дети, вышедшие из сиротских учреждений, буквально сразу же сталкиваются с такими трудностями как получение жилья, образования, поиск работы, обращение с деньгами, принятие самостоятельных решений и т.д. Все эти навыки дети, выросшие в традиционной семье, приобретают постепенно, по мере взросления, копируя поведение родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер. Воспринимая общепринятую вокруг них среду как норму поведения. У выращенных в специальных учреждениях детей, лишенных семейного воспитания, никаких осознанных привычек, как правило, не наблюдается: – только 10% сирот адаптируется к условиям современной жизни.

Рассмотрим сущность и содержание следующих понятий:

Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" «Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы…» [1].

В словаре терминов по общей и социальной педагогики социализация – это процесс становления личности. В процессе этого становления происходит усвоение человеком языка, социальных норм, установок, ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социуму, группе, и воспроизводство им социальных связей. Социализация рассматривается как процесс и результат. Социализация как процесс – особенности социального становления личности. Социализация как результат – характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастными особенностями или уровнем развития. [4]

В словаре социального педагога дается следующее определение. Социализация – это процесс усвоения человеком социального опыта, обусловленный комплексом социально-экономических, социально-психологических, психолого-педагогических факторов, включающих личность в систему общественных отношений. [6]

Социальная адаптация в социологическом словаре – определяется как вид взаимодействий личности или социальной группы с социально средой, результатом которого становится согласование самооценок и действий субъекта деятельности с особенностями среды, активное приспособление к ее изменяющимся условиям, посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции образа жизни, направлений и технологий деятельности. [7]

В большом словаре по социологии социально-бытовые навыки – это совокупность специфических навыков, присваиваемые обществом человеку в различных ситуациях как обязательные, под которыми понимается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Классификация социально-бытовых навыков по Бегидовой С.Н. и Морозовой И.В.:

Навыки самообслуживания (личная гигиена, организация питания, уборка, уход за одеждой, обувью и т д.);

Знания основ правовой жизни общества (свои права и обязанности, ценности, нормы и образцы поведения, которые присущи данному обществу);

Экономико-бытовые навыки (представления о деньгах, доходах, планирование, ведение бюджета, умение рационально использовать деньги);

Социально-трудовые навыки (профессиональное самоопределение и т.п.);

Коммуникативные навыки (умение общаться, вести беседу, переговоры, принимать критику, выражать благодарность, говорить нет и т.д.);

Навыки культурного поведения (правила этикета, вежливости, культура поведения за столом, в общественных местах, на работе и т.д.). [3, c.54]

Общепризнанным теоретиком социализации в современной западной социологии является Т. Парсонс. Проблеме преодоления трудностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посвящены работам Байбородовой Л.В., Жедуновой, Л.Г., Посысоевой О.Н., Рожковой М.И. Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, их социального становления, отражены в работах Белкина А.С, Грачева Ю.Г., Кавериной В.И., Комарова В.В., Кочкиной Л.С., Кугана Б.А., Кундозеровой Л.И., Сысоевой Г.М., Яблоновской Ю.О., Ягудиной Л.Р. Дементьева И., Юдицева Н. и др. освещают вопросы социальной адаптации, постинтернатного жизнеустройства выпускников сиротских учреждений, анализируют существующие модели постинтернатной адаптации.

Но несмотря на имеющийся внушительный научный потенциал проблематики социализированности и социальной адаптации, социологический подход к особенностям формирования социально-бытовых навыков детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме, и оценка нормативного аспекта этого процесса не получили до настоящего времени достаточно полного теоретического объяснения учёными, а также эмпирического описания.

Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. отмечают, что главной особенностью воспитанников детских домов является замещение одного из основных институтов социализации – семьи – учреждением. Это приводит к деформации процесса формирования социально-бытовых навыков, последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи. [5, c.77]

По мнению Абельбейсова В.А., вследствие этого возникают условия, которые рассматриваются как факторы, затрудняющие формирование социально-бытовых навыков воспитанников детских домов, а именно:

дети-сироты вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые часто носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односторонни;

большинство воспитанников имеют отклонения физического здоровья и в психическом развитии; число детей с отклонениями в развитии, по данным разных исследований, составляет 70-80 %, причем, чаще всего это – задержка психического развития.

ярко выражен дефицит индивидуализированного общения со взрослыми;

ограничение социальной активности воспитанников;

недостаточное включение детей в разные виды практической деятельности,

ограничение сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;

общение со сверстниками имеет «принудительный» характер;  необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, приводящая к эмоциональному напряжению и тревожности у детей, усиливающая агрессию;

регламентация жизнедеятельности ребенка, ограничение личного пространства и выбора, которое приводит к подавлению самостоятельности и инициативности, ответственности за свои поступки, затруднению саморегуляции личности и развития внутреннего самоконтроля;

дефицит установок и образцов социального поведения для подражания и усвоения, вызывающий затруднения в усвоении и воспроизводстве социального опыта;

ограничение контактов ребенка с более широкой социальной действительностью, так как учреждения интернатного типа находятся в некоторой  изолированности и отстраненности от реальной жизни, вследствие чего у воспитанников формируется  недоверие и страх внешнего мира;

в условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы», воспитанники делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они все вместе  готовы извлекать свои выгоды. У них своё особое отношение ко всем «чужим» и «своим» [2, c.53].

Эти причины определяют особенности детей, которые воспитываются в детских домах, наиболее ярко проявляющиеся у выпускников. Для последних характерны следующие черты, выраженные в той или иной степени:

 иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах;

трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения;

инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения – без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха;

при отсутствии стабильности в сегодняшних условиях происходит сильное усугубление, нагнетание неуверенности в себе, в своем будущем, агрессии по отношению к внешнему миру.

Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому развитию.

Работа по формированию социально-бытовых навыков успешна и эффективна в том случае, если она будет проводиться непрерывно, последовательно, с учетом возрастных, психических, физических особенностей детей.

Список литературы

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 14.01.2019)

Абельбейсов, В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социология образования, 2011. – № 7. – С. 51-56

Бегидова С.Н., Морозова И.В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. – № 3. – С.53-56.

Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006. [электронный ресурс]. URL: http://niv.ru/doc/dictionary/social-pedagogy/index.htm (дата обращения: 14.01.2019)

Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности //Социология, 2013. – №4. – С. 77-82.

Словарь социального педагога [электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/slovari/slovar-socialnogo-pedagoga.html (Дата обращения: 14.01.2019)

Социологический словарь [электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/social_dict (Дата обращения: 15.01.2019)

Просмотров работы: 215