В современном обществе сегодня происходят различные социальные изменения, которые непосредственно влияют на образование. Новые цифровые технологии стали неизменными нашими помощниками во всех сферах человеческой деятельности. Одна из государственных задач обновления системы образования это использование в учебном процессе средств цифровых технологий. Специальные условия обучения и поиск новых методик имеет особенное значение в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния мультимедиа технологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей. По общему мнению, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в интерактивной развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке задания с помощью мультимедийных средств.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные цифровые технологии предоставляют для обучения особенные, новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения:
при объяснении нового материала,
при контроле знаний,
при закреплении,
при обобщении и систематизации материала.
Использование в обучении новых цифровых технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. В специальном (инклюзивном) образовании цифровизация приобретает особенно большую значимость.
Введение цифровых технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики. Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора. Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец». Все это способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.
Изучение цифровых технологий в школе обеспечивает дополнительную учебную мотивацию, и активизирует познавательную деятельность учащихся.
Основными задачами изучения цифровых технологий являются:
- формирование у учащихся элементарной компьютерной грамотности,
- повышение уровня общего развития и коррекция недостатков их познавательной деятельности,
- развитие навыков информационной культуры – получения и передачи данных с помощью цифровых технологий.
На каждом уроке, по нашему мнению, учителю необходимо следить за формированием и развитием коммуникативных компетенций воспитанников. Причины недостаточного развития речевых функций детей могут иметь разные причины, однако бесспорно именно речь, понятное изложение мыслей способствуют становлению интеллектуальной сферы. Каждый учитель большое внимание уделяет проговариванию материала учащимся, следит за содержательной стороной высказываний и формой построения фраз. Важно не допускать отрывистого изложения, не проговаривания до конца отдельных слов и фраз, использования в речи односложных предложений. Стоит специально уделять время на уроке, использовать специальные упражнения и задания для развития коммуникативной функции речи, в том числе с использованием ИКТ технологий.
Можно использовать следующие приемы:
- составлять ответ по изученному материалу с опорой на алгоритм ответа (вывод слайда презентации с началом ответа, структурой ответа ученика, полными вариантами ответов, один из которых верный),
- предлагать самостоятельно задать вопрос или составить суждение, выразить свое отношение (вывод вопросов на презентации с последующим обсуждением, показом вопросов и перепутанных ответов к ним, задача школьника сопоставить пары вопрос-ответ).
Использование таких методических приемов позволит ученику более полно и развернуто построить свой ответ, способствовать не только развитию речевой компетентности, но и более полному усвоению знаний, развитию самостоятельности и формированию практических умений.