АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕКОНСТРУКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЙОНА ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕКОНСТРУКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЙОНА ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ

Малонухина Э.Ю. 1, Пелах Р.А. 1, Захаров Ю.И. 1, Ткач Н.А. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реконструкция жилой застройки является частью общих проблем развития города и направлена на обеспечение лучших условий проживания, производственной деятельности и отдыха населения, на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, создания благоприятной окружающей среды.

Решение социальных задач предусматривает, в частности, повышение уровня комфорта в сложившихся районах, создание жилых и культурно - бытовых условий, отвечающих современным градостроительным требованиям и нормам.

Приступая к решению задач реконструкции, важно определить района реконструкции в планировочной структуре города. Важное значение при этом имеют комплексный анализ и оценка использования городских территорий, плотности существующей застройки, капитальности, этажности, технического состояния жилищного фонда, уровня и пригодности инженерного оборудования, дорожной и транспортной обеспеченности территории района. Принимаются во внимание также инженерно-строительные и санитарно-гигиенические условия, архитектурно-планировочные требования, мест приложения труда и зон отдыха, транспортных и инженерных коммуникаций и т.п.

Основными задачами реконструкции на первом этапе является устранение таких недостатков, которые резко противоречат современным требованиям к застройке.

Многообразие градостроительных условий развития городов не позволяет использовать те же методы, приемы и нормативные показатели для решения задач реконструкции жилой застройки. Районы малоценной застройки характеризуются почти полным отсутствием опорного фонда, низким уровнем обеспеченности инженерным оборудованием, культурно- бытовым обслуживанием и зелеными насаждениями общего пользования, недостаточным благоустройством территории. Перестройка таких районов должна быть направлена ​​на максимальное повышение интенсивности использования территории и создания жилых районов в соответствии с современными градостроительных принципов планирования и застройки.

На качество и ценность жилых домов, а также целесообразность их сохранения или сноса все большее влияние оказывает, так называемый, моральный износ, отражает функциональное старение жилья, то есть несоответствие архитектурно - планировочных и конструктивных решений, уровня внутреннего благоустройства и инженерного оборудования действующим техническим условиям и нормам и потребностям населения. Моральное старение жилья обусловливает дополнительные расходы, необходимые для его ликвидации. Величина капитальных вложений в модернизацию и переоборудование жилья служит мерой количественной оценки морального износа.

Кроме морального износа отдельных жилых домов важно учитывать возможность обесценивания застройки в целом. Жилые дома могут находиться в удовлетворительном состоянии, в то время как жилой район в силу ряда обстоятельств не соответствует современным санитарно- гигиеническим и культурно-бытовым требованиям. Устранить обесценивания можно путем организации микрорайонов с необходимым комплексом обслуживающих учреждений , инженерным оборудованием, благоустройством и озеленением территории. Наряду с оценкой существующего жилого фонда по техническому состоянию и моральному износу должны быть выделены дома , представляющие историческую или архитектурную ценность. Сохранение ценного исторического и архитектурного фонда является одной из важнейших задач реконструкции.

Важнейшим элементом реконструкции является совершенствование системы и структуры озеленение, обладающий высокими защитными свойствами при относительно небольших капиталовложениях.

Актуальность

В данной курсовой работе актуальностью является улучшение благоустройства и реконструкция территории выбранного участка. Благоустройство является одним из наиболее эффективных инструментов повышения привлекательности. Успешная реализация благоустройства приводит к повышению стоимости на недвижимость. К числу направлений улучшений благоустройства можно отнести решение конфликтных ситуаций, таких как: экологическая, социально-функциональная, архитектурная и транспортная.

Цель и задачи курсового проекта

Цель курсового проекта - разработка проекта реконструкции района жилой застройки.

В содержание работы по курсовому проектированию входит решение следующих задач:

1) проведение общего обследования жилой застройки :

Сбор исходной информации о жилой застройке посредством проведения натурных изысканий;

Камеральная обработка собранной информации;

Разработка возможных реконструктивных мероприятий ;

Построение картограммы возможных реконструктивных мероприятий ;

2) проведение оценки уровня благоустройства и озеленения территории жилой застройки;

3) построение рекомендаций по благоустройству и озеленению территории жилой застройки.

1. Современное положение

Расположение участка

Территория, выбранная мною, как объект для исследования – участок, находящийся по адресу город Днепропетровск, Самарский р-н, ул. Бехтерева (Рисунок 1,2,3).

 

Рисунок 1. Положение объекта исследования в рамках города

 

Рисунок 2. Положение объекта исследования в рамках района

 

Рисунок 3. Расположение участка

Текущее состояние

Территория по функциональному назначению и характеру использования относится селитебной территории, так как включает участки жилых домов, общественных зданий и сооружений, в т.ч. учебных, внутриселитебную улично-дорожную и транспортную сеть, зеленые насаждения и места отдыха, отдельные коммунальные и промышленные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон.

На данный момент на территории находится:

Два 5-ти этажных дома 1960-х гг. постройки;

9-ти этажный дом 1970-х гг. постройки;

Гаражи;

Объекты инженерных коммуникаций (система водоснабжения, трансформаторы, котельная, канализация, водосток, электрические, тепловые, водоканализационные и газо- проводы);

Детская площадка в пределах придомовой территории каждого дома;

2 продуктовых магазина (один из них магазин сети «Щедрий кошик»)

Детский сад (ясли);

Зеленые насаждения, клумбы рассредоточенные по всей территории;

Аптека.

Этажность

 

Рисунок 4.Этажность зданий.

- 5 этажей; -9 этажей.

Транспортная система

Транспортная система развита хорошо. В переходной доступности имеется маршрутное такси №54, ж/д станция (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Транспортная система в районе участка.

- остановка маршрутного такси; ж/д станция

Фасады жилых зданий

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 6-7. Изображение фасадов зданий в районе участка

Состояние дорожного полотна

Состояние дорожного полотна и внутриквартального полотна в целом удовлетворительное, но некоторые участи требуют капитального ремонта (Рисунок 8, 9).

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 8, 9 представлены фотографии участков дорожного полотна, которые

требуют ремонта

На ниже приведенной схеме показано текущее состояние дорожного полотна (Рисунок 10):

 

Рисунок 10. Текущее состояние дорожного полотна

- дорога частично требует ремонта;

- дорога требует капитального ремонта.

Утилизация бытовых отходов

Вывоз производится не регулярно, из-за чего мусорные баки постоянно переполнены и являются источником развития грызунов и других вредителей.

Сеть элементов утилизации отходов не достаточно насыщена. Состояние мусорных баков не удовлетворительное (неприятный внешний вид, неприятный запах) не является приемлемым для нормального функционирования системы утилизации бытовых отходов (Рисунок 11, 12). На рисунке 13 показаны места расположения мусорных баков.

Рисунок 11

Рисунок 12

Изображение пунктов утилизации отходов в районе участка.

 

Рисунок 13. Расположение мусорных баков

- мусорный бак

Зоны отдыха

Специализированные зоны отдыха на данном участке присутствуют, но они в плохом состоянии (Рисунок 14, 15). Местные жители сооружают лавочки из отходов, чаще всего располагая их непосредственно перед подъездами. Эстетическое оформление зон отдыха оставляет желать лучшего.

Рисунок 14

Рисунок 15

Фото мест отдыха жильцов в районе участка

Детские площадки

На исследуемой территории расположено 2 детские площадки, что является недостаточным (Рисунок 16,17). Они не отличаются функциональностью и надежностью. Их эстетическое состояние не удовлетворительное и требуют благоустройства.

Рисунок 16

Рисунок 17

Фото детских площадок.

Озеленение

Озеленена данная территория достаточно хорошо, однако, имеется ряд существенных недостатков:

недостаточное количество кустарников и травяных растений;

эстетический облик – деревья, кустарники, трава не ухожены;

деградация деревьев – необходима замена «умирающих» растений.

На территории имеется большое количество клумб, но они требуют ухода и облагораживания.

Места хранения автомобилей

На территории данного участка отсутствуют специально оборудованные места для хранения автотранспорта. В результате чего, внутриквартальные проезды заняты припаркованными автомобилями, придомовая территория застраивается несанкционированными гаражами, что может оказывать различные негативные последствия (рис. 18).

 

Рисунок 18. Изображение мест, где оставляют автомобили.

-места на бардюре, где оставляют автомобили.

2. Построение рабочей гипотезы

Основная идея планировочной организации района реконструкции - благоустройство дворового пространства и расширение дворовых проездов.

2.1 Анализ градостроительной ситуации инфраструктуры района исследования.

Анализ уровня благоустройства проводится в соответствии с ДБН 360-92** (Планировка и застройка городских и сельских поселений). В пределах селитебной территории формируются основные структурные элементы. Одним из них является жилой квартал.

В таблице 2.1 сделан анализ конфликтных ситуаций и предложены пути их устранения.

Анализ конфликтных ситуаций и пути их устранения Таблица 2.1

Конфликтные ситуации

Планировочные мероприятия по их устранению

1. Загрязнение территории бытовыми отходами

Отрегулировать вывоз мусора, сортировать бытовые отходы (стекло, пластик, бумага и т.д.),заменить старые мусорные баки и увеличить их количество.

2.Отсутствие освещения на территории участка.

Оборудование освещения на территории (Ремонт существующей ЛЭП).

3. Отсутствие автостоянок, недостаточное количество места для стоянки автотранспорта.

Рационально распределить пространство придворового участка и оборудовать автостоянку.

4.Недостаточное озеленение.

Организовать уход за имеющимися зелеными насаждениями, создание новых клумб, посадка молодых деревьев на замену старым.

5. Не удовлетворительное состояние детских площадок, отсутствие зон отдыха в дворовых пространствах.

Создание дополнительных детских площадок, реконструкция существующих, обустройство зон отдыха.

6. Отсутствие благоустройства дворового пространства.

Благоустройство дворового пространства, реконструкция фасадов, снос несанкционированной застройки.

Жилой квартал (жилой комплекс) - первичный структурный элемент жилой среды, ограниченный магистральными или жилыми улицами, проездами, естественными рубежами и т.п., площадью до 20-50 га с полным комплексом учреждений и предприятий обслуживания местного значения (укрупненный квартал, микрорайон) и до 20 га с неполным комплексом. Участок исследования (площадь участка около 1,2 га) находится в пределах жилого квартала. Все пункты сравнения приведены в Таблице 2.2.

Сравнение имеющихся данных состояния с нормами.

Таблица 2.2

Нормы согласно ДБН 360-92**

Состояние участка

Плотность населения жилого квартала с полным комплексом учреждений и предприятий мест­ного значения следует принимать в соответствии с плотностью более крупных структурных элементов в пределах 180-450 чел./га.

Площадь участка составляет приблизительно 3,1 га. На участке проживает около 912 человек. Исходя из этого, плотность населения на участке 304 чел./га, что входит в пределы нормы.

Площадь озелененной территории жилого квартала следует принимать не менее 6 м2 на 1 чел.

Площадь озелененной территории в квартале составляет 31 тыс. м2. Площадь исследуемого участка не соответствует нормам.

Расстояние от жилых домов до предприятий торговли местного значения, учреждений здра­воохранения (поликлиник, амбулаторий, диспансеров без стационаров), обслуживающих инвалидов и престарелых, не более 200 м, а в условиях сложившейся застройки - не более 300м.

Расстояние от жилых домов до предприятий торговли местного значения, учреждений здра­воохранения (поликлиник, амбулаторий, диспансеров без стационаров), обслуживающих инвалидов и престарелых не более 300м.

Продолжение таблицы 2.2

Жилую застройку, особенно в крупных и крупнейших городах, необходимо размещать в зонах пешеходной доступности остановок городского транспорта (с радиусом доступности, не превышающим 500 м).

Расстояние до остановок городского транспорта составляет 170-400 м, что находится в пределах нормы.

В жилых районах должно быть обеспечено постоянное хранение всех автомобилей (100%), принадлежащих жителям этих районов, временное хранение автомобилей посетителей.

В жилом квартале, в котором находится исследуемый участок, расположено достаточное количество гаражей, но отсутствует место для временного хранения автомобилей, что не соответствует нормам.

На второстепенных (однополосных) проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м друг от друга.

Разъездные площадки существуют, состояние проездов удовлетворительное.

Расчет уровня автомобилизации

Согласно ДБН 360-92** пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять, исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок, автомобилей на 1000 чел.: 200-250 легковых автомобилей, включая 3-4 такси, 4-5 прокатных и 2-3 ведомственных автомобилей, 25-40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Без учета такси и грузовых автомобилей - 150 - 180 легковых автомобилей на 1000 жителей. На число жителей исследуемого участка (912 человек) припадает минимум 130 легковых автомобиля. Требуемый размеры автостоянки около дома- около 1120 м2.

Таблица 2.3

Нормы согласно ДБН 360-92**

Состояние участка

Площадки

Размеры площадок, м2 на 1 чел.

Размеры (м2 на 1 чел.) и наличие площадок

Для стоянки автомашин

0,8

Около 1,25 м2 на 1 чел.

Размещение площадок

При проектировании жилой застройки необходимо предусматривать размещение площа­док, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий следует принимать не менее приведенных в Таблице 2.4.

Таблица 2.4

Нормы согласно ДБН 360-92**

Состояние участка

Площадки

Удельные размеры площадок, м2 на 1 чел.

Размеры площадок, м2 на 1 чел.

Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста

0,7

0,05

Для отдыха взрослого населения

0,1

0,05

Для занятий физкультурой

0,2

0

Для выгула собак

0,3

0

3. Проектные предложения

Главная цель реконструкции – создание комфортных условий проживания населения, то есть мероприятий по устранению всех конфликтных ситуаций и преобразованию их в благоприятные. 

После проведения предпроектного анализа данного участка и построения рабочей гипотезы была разработана концептуальная схема стратегических направлений для проектных предложений, которая включает в себя все приемы реконструкции, применяемые для данной территории, такие как:

Реконструкция дорожного полотна на проблемных участках;

Реконструкция сети освещения, установка новых фонарных столбов и ремонт существующих;

Создание автостоянок для удобного размещения транспорта;

Благоустройство придомовой территории, создание комфортных зон отдыха населения;

Реконструкция существующих детских площадок, создание новых с необходимым оснащением;

Мощение пешеходных тропинок;

Создание эффективной системы ликвидации бытовых отходов (разделение отходов);

Устранение устаревших деревьев (выкорчевывание старых, посадка новых деревьев), высадка кустарников, травяных растений для улучшения эстетического облика территории.

3.1 Схема проектных предложений

После разработки идей планировочной организации района реконструкции, была составлена схема проектных предложений, на которой показаны все приемы реконструкции, применяемые для данной территории, такие как (рисунок 19):

Реконструкция детских площадок;

Создание зон отдыха для взрослых;

Создание зон отдыха для пожилых людей;

Создание зон для временного хранения автомобилей;

Создание зоны для выгула собак;

Создание зоны для занятия спортом

 

Р исунок 19. Схематическое изображение проектных предложений для улучшения благоустройства.

- Молодые деревья;

- Улучшенные детские площадки;

- площадки для отдыха пожилых людей;

- Парковка для временной стоянки автомобиля;

-Места для занятия спортом;

-Место для отдыха взрослых людей;

-Места для выгула собак.

3.2 Mеста для временного хранения автомобилей

Парковочное место для легковых автомобилей имеет главный критерий - ширина - 2,5 метра. Габариты машино-места следует принимать (с учетом минимально допустимых зазоров безопасности) - 5,3x 2,5 м, а для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, -6,0x3,6м.

Кроме того, границы парковок (примыкание парковки и газона/тротуара) во дворах должны быть огорожены бортовым камнем. Также бортовым камнем должны быть огорожены опоры линий электропередач, деревья и крупные кустарники. Обязательно должна быть вертикальная светоотражающая разметка.

Разметка парковочных мест выполняется термопластиком, при его отсутствии - нитрокраской. Но на практике зачастую используется обычная белая водно-дисперсионная краска, поэтому срок ее использования в лучшем случае один сезон.

3.3 Зоны отдыха для людей, проживающих в районе реконструкции

Площадки отдыха особенно нужны лицам пожилого возраста, которым трудно передвигаться вне пределов своего дома или микрорайона; но и другие категории взрослого населения в равной мере нуждаются в периодическом отдыхе на открытом воздухе. Организация отдыха для разных по возрасту и интересам групп населения различна.

Это в первую очередь площадки тихого отдыха, беседки-читальни, площадки настольных игр, места для бесед и др.

Месторасположение детской площадки для реконструкции

Площадки для игр должны соответствовать физическому и духовному развитию детей и удовлетворять их запросы.

В зависимости от типа игр, площадки можно подразделить на несколько видов:

площадки, где преобладают элементы спорта и физических упражнений;

площадка, где дети занимаются творческими подвижными и шумны­ми играми. Таким играм нет числа, и их направленность определяется чаще всего природ­ными условиями площадки и особенностями оборудования.

Виды игровых площадок

Минимальные размеры территории игровых площадок на одного посетителя, м. кв.

Размеры площадок, м. кв.

Площадки для детей

до 3 лет

3

10 — 100

 

4 — 6 лет

5

120 — 300

 

7 — 14 лет

10

200 — 500

Игровые комплексы для детей до 14 лет

15

1200 — 7000

Физкультурно-игровые площадки

для детей и подростков 10 — 17 лет

10

150 — 7000

 

для взрослых

10

10 — 7000

Площадки для каждой из возрастных категорий имеют свои особенности, и предназначенные для них зоны включают в себя определенные элементы (оборудование).

Для самого младшего возраста — переход по мостику, ступеньки, песочницы;

для среднего возраста — канатные сетки и дороги, спиральные спуски, извилистые горки;

для старшего возраста — спортивные турники и лестницы.

Качели и карусели считаются подходящими для детей всех возрастов, при условии сопровождения детей младшего возраста старшими.

Заключение

В данной работе целью определено создание комфортных условий проживания населения путем проведения мероприятий по устранению всех конфликтных ситуаций и преобразованию их в благоприятные.

Было проведено общее обследование жилой застройки. Суть обследования - сбор исходной информации о жилой застройке посредством проведения натурных изысканий. В дальнейшем проведена камеральная обработка собранной информации, на основании которой разработаны возможные реконструктивные мероприятия.

Важным этапом является изучение современного состояния жилой застройки с точки зрения ее соответствия современным требованиям или необходимости их замены с учетом требования градостроительных и санитарных норм. Необходимо учитывать, что, помимо жилого фонда, в застройке находится значительное количество различных учреждений, объектов культурно-бытового обслуживания, транспортных сооружений, элементов озеленения и благоустройства.

После этого был предложен перечень идей планировочной организации района реконструкции и составлена схема проектных предложений, на которой показаны все приемы реконструкции.

Литература

1. Миловидов М. М., Осин В. А., Шумилов М, С. Реконструкция житлой застройки. Учебное пособие для вузов. - М: Висшая школа, 1980 –240 с.; ил.

2. Шепелев М. П., Шумилов М. С. Реконструкция город ской застройки: уч.: для строит. Спеціальностей вузов. – М.: Висшая школа, 2000 – 271с.; ил.

3. ДБН 360 – 92. Градостроительство. Планирование и настройка городских и сельских поселений. –К.: Мининвест Украины, 1993 – 70с.

4. Клиорина Г. И., Осин В. А., Шумилов М. С. Инженерная підготовка городских территорий: Уч. для студ. вузов по спец. “Городское строительство”/Под. ред.. В. А. Осина. М.: Висшая школа, 1984. – 271 с., ил.

5. Саньков П. Н., Кащенко Е. П., Озеленение городских и рекреационных территорий. Учебное пособие. Днепропетровск, ПГАСА, 2000 – 117 с.; ил.

Просмотров работы: 331