Инновационные технологии социальной адаптации детей из неблагополучных семей - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Инновационные технологии социальной адаптации детей из неблагополучных семей

Коваль Д.Е. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья является первым источником социализации, развития личности ребёнка. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведения.

В настоящее время увеличилось количество семей, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей, находится под угрозой. Это неблагополучные семьи, которые нуждаются в особой социальной помощи, в большом внимании государства, педагогов, так как данные семьи не в состоянии справиться с проблемами [2, c.55].

Необходимо осуществлять поиск новых гуманистических методов разрешения трудностей работы с многодетными, неполными, молодыми семьями. Необходимо устранение семейных конфликтов и насилия в семье, преодоление эмоционального разлада и дезорганизации, пьянства и многих других проблем [1].

В XXI веке стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-экономического прогресса государств становится социально ориентированное развитие - изменения в политике, экономике и общественных отношениях, ориентированные на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала. Одним из главных генераторов такого развития должны стать социальные инновации, нацеленные на гармоничное, сбалансированное развитие человека и общества.

Инновация в социальной работе — это любая декларированная идея или система идей о том, как должно быть изменено поведение индивидов с тем, чтобы решить существующие в организации проблемы и улучшить качество ее функционирования [9, c.25].

К инновациям в социальной сфере относят:

инновации, инициированные клиентами (нововведения, разработанные исключительно на основе учета потребностей клиентов целевого сегмента. Например, расширение различного вида консультативных услуг для семей, имеющих детей-инвалидов);

инновации, обусловленные действиями конкурентов на рынке социальных услуг (появление негосударственного социального сектора);

инновации, стимулируемые внешними агентами, к которым могут относиться органы государственной власти, местное сообщество (реализация национальных проектов, территориально-социальная работа);

инновации, детерминируемые характером имеющихся ресурсов (омоложение персонала, улучшение материально-технической базы социального учреждения) [4, c.29].

По степени вовлеченности в реализацию различных структурных подразделений социальной службы инновации делятся на:

локальные нововведения — изменения в отдельных направлениях деятельности социальных служб;

структурные нововведения — предполагают структурно-организационные изменения в системе социального обслуживания;

системные нововведения — затрагивают деятельность всей службы или организации [5, c.11].

По механизму осуществления нововведения в социальной сфере инновации бывают:

единичными (осуществляемые на одном объекте);

диффузными (тиражируемые по разным объектам);

завершенными и незавершенными,

успешными и неуспешными.

К числу характеристик инноваций в социальной сфере можно отнести:

тиражируемость;

завершенность;

результативность;

неопределенность последствий крупных инноваций;

сложность оценки эффекта инноваций;

комплексность инноваций;

некоммерческий характер;

длительный срок отдачи [5, c.13].

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы [8, c.115].

Инновационные социальные технологии – это процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов [6, c.43].

Выделяют инновационные технологии различных типов:

По категории клиентов:

Технологии работы с семьями;

С инвалидами;

С детьми – сиротами;

С пожилыми людьми;

С детьми из неблагополучных семей, и т.д.

По направлению работы:

Технологии, направленные на социальную реабилитацию;

Социальную адаптацию;

Социальную диагностику;

Социальную профилактику;

Социальное консультирование, и т.д [3, c.65].

Существует множество инновационных технологий социальной адаптации детей из неблагополучных семей.

Одной из них является технология «Работа с сетью социальных контактов». В ее основе лежит разработанный за рубежом (в частности, в Швеции) метод работы с социально неблагополучными детьми и их семьями через содействие дальнейшему контакту с семьей и сетью социального окружения ребенка [7, c.44].

Методами реализации технологии являются:

проведение сетевой диагностической работы с социальным окружением ребенка;

организация и проведение сетевых встреч с социальным окружением ребенка;

социальное сопровождение семьи после сетевой встречи.

Технология «Интенсивная семейная терапия». Ее целью является:

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

профилактика социального сиротства.

Реализация проекта осуществляется через работу мобильных выездных бригад специалистов, разработку поэтапных программ социальной реабилитации семьи и ребенка.

Данный метод работы основан на том, что взаимодействие с семьей строится с использованием командного метода работы, т. е. с семьей работает не один человек, а трое, по необходимости подключаются и другие специалисты: координатор, специалист по социальной работе, психолог. Такой подход свидетельствует о том, что проблема анализируется с разных точек зрения, и собирается информация со всех уровней взаимодействия [7, c.45].

Список литературы

Акулич М.М., Мельник В.В. Динамика социальной трансформации российского общества (V Тюменский международный социологический форум) // Социологические исследования. 2018. N3. С. 158-160.

Бодак А.В. Социальная работа: инновационный путь развития // Социс. 2008. N5. С. 54 - 60.

Галактионова Л.А. Специфика инновационных технологий в социальной работе//Научно – методический электронный журнал «Концепт». 2016. N14. URL: http://e-koncept.ru/2016/76164.htm. (дата обращения: 04.12.2018)

Грасмик К.И. Инновации: сущность, виды, особенности управления // Качество. Инновации. Образование. 2008. N2. С. 27 – 34.

Нагорнова А.Ю. Социальные инновации: учеб. пособие для студ. по специальности «Социальная работа». Ульяновск: УлГУ, 2008. 87 с.

Платонова Н.М. Проблемы и перспективы инновационного развития социальной работы // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2010. N1 (13). С. 42–45.

Сазонтова А.В. Социальная технология реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении // Работник социальной службы. 2010. N1. С. 44-49.

Усманов Б.Ф. Социальная инноватика: учеб. пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Социум, 2011. 518 с.

Шепетун Ю.В. Инновационные технологии в теории и практике социального обслуживания населения России // Отечественный журнал социальной работы. 2010. N2. С. 24 - 29

Просмотров работы: 372