АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ У ИМЕЮЩИХСЯ МЕТОДОВ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ДИССИМУЛЯЦИИ У СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ У ИМЕЮЩИХСЯ МЕТОДОВ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ДИССИМУЛЯЦИИ У СПОРТСМЕНОВ

Валеев В.Е. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Диссимуляция (в психологии, медицине) – это утаивание заболевания или его отдельных симптомов c целью ввести в заблуждение относительно своего истинного физического или психического состояния.

Чаще всего это действие умышленное, предпринимаемое с личными целями. Среди «диссимулянтов» встречаются лица, поступающие в учебные заведения, стремящиеся устроиться на работу с повышенными требованиями к состоянию здоровья [1].

Различают несколько типов диссимуляций:

Объективная диссимуляция («вынужденная диссимуляция»),когда спортсмен будучи в здравом рассудке скрывает болезни и травму, например, по причине опасения быть не допущенными к тренировкам и соревнованиям, утаивают перенесенные заболевания и травмы из-за боязни не получить допуск к занятиям спортом.

Субъективная диссимуляция, наиболее частым примером субъективной диссимуляции является притворство о полном излечении или восстановлении спортсмена.

Полная диссимуляция – спортсмены полностью отрицают какие-либо симптомы или признаки своих травм, как в прошлое время, так и в настоящее.

Частичная диссимуляция – происходит скрытие отдельных симптомов своей болезни [2].

«Вынужденную диссимуляцию» нередко можно наблюдать при сочетании интенсивной тренировки с напряженной работой или учебой, в частности с экзаменационной сессией у студентов, активно занимающихся спортом. Это существенно отражается на состоянии нервной системы спортсмена. Не следует рассматривать спортивную тренировку или соревнование во время сессии как активный отдых, как это иногда делается. Не надо забывать, что интенсивная умственная работа требует огромного напряжения всего организма, всех его систем и органов.

Диссимуляция нередко может полностью дезориентировать не только тренера, но и спортивного врача при оценке состояния здоровья спортсмена, что в свою очередь мешает правильно организовать тренировочный процесс и является причиной развития, как различных заболеваний, так и серьёзных травм. Так же действия тренера, могут способствовать возникновению «вынужденной диссимуляции», например, из-за неправильной организации и методики тренировок и обучения, создающие условия для возникновения перегрузки организма. К ним относятся нарушения принципов дидактики, т. е. последовательности и доступности упражнений, неправильное планирование тренировок, когда динамика нарастания физической нагрузки опережает уровень роста функционального состояния. Отсутствие постепенности после каких-либо перерывов в тренировке; пренебрежение общей физической подготовкой; однообразие нагрузки; неправильное сочетание работы и отдыха; раннее начало тренировок после болезни и т. д. И спортсмены доверяющие своим тренерами, терпят патологические изменения в своём организме, считая их следствием своей «плохой подготовленности».

Однако формы и способы диссимуляции в спортивной практике до настоящего времени исследованы недостаточно, отсутствует классификация проявлений диссимуляции, нет надежных критериев ее распознавания.

Наиболее информативными клиническими признаками диссимилятивного поведения являются признаки эмоциональной напряженности; внутренней недоступности; диссоциация поведения с нарастанием вне наблюдения тренера, товарищей по команде и врачей; стереотипность поведения и высказываний [3].

Исследователи выделяют ряд форм диссимулятивного поведения, отражающих динамику скрываемого заболевания. Наиболее простая форма диссимуляции у спортсменов – так называемая аутистическая форма, при которой спортсмены, стремясь скрыть имеющиеся болезненные переживания, ограничивают контакты с окружающими. Негативистическая форма избирательный отказ от бесседы о состоянии здоровья при формальной доступности контакта. При диссимуляции, несмотря на скупой, формальный и уклончивый характер ответов спортсменов, не позволяющий выявить всю тяжесть патологического состояния, всегда в той или иной форме сохраняется симптоматика, которую невозможно диссимулировать – специфические особенности мышления в виде некоторой непоследовательности, соскальзываний, особенностей эмоциональных проявлений. Некоторые характерные черты проявляются и в манере поведения, его вычурности, в неадекватности мимики, свойственной угловатой моторике [4].

Анализ существующих методов профилактики диссимуляции у спортсменов. При врачебном обследовании лиц, занимающихся физической культурой и спортом, врач должен, прежде всего определить состояние здоровья, физическое разви­тие, уровень функционального состояния организма. При врачебном наблюдении за спортсменами и физ­культурниками используются обычные клинические ме­тоды исследования, знать и владеть которыми должен каждый лечащий врач. Первый метод профилактики диссимуляции сбор анамнеза.

Анамнез, или опрос, относится к категории субъек­тивных методов врачебного обследования. Без тщатель­ного опроса пациента никакое врачебное обследование не может быть полноценным, и потому использование этого метода обязательно для врача любой специаль­ности.

Детальный расспрос исследуемого лица, или сбор анамнеза, требует большого умения. От врача требу­ются четкая последовательность ведения расспроса (что­бы не упустить существенных моментов), определенный стиль постановки вопросов, зависящий от личности опрашиваемого, доступная и ясная форма вопросов, исключающая навязывание ответов, умение правильно их оценивать. Этот метод исследования имеет огромное значение во врачебном контроле.  Диссимуляция ставит врача в очень трудное положение, приводит к ошибочным заключениям. Распознать диссимуляцию бывает очень нелегко, и, чтобы сделать это, необходимо обладать большим опытом и врачебным тактом.

Таким образом, тщательно собранный анамнез имеет важнейшее значение. Без него нельзя правильно оце­нить объективные данные — состояние здоровья и функ­циональное состояние обследуемого. Второй метод профилактики общее обследование спортсмена спортсмена. Во время осмотра необходимо оценить уровень сознания спортсмена, наличие с ним контакта. Перед осмотром желательно раздеть спортсмена, чтобы были видны костные и иные анатомические ориентиры тела и конечностей. Во время осмотра больному предлагают встать, сесть, пройти по палате, во время чего обращают внимание на возможное прихрамывание, возникновение болей во время смены положения тела в конечности или части тела. После общего осмотра приступают к осмотру конечности или части тела. Также имеют значение припухлость и деформация данной конечности. Обращают внимание на наличие неподвижности или, наоборот, патологической подвижности в той или иной части конечности. Третий метод общая диагностика спортсмена. В него входит: Рентгенография, компьютерная томография и др. Данный метод нужно проводить 2 раза в год и проводить сравнение результатов для выявление травм.

Метод врачебно-педагогические наблюдения (ВПН). ВПН, позволяющие изучать непосредственное влияние занятий на организм, что в сочетании с наблюдением в кабинете врача дает полноценное представление о воздействии физической культуры и спорта на организм занимающегося.

В задачу врача по врачебному контролю входит так­же наблюдение за состоянием мест тренировок и сорев­нований, ведение санитарно-просветительной и агита­ционной работы среди населения и т. п. Существенное место в работе спортивного врача занимают также вопросы восстановления после мышечной работы.

ВПН проводятся в промежутках между повторными врачебными обследованиями и, как уже было указано, совместно с тренерами в местах тренировок и соревно­ваний — в спортивных залах, на стадионах, в плаватель­ных бассейнах и т. п. ВПН существенно углубляют и дополняют исследования влияния занятий спортом на ор­ганизм и позволяют вносить коррективы в тренировоч­ный процесс, предупреждая развитие каких-либо отри­цательных изменений при его нерациональном построе­нии, при перегрузке и т. д. ВПН, осуществляемые спортивными врачами совмест­но с тренерами и преподавателями, проводятся с обяза­тельным использованием таких методов исследования, которые помогают объективно оценивать непосредствен­ное воздействие тренировочных нагрузок и этим способ­ствуют индивидуализации тренировочного процесса и улучшению его планирования.

Необходимость использования объективных методов исследования определяется тем, что неполное восстанов­ление после тренировок, развитие переутомления далеко не всегда сказываются сразу на самочувствии и работо­способности спортсмена. А способно накапливаться и приводить к боле тяжелым последствиям для организма, что в дальнейшем может привести к «вынужденной диссимуляции». Поэтому врач должен тесно сотрудничать с тренеров и давать корректировки в тренировочный процесс спортсмена для избегания «вынужденной диссимуляции» [5].

Метод психотерапии. Психотерапия  включает в себя большой и сложный комплекс взаимосвязанных методов воздействия на спортсмена, реализовать который одному тренеру оказывается не под силу. Ему на помощь приходит практический психолог, хорошо знающий специфику спортивной деятельности вообще а, главное, владеющий методами воздействия и воспитания. Для избавлении от диссимуляции в психологии используется метод убеждения. Психолог должен убедить спортсмена в том что необходимо говорить о полученных травмах, что в этом нет нечего страшно [6].

Список литературы

1. Информационный сайт [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018003139 /. - (дата обращения 11.11.2018)

2. Информационный сайт [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5553037/page:60/. - (дата обращения 11.11.2018)

3. Ачкасов, В.В. Медико-биологические проблемы в спорте : учебное пособие / В.В. Ачкасов, А.В. Шировкова, Л.П. Канакова. – 2-е изд, испр. и доп. – Томск : Издательство Томского госудрственного педагогического университета, 2018 – С.173

4. Информационный сайт [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://schiza.net/viewtopic.php?f=117&t=1201/. - (дата обращения 11.11.2018)

5. Макарова, А.Г. Избранные лекции по спортивной медицине / А.Г. Макарова. – Москва : Издательство «Натюрморт», 2003. – С. 74-79

6. Середина, Н.В. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихологическая : учебное пособие / Н.В. Середина, Н.В. Шкуренко. – Москва : Издательство «Медицина», 2007. – С.118

Просмотров работы: 438