СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДАМ ПРОФИЛАКТИКИ СИМУЛЯЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДАМ ПРОФИЛАКТИКИ СИМУЛЯЦИИ

Храпов Г.С. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его физических и психических качеств, этапов спортивного совершенствования возможны разнообразные подходы к профилактике симуляции. При рациональном психическом настрое на предстоящие соревнования повышенное возбуждение должно быть направлено не на переживания и опасности, а на концентрацию внимания на узловых компонентах технико-тактических и функциональных проявлений, учет которых обеспечивает успешное выступление в соревнованиях.

Поэтому, сущность совместной психолого-педагогической подготовки будет заключаться в том, что она ориентирована на становление и улучшение у спортсменов как раз тех психологических функций и свойств, которые важны для достижения наилучших результатов в выбранном виде спорта, для достижения любым спортсменом высших ступеней мастерства. Профилактика симуляции обязательно должна включать обучение существующим и проверенным на практике различным способам саморегуляции психологических состояний с целью воспитания психологической стойкости к экстремальным условиям спортивной борьбы и формирования толерантности к последствиям нервного и физиологического перенапряжения и т.д. Психолого-педагогическая подготовка проводится, в основном, в процессе тренировок. Она ведется параллельно с технической, тактической подготовкой. Но её можно проводить и вне спортивной работы, когда спортсмен самостоятельно или с поддержкой выполняет задания с целью улучшения собственных психологических процессов, состояний и качеств личности [2].

Особое внимание в психолого-педагогической подготовке уделяется на формирование у спортсмена психической готовности к спортивным состязаниям. Психическая готовность к соревновательным состязаниям характеризуется (по А.Ц. Пуни, 1989) полной уверенностью спортсмена в собственных силах, желанием бороться до конца за достижение намеченной цели, оптимальны уровнем возбуждения, необходимой устойчивостью по отношению к разным негативным внешним и внутренним воздействиям, возможностью произвольно управлять собственными настроем, эмоциями, собственным поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Компонентами психолого-педагогической подготовки считаются: психологические качества и процессы, содействующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие устойчивую концентрацию на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психологической работы в сложных условиях тренировки и соревнований; толерантность психических состояний, проявляемые в экстремальных условиях (П.А. Рудик, Н.А. Худатов, 2000).

В задачу психолого-педагогической подготовки также входит развитие и совершенствование у спортсменов таких психологических ощущений, как: мышечные чувства и восприятия, позволяющие развивать сознательный контроль над разными параметрами движения; «чувства» времени, ритма, темпа, расстояния; возможность уверенно ориентироваться в пространстве; развитые произвольного интереса (концентрация, переключение, распределение); правильная идеомоторика; оперативная память; скорость и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на передвигающийся объект и др.) [3].

Для успешного овладения тактическими приёмами, в психолого-педагогической подготовке следует акцентировать внимание на совершенствование своеобразных мыслительных актов: способность к оперативному анализу поступающей информации о действиях соперника и синтезу адекватного решения; эластичность мышления и др. [4]

Психолого-педагогические методы профилактики симуляции (в большей степени именно педагогические) у спортсменов включают также методы оптимизации учебно-тренировочного процесса с целью достижения необходимой «спортивной формы» у спортсменов. Умение тренера провести необходимую беседу, переключить спортсмена на другой вид деятельности способствует оптимизации предстартовых состояний. Однако большее регулирующее воздействие оказывает правильно проведенная разминка. В случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокие ритмичные дыхания (гипервентиляцию), так как дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полушарий. При апатии, наоборот, требуется проведение разминки в быстром темпе для повышения возбудимости в нервной и мышечной системах.

Использование фармакологических препаратов, применяемых в повседневной жизни для управления психологическим состоянием (у не занимающихся спортом), показали недостаточную эффективность у спортсменов. Причина в том, что до сих пор нет точных результатов о том, как именно необходимо их применять (дозировка, кратность и т.п.), чтобы они оказали необходимое влияние на состояние спортсмена, особенно на соревнованиях.

В психолого-педагогические методы профилактики симуляции включают в себя методики самомобилизации различных мысленных образов.

Первая методика – формирование образов (сенсорная тренировка), так сказать, в «чистом» виде, не дополненные словами. Например, спортсмен, представляя зал, в котором он выступил очень удачно, может лишь мысленно видеть картины и ситуаций, связанные с этим залом, но не называть их ни вслух, ни про себя.

Вторая – точное словесное оформление каждого мысленного образа (углублённая сенсорная тренировка). Например, для самонастройки нужно вспомнить какого-нибудь сильного противника. Спортсмен должен не только мысленно видеть его, но и проговаривать (про себя или вслух) фамилию, имя соперника, основные его качества. Например: «Борец такой-то; он творческий, агрессивный, «вязкий», неожиданный». И сформулировать вывод: «Нужно быть предельно бдительным». Оба способа позволяют достичь желаемого результат, но второй предпочтительнее, так как мысленные образы, заключенные в точную словесную оболочку, действуют сильнее – благодаря словам они становятся более конкретными, как бы более осязаемыми [5].

В процессе мобилизующего самовнушения надо различать два основных положения. Первое состоит в том, что словами, используемыми для самомобилизации, не воздействуют непосредственно на органы, от состояния которых зависит успех мобилизации, а с помощью соответствующих слов вызывают мысленные образы тех ведущих симптомов, которые характерны для повышенного тонуса симпатической нервной системы.

Слова для самомобилизации должны содержать описание тех симптомов, которые возникают в связи с повышением тонуса симпатической нервной системы, без непосредственного упоминания о ней.

Воздействие слов проявляется сильнее, когда уровень бодрствования головного мозга снижен. Поэтому если вы решили овладеть методом сознательного регулирования тонуса симпатической нервной системы, надо научиться достигать состояния полного покоя, а еще лучше – полусна, дремоты. Тогда действие формул самовнушения окажется значительно эффективнее.

И еще один важный момент: промысливая и представляя содержание мобилизующих формул, можно и нужно использовать соответствующие физические компоненты. Подобные физические элементы помогают сопровождать словесные формулы четкими реальными ощущениями. В ряде случаев соответствующие физические ощущения можно и нужно воспроизводить специально, сознательно активизируя те или иные группы мышц. Чередуя процедуры самоуспокоения с процедурами самовозбуждения, тем самым, как уже было сказано, укрепляем не только свое психическое начало, но и весь организм, что весьма полезно в наше довольно напряженное время [6].

Преодолеть симуляцию очень сложно, так как нельзя быть уверенным что спортсмен действительно симулирует. Поэтому симуляцию легче предупредить. Именно поэтому психолого-педагогические методы профилактики симуляции очень важны для спортсменов. И являются существенной стороной его подготовки.

Список литературы

1. Информационный сайт [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lib.sale/uchebnik-sudebnaya-psihiatriya/simulyatsiya-dissimulyatsiya-psihicheskih. /. - (дата обращения 11.11.2018)

2. Информационный сайт [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://lektsii.com/ /. - (дата обращения 11.11.2018)

3. Информационный сайт [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lib.sale/uchebnik-sudebnaya-psihiatriya/simulyatsiya-dissimulyatsiya-psihicheskih. /. - (дата обращения 11.11.2018)

4. Информационный сайт [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.medactiv.ru/yguide/s/guide-s /. - (дата обращения 13.11.2018)

5. Psylist.Net [Электронный Ресурс] / Режим Доступа: Http://Psylist.Net/Sport/Atspo.Htm (дата обращения 11.04.2018)

6. Все о физическом и духовном развитии [Электронный Ресурс] / Режим Доступа: http://isskystvoboya.ru/raznoe/psichomishechnaya-trenirovka (Дата Обращения 11.04.2018)

Просмотров работы: 8