Система менеджмента качества (СМК) – это часть общей системы управления организацией. Она необходима для обеспечения требуемого уровня качества создаваемой предприятием продукции или оказываемых им услуг. Поэтому она необходима как предприятию, так и потребителю. Руководство фирмы должно быть уверено, что выпускаемая продукция имеет высокое качество, предприятие свою работу нацеливает во имя удовлетворения нужд и ожиданий потребителя, идет оптимизация системы управления, а наличие сертификата увеличивает возможности получить в конкурентной борьбе статус предпочтительного поставщика своей продукции.
А наличие действующей на предприятии СМК позволяет потребителю убедиться, что организация постоянно беспокоится об улучшении качества необходимой ему продукции.
Для этого СМК должна быть результативной, то есть решать поставленные ею задачи с учетом эффективности - затрат, внесенных на получение результатов. Степень результативности оценивается в соответствии с требованиями стандартов качества ИСО серии 9000; при постоянном улучшении качества для повышения конкурентоспособности продукции требуется усиление требований к результативности процессов через пересмотр критериев их оценки.
Методики оценки результативности СМК различные, так как учитывают различные критерии. Так, их можно классифицировать по:
- анализу достижений запланированных численных величин показателей как по качеству продукции организации, так и по всей ее деятельности;
- оценке результативности процессов СМК;
- оценке деятельности отдельных важных для предприятия объектов (например, по качеству товаров и услуг, степени соблюдения технологии производства, отзывов потребителя, данные по результатам внутренних аудитов, уровня метрологического обслуживания, процессам закупок);
- оценке деятельности персонала в структурных подразделениях;
- результатам внутренних аудитов;
- финансовым показателям деятельности как отдельных подразделений, так и по проводимым процессам;
- оценке удовлетворенности персонала через проведение анкетирования и опрос по проблемам обучения, текучести кадров и т.д.;
- результативности деятельности организации в интересах общества: степень соблюдения экологического законодательства, увеличения рабочих мест и заработной платы, объема отчислений в виде налога в бюджет, участия в решении социальных программ, в том числе благотворительности;
- внедрению проектов улучшения деятельности с учетом элементов бережливого производства и результатов самооценки.
Особое внимание требуется уделять оценке уровня актуализации документов СМК с учетом достижений в области производственных интересов (например, внедрения новых разработок [1 – 5], управления процессами [6 – 9], проведения контроля производства (например, опыта проведения внутренних аудитов качества и экологических аудитов [10 – 12]).
Для реализации любой из методик оценки результативности СМК применяют различные методы получения и обработки информации:
- численного расчета как отношение плановых и фактических результатов, чаще всего показатели определяют в процентах; обработку данных чаще всего проводят в компьютерной среде Excel; не редко результаты приводят в виде графиков и лепестковой диаграммы;
- качественного анализа с фиксацией вывода о выполнении или не выполнения параметра;
- в виде баллов на основе разработанных критериев оценки.
После проведения реального состояния результативности СМК руководство принимает решение по доработке критериев оценки или повышения требований путем постановки более высоких целей в области качества для повышения возможностей потенциала СМК.
Стандартами качества не регламентируется частота проведения оценки результативности СМК, однако эксперты по сертификации советуют осуществлять оценку результативности СМК ежегодно.
Алгоритм проведения оценки результативности СМК показан на рисунке 1.
В качестве исходных данных могут быть:
- результативность в достижении поставленных целей в разделе качества;
- динамика результативности качества проведения процессов и произведенной продукции;
- учет замечаний и предложений потребителей по улучшению качественных характеристик продукции;
- качественные показатели взаимовыгодной работы с поставщиками;
- результативность управления несоответствующей продукцией.
Исходные данные для объективности должны базироваться на результатах проводимых в организации внутренних аудитов объектов СМК и качества продукции на основе рекомендаций стандарта 19011 – 2012 (рисунок 2), а также самооценки.
Результатом проведенного анализа состояния СМК должен быть отчет с отражением информации о качестве проводимых процессов СМК, удовлетворенности потребителей, степени результативности управления документацией СМК и работой персонала, масштабности освоения выпуска новых видов продукции, качественных показателях деятельности организации.
В качестве рекомендаций по улучшению результативности СМК можно предложить такие мероприятия как:
- аттестацию отдельных процессов, цехов или продукции;
- контроль процесса актуализации документов СМК;
- проведение мониторинга отдельных процессов (например, складских условий по хранению сырья);
- контроль графика поверки метрологического оборудования и инструментария;
- ужесточение критериев входного контроля сырья;
- разработка мероприятий по сокращению потерь от брака и ликвидации условий, порождающих рекламации выпущенной продукции.
Рисунок 1 – Алгоритм проведения оценки результативности СМК
Рисунок 2 – Объекты внутренних аудитов на предприятии
Список литературы
1. Савостин А.В. Повышение эффективности преддефекации возвратом активного осадка сока II сатурации / А.В. Савостин, П.Е. Шурай, А.Ф. Пильников. - Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. 2008. - №4. - С. 54-57.
2. Савостин А.В., Шурай П.Е., Пильников А.Ф. Исследование электрокинетических свойств известкового молока. – Известия высших учебных заведений. Пищевая технология, 2008. - № 5-6. – С. 38-41.
3. Савостин А.В., Шурай П.Е. Известковое молоко: гипотезы и факты.- Сахар. 2008. - № 5. - С. 64-66.
4. Савостин А.В., Шурай П.Е. Механохимическая активация в технологии сахарного производства. – Известия высших учебных заведений. Пищевая технология, 2009. - № 1. – С. 59 - 61.
5. Савостин А.В., Шурай П.Е., Решетова Р.С., Луцюк А.М., Ларюхина А.Н. Метод определения заряда суспензий сахарного производства. - Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. 2010. - № 1 (313). - С. 95-97.
6. Кузменчук В.С., Шурай П.Е., Шурай С.П. Описание бизнес-процесса на примере производства хлеба. – Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование: сборник научных трудов Международной молодежной научно-практической конференции (17-18 ноября 2016 года; в 2-х томах, Т.2, Юго-Зап. Гос. Ун-т, Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга». 2016. – С. 384-388.
7. Припаньковская Я.М., Шурай П.Е., Шурай С.П. Управление документацией как условие успешности бизнеса. В сборнике: Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование. сборник научных трудов 3-й международной молодежной научно-практической конференции: в 2 томах. 2016. – С. 178-182.
8. Шиян И.С., Шурай П.Е., Шурай С.П. Механизм внесения изменений при проектировании: сб. науч. тр. 3-й международной молодежной научно-практической конференции Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование. Курск, 2016. С. 362 – 366.
9. Прокопенко В.Д., Шурай П.Е., Шурай С.П. Использование карт Шухарта для анализа качества продукции: сб. науч. тр. 3-й международной молодежной научно-практической конференции Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование. Курск, 2016. С. 182-186.
10. Шурай П.Е., Шабалина С.Г., Ксандопуло С.Ю., Труфанова И.В. Рекомендации по проведению аудита качества процесса доставки потребителям молочной продукции. - Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. 2014. № 1 (337). – С. 121-122.
11. Шурай П.Е., Шабалина С.Г., Ксандопуло С.Ю., Труфанова И.В. Аудит качества перевозок молочной продукции//Известия высших учебных заведений. Пищевая технология, 2014. № 1. С. 114-115.
12. Шурай П.Е., Шурай С.П., Федичкин Н.С. Управление поставками сырья для соблюдения качества продукции и его экологической безопасности. - Научные труды КубГТУ, № 7, 2017. – С. 523 – 530.