БЭНКСИ «ДЕВОЧКА С ВОЗДУШНЫМ ШАРОМ» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

БЭНКСИ «ДЕВОЧКА С ВОЗДУШНЫМ ШАРОМ»

Парамонов А.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стрит-арт – направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. Основной частью стрит арта является граффити, но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу.

До 2012 года ни в одном музее мира не существовало отделов коллекционирования и хранения стрит-арта, пока в Санкт-Петербурге не открылся музей стрит-арта: его миссией является хранение и предоставление информации об уличном искусстве, помощь в реализации новаторских проектов молодых художников, внедрение нового подхода к развитию индустриальных территорий и удаленных от центра районов посредством творческих практик и современного искусства. По легенде, история граффити начинается в 1942 году, во время Второй Мировой Войны, когда рабочий Килрой принимается писать «Kilroywarhere» на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте. Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению вируса присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 50-60 х годах. Художник берёт город приступом вместе с CoolErl и TopCat. Втроём они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.

Из Филадельфии течение в конце 60 х годов приходит в Нью-Йорк. Там всё начиналось в квартале WashingtonHeights в Манхэттене. В 1971 году «тег» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 – первый, кто помещает номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым райтером, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих райтеров.

В то же время начинает появляться новая форма. 1972 год отмечает рождение нового эстетического языка. В то время как между райтерами, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает настоящая война, некоторые из них для того, чтобы как-то отличиться, используют неожиданные стилистические включения. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.

Быстрый и бесконтрольный рост движения вызывает определенный интерес культурных инстанций, от критиков до галерей. Поэтому начало 1980-х отмечает впечатляющее количество выставок, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова. В 1981 году райтеры принимают участие в выставке PSINewYork/NewWave вместе с другими художниками. С тем же озадачивающим очевидным успехом первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.

Одновременно с художественным признанием искусство граффити испытывает на себе жесткие санкции, которые вынуждают его развиваться вне метро и улиц. Давление оказывает значительный и подчас фатальный эффект на художественное развитие многих райтеров. Но не все смиряются с этим, и кое-кто ищет новые пути развития, дающие место многочисленным ответвлениям. С этого момента движение получает второе дыхание и обеспечивает себе дальнейшее развитие. Во Франции в 1990-х самым ярким представителем стрит-арта стал художник SpaceInvander (Захватчик). Он создавал мозаичные композиции в виде фигур инопланетян из аркадной видеоигры SpaceInvaders и расклеивал их в публичных местах по всему миру.

Последнее десятилетие отмечает разнообразие направлений, которые выбирает стрит-арт. Восхищаясь старшим поколением, молодые райтеры отдают себе отчёт в важности разрабатывания собственного стиля. Таким образом возникают всё новые ответвления, предсказывающие движению богатое будущее. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своему размаху всё, что было создано до этого. В 2012 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России Музей стрит-арта. Он не имеет аналогов в мире, так как находится на территории действующего производства – Завода слоистых пластиков. Территория музея делится на две зоны — постоянную экспозицию на действующем производстве Завода слоистых пластиков и публичную площадку, где проходят временные выставки и массовые мероприятия.

Бэнкси – идол и кумир всех художников, работающих в стиле граффити. Он загадочен и таинственен. Никто не знает его настоящего имени, нигде нет его фотографий. В этом проявляется его неформальность и экстремальность. Его идеи опережают время, им разрисована масса запрещенных мест. Поэтому анонимность художнику только на руку - полиция нигде не может его найти и собрать о нем сведения. Никто не знает деталей его биографии. 

По некоторым источникам Бэнкси родом из Бристоля. Ему 36 лет. Граффити Бэнкси увлекся примерно в конце 90-х годов. Длительное время он просто рисовал, но постепенно его работы становились все более масштабными. Благодаря этому Бэнкси быстро стал популярен в Бристоле и Лондоне. Со временем ему стало сложнее скрываться от полиции. И тогда он додумался рисовать с помощью трафаретов, чтобы ускорить процесс творчества, чтобы прорисовка каждого фрагмента не занимала слишком много времени. И это не раз спасало его от столкновения с полицией. 

Рисунки Бэнкси призывают к свободе, миру, носят остросоциальный характер. Их тематика очень актуальна. Чаще всего на рисунках изображены люди и животные. На его работах отсутствуют традиционные теги, их содержание - это ответ на определенные события, которые демонстрируют социальную оценку. В силу многих причин работы художника незаконны, поэтому он и скрывает свою личность от общества. Международная известность пришла к Бэнкси после того, как он тайно разместил свои работы на стенах крупнейших музеев в Англии и Штатах. Сотрудники Британского музея только через несколько дней заметили поддельный наскальный рисунок, тайком размещенный Бэнкси, который вошел в постоянную экспозицию музея!  Кроме того, художник умудрился разместить свои работы на берегу Иордана, не обращая внимания на выстрелы со стороны израильтян! Это характеризует Бэнкси как личность, имеющую глобальные политические взгляды.  При этом художник способен на немыслимые и совершенно непредсказуемые трюки - однажды в 2006 году 500 копий компакт-дисков Пэрис Хилтон были тайком заменены дисками самого Бэнкси с его ремиксами и обложкой. Но самое интересное в этой ситуации то, что диск Бэнкси оказался лучше. Так как ни один его диск, купленный по ошибке, не был возвращен назад. С аукциона работы художника уходят за 30-600 тысяч долларов, причем моментально. В 2006 году певицей Кристиной Агилерой была приобретена картина «Королева Виктория как лесбиянка» и еще два принта. Трафарет Зеленой Мона-Лизы с краской, капающей из ее глаз, был продан за 57 тысяч. 

Если вы хотите посмотреть работы Бэнкса, то посетите Бристольский и Лондонский зоопарки, Нью-Йоркский музей современной истории, музей Metropolitan, , Бруклинский музей, лондонскую галерею «Тэйт». Бэнкси потрясающе востребован в мире современного искусства, за его работы люди готовы отдавать безумные деньги. А интервью с ним – мечта каждого уважающего себя журнала. 

«Девочка с воздушным шаром» – созданная Бэнкси в 2006 году авторская копия одноименного граффити 2002 года, а также перформанс по её уничтожению во время аукциона. Картина была разрезана встроенным в раму шредером во время аукциона  сразу после объявления о её продаже. Художник и креативный директор женевской фирмы по производству часов deLaCour Пьер Кукджян, который был на аукционе, заявил, что покупателю картины «очень повезло» с этим происшествием. Он назвал шалость Бэнкси «поворотным моментом в истории современного концептуального искусства».

«Девочка с воздушным шаром» является одним из самых известных полотен Бэнкси. В отличие от других повторений этого мотива в творчестве художника, картина, представленная в октябре 2018 года на аукционе Sotheby's, уникальна, так как была подарена владельцу самим Бэнкси в 2006 году после демонстрации на выставке «На грани законности» в Лос-Анджелесе калифорния.

Картина выполнена в технике акриловых и аэрозольных красок. Изображение наносилось по готовому трафарету. Её размер — 101 на 78 сантиметров. Присутствует подпись и дарственная надпись художника с обратной стороны холста. Позолоченная массивная рама, с точки зрения искусствоведов, – неотъемлемый элемент произведения. Она была выбрана самим Бэнкси. Картина была выставлена на продажу владельцем в октябре 2018 года на аукционе Сотбис лот 67. Первоначальная цена была заявлена 200 000–300 000 фунтов. В результате торгов она повысилась до 1 042 000 фунтов стерлингов, за которые картина и была продана.

Картина изображает девочку, силуэт которой нанесён на холст чёрными красками по белому фону. Она с грустью наблюдает, как улетает вдаль её ярко-красный воздушный шарик в форме сердца. Девочка протягивает к нему руку. Форма сердца, которая является единственным цветным пятном картины, означает невинность, мечты, надежды и любовь. Здесь, помимо того, что шар является игрушкой ребёнка, он показывает хрупкость детства. Образ девочки, отпускающей свой воздушный шар, предполагает, что невинность может быть легко потеряна. Известно, что Бэнкси позволяет себе критику современного общества, специалисты предполагают, что, по мнению художника, общество заставляет детей взрослеть слишком быстро.

Искусствоведы отмечали, что, как и большая часть работ Бэнкси, изображение неоднозначно, оставляя зрителя в размышлении, пытается ли девочка поймать летящий воздушный шар – символ детского счастья, или же она позволила ему выскользнуть из руки и смотрит с сожалением, как он улетает. В этом случае картина – метафора, возможно, окончания детства и потери невинности.

Сюжет, представленный на картине, по версии искусствоведов, впервые появился в творчестве Бэнкси в виде выполненного с помощью трафарета художником граффити на стене типографии (по другой версии — магазина) на Грейт Истерн-стрит в лндонском районе. Это произошло в 2002 году. В своё время предложение владельцев здания вырезать граффити из стены и отправить как экспонат на аукцион, вызвало бурные эмоции. Спустя много времени находившееся к тому времени за рекламным щитом граффити «Девочка с воздушным шаром» было всё-таки вырезано из стены в феврале 2014 года по инициативе TheSincuraArtsgroup. Граффити было представлено на выставке «StealingBanksy?» в том же году, а затем оно было продано.

Искусствоведы  считали, что несколько позже, чем в Шордитче, «Девочка с воздушным шаром» была изображена в том 2002 году на мосту в районе Саут-Банк в Лондоне. В этот раз граффити было представлено в сопровождении эпиграфа «Всегда есть надежда».

Арт-дилер Акорис Андипа, который специализируется на торговле работами Бэнкси, утверждает, что некоторые детали аукциона ему показались странными:

- Работа была последним 67-м лотом на торгах, она была выставлена на продажу, когда большая часть участников покинула аукционный зал и ушла на ужин.

- Акорис Андипа сам сообщил представителю Sotheby's, что рама для картины кажется ему «непропорционально толстой», но тот никак на это не отреагировал.

- Ценная картина была вывешена на стене у заднего входа в выставочный зал во время предаукционного экспонирования.

5 октября 2018 года во время аукциона, после объявления о продаже полотна, с последним ударом молотка аукциониста встроенный в раму шредер разрезал его на мелкие полосы. Бэнкси разместил в Instagram'е фото этого эпизода, сопроводив его словами, которые обычно произносит аукционист: «Продаётся, продаётся, продано…».

Считается, что после акции стоимость полотна даже увеличилась. «Его стоимость выросла не столько благодаря предмету искусства самому по себе, сколько благодаря связанному с ним концептуальному событию», — говорит британский арт-дилер Оффер Уотерман, специализирующийся на искусстве XX века. Этой же точки зрения придерживается и соучредитель MyArtBroker Джой Сиер. Он считает, что история с измельчением является теперь частью художественного произведения, и оценивает рост цены на картину как минимум на 50 %, возможно, до уровня, равного 2 миллионам фунтам стерлингов.

В результате переговоров Sotheby's с покупательницей (имя женщины не было оглашено, известно только, что проживает она в Европе) картины 11 октября 2018 года было подтверждено её согласие на приобретение изрезанной шредером картины за 1042000 фунтов стерлингов. Работа была переименована официальным представителем Бэнкси компанией Pestcontrol из «Девочка с воздушным шаром» в «Любовь в мусорном баке»

В сущности, каждая арт-интервенция – это вызов или по крайней мере комментарий, связанный с более ранней работой или темой этой работы, а также с ожиданиями определенной аудитории, и, будучи полностью реализованным в одностороннем порядке, он, скорее всего, не будет воспринят властью как искусство, а расценен как нежелательное действие, если вообще не проявление вандализма.

Правоохранительным органам не всегда просто отделить арт-интервенцию от преступного вандализма. Авторов арт-интервенций нередко обвиняют в дурновкусии на грани китча. Художественная ценность арт-интервенции во многом зависит от точки зрения зрителя. Иногда арт-вандализм используется для выражения политического протеста. Как правило, внезапные вторжения в существующие произведения искусства не воспринимаются публикой как искусство, пока кто-нибудь не начнёт характеризовать их как перформанс.

Питер Гибсон, представитель организации «KeepBritainTidy», борющейся за чистоту, утверждает, что работы Бэнкси являются обычным вандализмом, а Диана Шекспир, представитель той же организации, говорит: «Мы озабочены тем, что уличное искусство Бэнкси прославляет то, что по сути является вандализмом». Во время распродажи выставки Бристольского музея в 2010 году две работы Бэнкси подверглись вандализму – кто-то расстрелял их из пейнтбольного ружья шариками с синей краской. Мартин Булл отмечал, что изображение «Девочка с воздушным шаром» выбирается почитателями творчества Бэнкси (особенно женщинами) как их любимый образ, его значение бесконечно обсуждается на интернет-форумах: девушка держится за воздушный шар (потерянная любовь?), или она позволяет ему улететь? Сам Булл считал, что смысл образа достаточно ясен, поскольку Бэнкси давал такой заголовок для изображения: «Когда придёт время – уходите, просто уходите спокойно и не поднимайте шум».

Журналист Уилл Эллсворт-Джонс называет «Девочку с воздушным шаром» одним из самых популярных и тонких образов Бэнкси, отмечает, что двусмысленность является частью шарма картины. Сам он также считает, что девочка, наблюдая, как её сердцевидный шар взлетает, сама хочет этого, а не расстроена его потерей. Искусствовед Sotheby's отмечал поразительную простоту и непосредственность полотна. Он отмечал, что Бэнкси подшучивает над миром профессионального искусства и обращается к самой широкой аудитории, предлагая современное изображение святости, яркий символ надежды.

Картина Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» была признана самым любимым произведением искусства в Великобритании в опросе компании Samsung, в котором приняли участие 2000 человек, что подтвердило широкую популярность этого знакового произведения.

Список литературы

Стрит-арт искусство улиц [Электронный ресурс]. URL: http://anysite.ru/publication/street-art (дата обращения 31.01.2019).

Девочка с воздушным шаром (2002) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BC_(2002) (дата обращения 31.01.2019).

Просмотров работы: 4002