Формирование готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающую семью - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающую семью

Аникина А.П. 1
1УлГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из главных целей государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации является создание условий, позволяющих устроить их на воспитание в семью.

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2017 году составила 88,65 % [1].

По данным Минобрнауки России, темп роста (снижения) численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2017 году составил 88,0 процентов.

В России зафиксировано рекордно низкое число детей в сиротских учреждениях. В банке данных, который ведет Минпросвещения, осталось менее 48 тыс. анкет. Еще 5 лет назад в банке было в 1,5 раза больше детей – 68,8 тысячи, а 10 лет назад – 115,6 тысячи. Сейчас в стране 180 тысяч приемных родителей и усыновителей [2].

Несмотря на то, что количество воспитанников детских домов за последние несколько лет значительно сократилось, наблюдаются случаи отказов замещающих семей от детей, в результате чего они вновь возвращаются в специализированные учреждения.

Проблема исследования заключается в неготовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающую семью.

Основными причинами проблем во взаимоотношениях замещающих родителей и ребенка, которого они взяли на воспитание в семью, являются:

Психологическая неготовность замещающих родителей к приему ребенка в семью;

Ложный мотив принятия ребенка в семью у замещающих родителей;

Нехватка родительских воспитательных компетенций - непонимание, почему ребенок себя так или иначе ведет и как на это реагировать.

Неготовность ребенка, столкнувшегося с новой средой, значительно отличающейся от ему привычной.

В данном исследовании мы будем рассматривать последнюю причину проблем во взаимоотношениях - неготовность ребенка, столкнувшегося с новой средой, значительно отличающейся от ему привычной.

Если не изменить ситуацию, количество отказов от детей будет возрастать, а готовность детей к устройству в замещающую семью останется на прежнем уровне.

Для решения проблемы была разработана программа по формированию готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающую семью.

Были определены следующие индикативные показатели:

Психологическая готовность;

Социально-бытовая готовность;

Правовая готовность.

Психологическая готовность включает в себя:

Навык общения и взаимодействия. Общение - основа любых взаимоотношений, в том числе и между замещающими родителями и ребенком, которого они берут на воспитание в семью. Необходимо умение заводить знакомство, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и задавать их.

Сформированные семейные ценности. Они определяют общее видение семьи для ребенка. Важно, чтобы ценности отражали позитивный образ будущей семьи и отношений в ней. Особенно это важно для детей, которые до приема в детское учреждение воспитывались в неблагополучной семье и видели неправильные модели поведения, вследствие чего у них могло сформироваться искаженное представление о семье.

Мотивация к устройству в семью. Положительная мотивация ребенка к устройству в замещающую семью очень важна. Ребенок должен быть психологически готов к жизни в семье, как в замещающей, в которую он может попасть в ближайшем будущем, так и в своей собственной.

Эмоциональная устойчивость заключается в способности сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие.

Социально-бытовая готовность:

Навык личной гигиены заключается в знании о том, что такое режим дня, работы и отдыха, рациональное питание, закаливание, физическая культура, уход за кожей, гигиена одежды, обуви и жилища.

Умение наводить и поддерживать порядок: аккуратно складывать свои вещи в шкаф, убирать за собой все, с чем играл и чем пользовался.

Умение распоряжаться финансами позволит ребенку понять цену деньгам, он сможет научиться сберегать и тратить с умом, ставить и достигать финансовые цели.

Правовая готовность:

Знание своих прав и обязанностей

Знание о том, какими документами они обладают и как их можно использовать. Включают в себя: знание о льготах, правилах поступления в учебные заведения, о праве на жилье и т.д.

В соответствии с представленными выше индикативными показателями, были определены уровни готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающую семью:

Низкий уровень: ребенок малоактивен и неразговорчив, у него не сформированы семейные ценности, отсутствует мотивация к устройству в семью, он не следит за личной гигиеной и порядком вокруг себя, не понимает, как распоряжаться финансами, не знает о своих правах.

Средний уровень: ребенок не очень активен, не всегда поддерживает беседу. У него сформированы семейные ценности, но еще нет мотивации к устройству в семью. Он соблюдает правила личной гигиены, но не всегда следит за порядком вокруг себя. Немного знает о своих правах, имеет небольшое представление о том, как распоряжаться финансами.

Высокий уровень: ребенок активный, умеет поддерживать беседу и слушать своего собеседника, у него сформированы семейные ценности, есть мотивация к устройству в семью, он соблюдает правила личной гигиены и следит за порядком, знает о своих правах и о том, как распоряжаться финансами.

Программа включает в себя мероприятия, направленные на повышение уровня психологической, социально-бытовой и правовой готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающую семью:

Лекция на тему «Что для меня семья». Цель: выявить, сформированы ли семейные ценности у детей, есть ли у них мотивация к устройству в семью. С помощью метода наблюдения будет определен навык общения и взаимодействия у детей.

Лекция на тему «Финансовые цели». Цель: рассказать детям о том, что такое финансовые цели, как правильно их ставить и зачем они нужны, а во время обсуждения выявить, умеют ли они распоряжаться финансами. Навык личной гигиены и умение наводить и поддерживать порядок будут выявлены через метод наблюдения.

Лекция на тему «Я и мои права». Цель: рассказать об основных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по итогу обсуждения с помощью небольшого опросника определить уровень знаний детей о своих правах.

Электронное тестирование на выявление готовности к устройству в замещающую семью. Цель: определить уровень готовности ребенка к устройству в семью.

Уровень остальных показателей можно выявить с помощью наблюдения и беседы.

Ожидаемые результаты реализации программы:повышение уровня психологической, социально-бытовой и правовой готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающую семью.

Результаты практической работы будут представлены в следующих статьях.

Список использованных источников:

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].URL:http://www.gks.ru/

[Электронный ресурс]. URL:https://iz.ru/784916/elina-khetagurova/chislo-sirot-v-rossii-snizilos-do-rekordno-nizkogo-urovnia

Просмотров работы: 13