Самый большой банкрот в этом мире – человек,
утративший свой жизненный энтузиазм
Мэтью Арнолд
Наверное, каждый человек хоть раз в жизни выступал на сцене. И у каждого случались свои проблемы: боязнь сцены, страх провала, а иногда и «перегорание» до выступления.
В психологии существует термин «эмоциональное выгорание» – синдром, проявляющийся нарастающим эмоциональным истощением, которые может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми. Но в музыкальной сфере вместо данного выражения используют термин «перегорание», который характеризуется, как эффект фрагментарного эмоционального истощения, который может быть вызван различными факторами.
Рассмотрим основные причины проявления этого эффекта:
– Репертуар, который был выбран не исполнителем, а кем-то другим (педагогом, учебным планом, случаем, ролью).
– Произведения, которые исполняются достаточно долгое время.
– Неправильный настрой перед выступлением.
– Долгое ожидание.
Какие же пути решения?
Во-первых, к выбору репертуара нужно подходить очень ответственно. Даже если у вокалиста есть какие-то стилевые или иные рамки, нужно руководствоваться только чувствами к песне. Ведь песня – это наивысший пик человеческой души, когда только слов уже не хватает. Главное в исполнении – это образ, который нужно донести до слушателя, и для начала нужно самому понять, что подразумевает автор, и почему хотите это исполнить. Ответив на эти вопросы, не останется сомнений в выбранном репертуаре.
Во-вторых, возьмите за правило, что репертуар должен обновляться несколько раз в год. Если музыкант часто принимает участие в конкурсах, то не стоит исполнять песни больше двух раз. Или же стараться каждый раз находить что-то новое, делать оригинальные аранжировки, искать свежие образы.
Самая распространенная причина «перегорания» – прослушивание перед выступлением музыки, которая по своему настроению, стилю, способу исполнения противоположна выбранной песне. Поэтому нужно заранее подбирать свой плэй-лист, который будет соответствовать образу исполнителя на выступлении.
Часто вокалисту приходилось ждать своего выступления дольше, чем нужно. И это еще одна причина «перегорания». К примеру, когда артист, настроен и готов выступать приходит за кулисы и узнает, что его выступление откладывается на 1–2 часа, то за это время полностью выходит из образа и настроя. Все по-разному «убивают» время ожидания: кто-то начинает читать новости, общаться с людьми на посторонние темы, кто-то «подкрепляется» в столовой, тем самым не только теряя нужное эмоциональное состояние, но и приводя свой певческий аппарат в нерабочее состояние. И после всего выходит и… происходит, своего рода, провал.
Что же нужно предпринять?
Старайтесь не общаться с людьми на отвлеченные темы. К примеру, обсуждать мировые новости, фильмы, новые книги можно и нужно делать после выступления.
Также, в день выступления старайтесь не повторять песню больше 1 раза. Достаточно будет хорошо распеться и пропеть сложные или кульминационные моменты. После этого настраивайте себя на образ.
Последний совет: физические упражнения помогут исполнителю провести время ожидания с пользой, погрузиться в себя и выступление. Рывки руками, скручивания, глубокий вдох и выдох – все это отвлечет вас от суеты и посторонних шумов.
Список литературы
1. О’Коннор Ричард. Психология вредных привычек. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 256 с.
2. Луков В. А. Арнолд Мэтью («Мир Шекспира») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3673.html (дата обращения 19.12.2018).
3. Лэнгле А. Синдром эмоционального выгорания у сотрудников и борьба с ним [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/motivation/burn-out.shtml (дата обращения 19.12.2018).