Вопрос о генетической памяти народа рассматривается в сфере психологии, этнографии. Некоторые убеждены, что невозможно заложить в «генетику» воспитание, связанное с нравственностью, другие же, наоборот, уверены, что «матричный код цивилизации» существует, и именно генетическая память и ее принятие учеными помогут разгадать многие загадки, связанные с этногенезом и особенностями народа.
Так что же такое «генетическая память»? По сути, это уникальное явление, которое позволяет памяти воспроизводить моменты реальной жизни, которые мы просто не можем помнить в связи с тем, что не проживали их в данный временной отрезок. Иными словами, весь тот опыт, который накапливается нами в течение жизни, передается нашим поколениям через подсознание. Такое явление швейцарский философ и психолог Карл Юнг назвал «коллективное бессознательное».
Но даже в случае принятия существования генетической памяти некорректно предполагать, что ее можно построить таким образом, чтобы «запрограммировать» последующие поколения на высоко духовные и нравственные ориентиры и порождать гениев. Этот вопрос с очень интересной позиции рассматривается в теории этногенеза Льва Николаевича Гумилева.
По его мнению, этносы рождаются, живут и умирают, причем рождаются не «из ниоткуда», а из предыдущих видов, и уходят не «в никуда», а в последующие этносы. Но здесь мы вынуждены столкнуться с понятием «пассионарности». Под этим термином понимается способность человека ставить идею выше жизни [2].
Истинную историю рождения этносов очень трудно обнаружить, и, по мнению Л. Н. Гумилева, этнос появился в тот момент, когда группа единомышленников со своими идеями (пассионарии) устали от общества и «откололись» от него, тем самым сформировав свою картину мира. Но в ходе исторического развития процент таких личностей уменьшается, и основную массу общества составляют субпассионарии.
Этнос уходит из истории, но внутри него всегда зарождаются гении, которым надоедает текущая ситуации, бессмысленность. Они ставят духовную идею выше всего остального, и уходят. И начинается новый этнос, который живет по тем же самым правилам.
На данное время можно утверждать, что есть устойчивые конструкции бессознательного рода, семьи, этноса, нации, и информация, которая содержится в этих конструкциях, является достоянием духовного мира [2]. «Судьба каждого этноса напрямую зависит от качества той информации, которая находится в их бессознательной памяти» [3].
В народной духовной культуре коллективный опыт формирует картину мира. Такая мировоззренческая система передается от поколения к поколению. Под культурным текстом понимается не только то, что можно выразить словами. Информация, переданная на языке предметов, музыки, одежды и т. п., также служит своеобразным культурным текстом.
Важно помнить, что, во-первых, культурный текст имеет строгую организацию. Помимо этого, он неоднократно воспроизводится в одной и той же форме. Во-вторых, чтобы правильно расшифровать смысл, заложенный в культурном тексте, надо быть воспитанным в данной культурной традиции, необходимо владеть ее кодом.
Все, что окружает культурный текст, является контекстом, и именно в нем сосредоточена остальная информация. Следовательно, текст и контекст должны передаваться следующим поколениям только комплексно. Это означает, что, например, народная песня благодаря неоднократному воспроизведению в одних и тех же строго определенных обстоятельствах входит в сознание, а не заучивается специально [4].
Во время экспедиций этнографы сталкивались с таким явлением, когда одни и те же носители, не обладая абсолютным слухом, неоднократно исполняли определенную песню, каждый раз сохраняя при этом фиксированную звуковысотность. У таких исполнителей есть выражение «голос дорожку протоптал». Это объясняет тот факт, почему носители придерживаются определенного звуковысотного уровня. Но как же тогда объяснить такое явление, когда спустя поколения, совсем другие исполнители в этой же местности воспроизводят эти песни на той же самой высоте, что и их предки?
В каждой локальной традиции формируется свой звуковой идеал. Облик местной традиции определяют исполнительские особенности, в основном, тембровые характеристики, которые зависят от свойств языкового диалекта, тесситуры, способа звукоизвлечения, соотношения мужского и женского вокального исполнительства. Акустические условия среды (горная, степная, лесная) оказывают большое влияние на исполнительскую традицию [5].
Передача музыкального фольклора передается устным путем, это значит, что любая воспроизводимая мелодия или напев воспринимается новым поколением на слух в момент звучания. Сами исполнители говорят, что они могут петь или играть плохо, но они не могут делать это неправильно [1].
Так существует ли генетическая память народа? История циклична, все события повторяются, идут по спирали. Если генетическая память существует, может, это фиксируется в нашем подсознании? Как объяснить стабильность музыкально-фольклорных традиций, если условия их бытования и носители меняются? На эти вопросы нет однозначных ответов, есть только мнения. В любом случае, проблема рождения и развития этноса не потеряет своей актуальности, потому что это касается каждого из нас.
Список литературы
1. Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. – М. : Композитор, 2001. – 256 с.
2. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб. : Кристалл, 2001. – 642 с.
3. Кореняко В. А. К критике концепции Л. Н. Гумилёва // Этнографическое обозрение. № 3. – 2006. – С. 22–35.
4. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О. А. Пашина. – СПБ. : Композитор, 2005. – 568 с.
5. Чекановска А. И. Музыкальная этнография. Методология и методика. – М. : Сов. композитор, 1983. – 190 с.