ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА

Ковригина В.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чтобы попытаться раскрыть данную тему, сначала необходимо рассмотреть определения «поведения» и «репертуара поведения». Термин «поведение», говоря о человеке, подразумевает всякую деятельность людей, в том числе, что они говорят, как двигаются, о чем думают, что чувствуют. «Репертуар поведения» – набор навыков поведения, которыми человек уже овладел и которые он может использовать по своему выбору в разнообразных ситуациях.

«Мы действуем в соответствии с образом себя», – пишет Моше Фельденкрайз, и этот образ, который управляет нашими действиями, определяется следующими факторами: наследственностью, воспитанием и самовоспитанием. Следовательно, поведенческий репертуар основывается на том, какие биологические особенности имеет человек; на накопленных им умениях и навыках в процессе жизнедеятельности; и на том, что приобретает человек соответственно своей природе, индивидуальным склонностям и интересам.

Наследственный фактор меньше всего поддается изменениям, поскольку биологические особенности человека (особенности нервной системы, органов чувств, кожи и т. д.) определяются его физической наследственностью задолго до начала осознания себя.

В процессе воспитания и образования человек получает возможность овладеть определенным языком, рождаются представления и реакции в соответствии с конкретным обществом, социальной группой. Происходит формирование личности, мировоззрения. Воспитание также значительно определяет направление развития, самовоспитания и самообразования.

Следовательно, поведение и имеющийся поведенческий репертуар предполагают наличие и взаимодействие индивидуальных свойств организма, заложенных природой, и качеств, приобретенных в процессе воспитания, роста и развития личности.

Необходимо отметить глубокое влияние на поведение человека свойств его нервной системы. Но влияние это обусловлено не только врожденными свойствами, но и приобретениями в процессе жизнедеятельности и нахождения в определенной социальной среде. И. П. Павлов отмечал, что высшая нервная деятельность отличается кроме биологического компонента также общественным характером.

В процессе жизни тип нервной системы может изменяться в силу его исключительной пластичности. На эти изменения влияют физиологические и психические нарушения, общественные факторы, которые могут происходить с человеком на протяжении жизни. Соответственно, можно предположить, что набор типов поведения также может изменяться.

Когда у человека возникает желание изменить что-либо в самом себе и в своей жизни? Наверное, когда он чувствует дискомфорт в окружении того, что имеет внутри и вокруг себя. Как известно, «желать» предполагает «действовать», а так как всякое действие само по себе является движением, то изменения происходят! Характер, время и направление этих изменений зависит от того, какой путь и способы выбирает человек и какие возможности имеет в данный момент. Изменение не является мгновенным волшебным осуществлением наших желаний. Каждый конкретный случай требует своего времени, скорости процесса, обстоятельств и соответствующих действий.

Также следует различать понятия «изменить» и «уметь контролировать». Изменение как факт, а не процесс – это явление, более завершенное и менее способное мгновенно вернуться в прежнее состояние. А умение контролировать, явление более непостоянное и имеющее эффект внезапного превращения.

В процессе каких-либо изменений большое значение имеет воля человека. Во время совершения волевых действий достаточно ярко проявляется личность человека, например, такие ее качества, как целеустремленность, настойчивость, решительность, выдержка и самообладание, мужество и смелость. Используя данные свойства и взращивая их в себе, человек имеет возможность осуществить изменения в наборе навыков своего поведения.

«Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы в себе несем»[1]. А в каждом действии принимают участие такие составляющие, как ощущение, движение, чувство, мышление. Каждый из этих компонентов в разной степени участвует в изменениях, это зависит от конкретного человека. Можно добавить мотивацию, как один из сильно воздействующих факторов.

Когда человек ставит перед собой цель изменить определенный навык поведения, он приводит в движение все составляющие и заставляет их работать таким образом, чтобы начался процесс изменения устоявшихся привычек. От действия к действию человек накапливает и сохраняет новую информацию, которая становится привычной и комфортной.

Самовоспитание также играет большую роль в совершении каких-либо изменений. Для того чтобы процесс стартовал, необходимо выйти из «зоны комфорта», то есть устоявшихся привычек, которые человек решил в себе изменить. Это требует самодисциплины, выдержки и, для начала, первого, самого трудного и важного шага к желаемому.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек, желающий изменить, действуя, может это сделать. Соответственно, и свой поведенческий репертуар, сформированный в процессе жизни, зависящий и от биологических свойств, и от приобретенных качеств, человек может изменить.

Список литературы

1. Оксинойд К. Э. Все основные способы психологического объяснения поведения людей [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.elitarium.ru/povedenie-lyudej-vospriyatie-lichnost-biheviorizm-teoriya-socialnogo-naucheniya-psihoanaliz-geshtalt-psihologiya (дата обращения 19.12.2018).

2. Фельденкрайз М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков / Пер. с англ. М. Папуш. – М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. – 160 с.

Просмотров работы: 55