ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шабалина М.А. 1, Мишанина В.И. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту дошкольников наполнением предметно-развивающей среды детского сада.

С связи с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования вопрос о значении и роли развивающей предметно-пространственной среды, принципах её построения, особенностях её организации в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день в системе дошкольного образования остается актуальным и значимым.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает развивающую предметно-пространственную среду как одно из важных условий реализации образовательной программы дошкольного образования и предъявляет определенные требования к её организации.

Приобщение детей к русской народной культуре начинается с дошкольного возраста и основано на формировании эмоционально окрашенного чувства их причастности к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. На наш взгляд, развитию духовности будет способствовать приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей.

Создание атмосферы национального быта, традиционные и обрядовые праздники, русский народный фольклор, русское народное искусство, русские народные игры способствуют формированию интереса детей к родной культуре.

В разных источниках можно встретить многообразие трактовки понятия предметно-пространственной среды. Предметно–пространственная среда может рассматриваться как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально–культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка, становление его способностей.

ФГОС дошкольного образования указывает на то, что развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; учёт национально–культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.

Современная организация предметно–пространственной среды предполагает, что детский сад – это не только образовательная организация, но и культурный центр. Он даёт возможность детям приобщиться к ценностям культуры через разнообразные виды деятельности.

В дошкольной педагогике имеются работы, посвящённые вопросам предметно–пространственной среды (Л.М. Кларина, Т.Ю. Купач, В.А. Петровский, Н.К. Чебукина, P.M. Чумичева и др.). Проанализировав материалы исследований по изучаемой проблеме, наибольший интерес у нас вызвала работа автора Т.Ю. Купач. Она приравнивает предметно–пространственную среду к культурно–исторической среде, которая, по мнению автора, состоит из: социокультурной, образовательной, культурной, природной, исторической сред. Социокультурная среда представляет конкретно данное каждому ребёнку социальное пространство («этнопространство»), посредством которого он активно включается в культурные связи общества.

Мы считаем, что в формировании интереса к народной культуре большое значение может иметь предметно–пространственная среда.

Культурная среда дошкольного учреждения во многом будет зависеть от культурной среды региона – той конкретной атмосферы и условий, в которых проживает ребёнок. К ней можно отнести отношения, ценности, символы, вещи, предметы и т.д. Природная среда включает в себя ландшафт, растения, животные. Необходимым условием формирования личности ребёнка в природной среде является развитие чувства любви к родному краю, природе, наслаждение её красотой. Совокупность культурных объектов исторического плана составляет историческую среду. В ней ребёнок живёт и воспитывается.

Ряд авторов утверждают, что все компоненты культурно–исторической среды взаимосвязаны и взаимообусловлены. Освоение ребёнком культурно–исторической среды протекает через различные виды отношений: эстетические, познавательные, оценочные, а также через художественную деятельность. Культурно-исторический социум может выступать как условие развития потенциальных возможностей личности ребёнка.

В исследованиях, посвящённых организации предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении, имеют место и научные рекомендации к её построению. Среди них выделяют: открытость среды народной культуре, то есть включение лучших её образцов (искусство, литература, музыка); внесение особых элементов в среду дошкольного учреждения, которая позволила бы развивать фантазию ребёнка; постижение своеобразного языка культуры и искусства: слышание красоты звуков, видение цвета, представлений о различных культурах; среда должна также обеспечить индивидуальное общение ребёнка с искусством, дать выразить себя и при необходимости выйти на контакт, взаимодействие с другими детьми.

Автором P.M.Чумичевой выделены такие виды ценностей предметно–пространственной среды как: культурно–познавательные ценности; гуманистические ценности; нравственные ценности; эстетические ценности.

В ходе экспериментального исследования, проведенного нами на базе нескольких дошкольных образовательных учреждений Ивановской области, мы установили, что предметно–пространственная среда обеспечивает знакомство детей со всеми компонентами народной культуры: бытом, фольклором, календарно– обрядовыми праздниками, искусством, играми.

Для формирования представлений у дошкольников о народной культуре, русских традициях и обычаях в экспериментальных дошкольных образовательных учреждениях была разработана модель предметно-пространственной среды, которая включала в себя создание атмосферы народного быта (горница); использование фольклора (пословиц, поговорок,

потешек, загадок сказок, песен, частушек); знакомство с традиционными, обрядовыми праздниками; знакомство с народным искусством; знакомство с русскими народными играми и др.

Всё выше изложенное позволяет нам сделать вывод, что под предметно–пространственной средой понимается всё окружающее человека с детства. В этой среде ребёнок приобретает нравственно–духовную силу, учится достоинству и благородству, приобщаясь к культуре своего народа. Такая среда становится неотъемлемой частью его жизни, а предметно–пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении позволяет ребёнку глубже понять культуру своего народа.

Просмотров работы: 144