ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Красильникова О.В. 1, Мишанина В.И. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день изучение природы родной страны рассматривается как один из значимых и актуальных аспектов в развитии детей дошкольного возраста. Отношение к своей Родине во многом определяется впечатлениями, полученными от общения с природой. Именно природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. Одним из важных условий приобщения дошкольников к культуре своей страны является природоведческая деятельность, которая направлена на становление ребенка как личности.

Вариативная часть основной образовательной программы дошкольной образовательной организации может отражать специфику экологических, краеведческих и природоведческих условий, в которых может осуществляться образовательный процесс.

Основная задача педагогов, работающих с младшими дошкольниками, заложить первые знания о мире природы, о мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, учить бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его.

Влияние природы на малыша огромно: она встречает его обилием цвета, звуков, запахов, тайн и загадок, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

Организация природоведческой деятельности, на наш взгляд, является педагогически целесообразной, так как предназначена для развития у детей интереса к природному наследию своей страны, их творческих задатков и способностей с помощью изобразительного искусства, экологического воспитания и образования, для формирования эмоционально-эстетической оценки и ценностных эстетических ориентиров.

Формирование у дошкольников представлений о мире природы в соответствии с ФГОС дошкольного образования происходит в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач, как: формирование первичных представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

В ходе проведенного экспериментального исследования мы установили, что наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми в формировании природоведческих знаний можно назвать такие, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой и получения практического опыта. К таким формам взаимодействия относятся прогулки, наблюдения, экскурсии, экспериментирование и др.

Работа по ознакомлению младших дошкольников с природой осуществлялась нами в непрерывной образовательной деятельности и в повседневной жизни. Знания, полученные на занятиях, помогали детям во время наблюдений сравнивать объекты природы, с помощью педагога устанавливать взаимосвязи, делать выводы, способствовали формированию безопасного поведения детей в природе.

В течение года с младшими дошкольниками были проведены циклы ежедневных наблюдений жизнедеятельности объектов живой природы (повседневное наблюдение за декоративной птицей, аквариумной рыбой, в зимнее время года за елью и сосной, весной и осенью за цветущими растениями). Каждый из циклов включал от трех до пяти наблюдений. Это способствовало формированию первых конкретных знаний о природных объектах наблюдения. Кроме наблюдений за природными явлениями мы вместе с малышами заполняли календарь погоды с помощью картинок-пиктограмм, одеванием бумажной куклы в соответствии с погодой. В центе природы в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми осуществлялся уход за комнатными растениями. Малыши приобщались к элементарной трудовой деятельности и установлению взаимосвязи значения условий, созданных в группе, для жизнедеятельности растений. В тематический календарный план были включены занятия по ознакомлению с природой, чтение произведений детской литературы на природоведческую тематику, рассматривание иллюстраций, организация театрализованных представлений, праздников.

С целью ознакомления младших дошкольников с природой широко использовались прогулки. Мы знакомили малышей с сезонными изменениями в природе, со свойствами песка, воды, снега, а также наблюдали за насекомыми, животными и птицами. На прогулках организовывали игры с природными материалами. Дошкольникам очень нравятся такие игры, так как в них они закрепляют уже имеющие природоведческие знания.

Труд в природе ‒ одна из эффективных форм работы с детьми. Этот вид деятельности способствует формированию у детей дошкольного возраста правильного отношения к окружающему миру, не только социальному, но и миру природы. В процессе элементарной трудовой деятельности воспитанники закрепляют знания о природе и природных явлениях, приобретают необходимые навыки ухода за объектами природы.

Чтобы научить детей установить связи в природе в младшем дошкольном возрасте были организованы поисковые действия, так называемые опыты, в ходе которых уточнялись знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты способствовали формированию у малышей интереса к природе и развитию наблюдательности.

Активно использовались в природоведческой работе с детьми развлечения и праздники. С помощью загадок, игр, художественной литературы и музыкальных произведений дети решают определенные экологические задачи, стараются помочь героям и получают положительный эмоциональный настрой.

Большая роль в работе по формированию экологических знаний отводилась экскурсиям, коллективному наблюдению. Педагоги помогали дошкольникам увидеть характерные признаки предметов и явлений, используя различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Повышению уровня познавательной активности способствовали беседы познавательного характера и проблемные ситуации.

Педагоги вместе с детьми участвовали в экологических акциях: «Покормите птиц зимой», «Чистота залог здоровья» и др., которые помогают формировать экологическую культуру дошкольников.

Работу с малышами по ознакомлению их с природой невозможно рассматривать без помощи и поддержки со стороны родителей. Родителей мы привлекали к участию в выставках, развлечениях, экскурсиях, организовывали для них собрания и круглые столы, проводили индивидуальные и групповые беседы, консультации, оформляли информацию на стендах. Взаимодействие с родителями позволило нам более эффективно решать задачи по формированию у младших дошкольников представлений о природе, её красоте, пользе и значению в жизни человека.

Таким образом, в результате экспериментального исследования по выявлению особенностей формирования знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста было установлено, что в процессе ознакомления с природой у них формируется: правильное отношение к объектам и явлениям природы; начало экологической культуры; практические умения и опыт по уходу за объектами живой природы; желание общаться с природой и отражать свои впечатления в различных видах детской деятельности.

Просмотров работы: 184