ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Груздева Ю.А. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в жизни современного человека большую роль занимают информационные технологии. Они охватывают практически все сферы жизни, в том числе и систему образования. Большинство школ уже оснащены компьютерными классами, что позволяет учителям использовать современные технические ресурсы на уроках и внеклассных мероприятиях. Информационные технологии способствуют повышению эффективности и качества образовательного процесса, а также активно развиваются и основываются на принципе самостоятельного обучения, благодаря различным электронным средствам.

Электронные средства обучения (ЭСО) – это средства, работающие с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемые непосредственно в обучении и воспитании школьников [9]. Широкое распространение электронных средств обучения связано с созданием электронно-вычислительных машин (ЭВМ) во второй половине 20 века. Использование электронных средств обучения должно удовлетворять принципам доступности, последовательности предъявления материала, наглядности, научности, системности, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, сознательности обучения, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций [6].

Электронные образовательные ресурсы повышают эффективность учебного процесса, а также увеличивают интерес учащихся к урокам и в целом к своей будущей профессиональной деятельности. Электронные средства обучения способствуют осознанию учениками процесса обучения, развивают познавательную активность обучающихся, способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых, позволяют провести рефлексию знаний. Очень часто преподаватели разрабатывают собственные ресурсы, которые доступны учащимся в локальной сети учебного заведения, а также располагаются на сайте. Анализируя преимущества электронных образовательных ресурсов, нельзя не отметить, что они нацелены на комплексное рассмотрение учебного материала. Это подтверждает тот факт, что кроме получения информации, электронные образовательные ресурсы предполагают практическое применение знаний и контроль достижений учеников в процессе освоения учебного материала. ЭСО предполагают не только совместную работу преподавателя с учащимся, но и их самостоятельную работу [1]. Но не так всё гладко, как могло бы показаться на первый взгляд. Во-первых, внедрение электронных средств обучения в школы требует значительных финансовых затрат, которые многие школы попросту не смогут себе позволить. Во-вторых, это возникновение технических сложностей, которые характеризуются большой нагрузкой на локальную сеть, недостаточно быстрым Интернетом и т.п. В-третьих, безусловно, электронные средства помогают ученикам, пропустившим занятия, в ускоренном темпе заполнить возникшие пробелы в их знаниях, но на качестве их обучения в положительную сторону это никак не сказывается, наоборот, по результатам анализа качество обучения ухудшается. Все-таки прямое общение учителя и ученика намного более эффективно, чем общение обучаемого с электронными средствами обучения [7].

В настоящий момент ЭСО отличаются вариативностью форм осуществления, которые обоснованы как специфичностью учебных предметов, так и возможностями современных компьютерных технологий.

Современные электронные средства обучения могут быть представлены в виде [4]: виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов; компьютерных тренажеров; тестирующих и контролирующих программ; игровых обучающих программ; программно-методических комплексов; электронных учебников; предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ); наборов мультимедийных ресурсов; справочников и энциклопедий; информационно-поисковых систем, учебных баз данных; интеллектуальных обучающих систем.

В ходе эмпирического исследования выявлено, что все практически каждый педагог использует на уроках электронные средства обучения. Учителя используют ЭСО для повышения качества и эффективности процесса обучения, для более наглядной иллюстрации изучаемого материала, а также для повышения интереса учащихся к обучению. Все педагоги считают, что применение электронных средств обучения во время урока повышает качество образования, но не стоит полностью отдавать предпочтения ЭСО. У каждого опрошенного педагога своя копилка электронных средств обучения, включающая помимо собственных разработок, уже готовые материалы: презентации, онлайн-тесты, наборов мультимедийных ресурсов,игровых обучающих программ.

Таким образом, современные электронные средства обучения являются неотъемлемой составляющей организации образовательного процесса в современной школе.

Литература

Ботвенко М.А. Электронные образовательные ресурсы: Современные возможности. – 2004. –№1.– С. 10 – 13.

Виды электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]// Образовательный ресурс Московского энергетического Института (Технического университета). – Режим доступа: ftemk.mpei.ac.ru/ctl/DocHandler.aspx?p=pubs/eer/types.htm

Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология, как средство повышения эффективности в школе // Информатика и образование.– 2004.– №7. – С. 52 – 56.

Ильин В.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии // Программные продукты и системы и технологии. –2004. – № 1. – С. 21– 30.

Использование тестов в учебном процессе // URL: http://testobr.narod.ru/3.htm

Назарова Т. С., Полат Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: УРАО, 1998. – 204 с.

Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. // Справочник заместителя директора школы. – М.: ЗАО «МЦФЭР», 2008. – 102 с.

Пластун Н. А., Бабенко С. В. Использование вебинаров в учебном процессе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. – Пермь.: Меркурий, 2014. – 43 с.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

Просмотров работы: 62