На процесс развития человека существуют различные точки зрения. Одни ученые полагают, что развитие человека - это непрерывный процесс, в котором развитие человека происходит непрерывно и постепенно, переход с одного этапа на другой происходит постепенно, конкретная граница перехода отсутствует. Другие исследователи говорят, что процесс развития человека носит дискретный характер, процесс идет с разной скоростью, различается по ведущему фактору развития. В настоящее время более распространенной является точка зрения, что развитие человека – это дискретный процесс.
Каждый переходный период в жизни человека сопровождается кризисом.
В психологию понятие «критический период» ввел Л.С. Выгодский. Под «критическим периодом» он понимал носящие глобальный характер перестройки личности, которые происходят в определенное время. Критические периоды подразделяются на лизис (спокойный по развитию) и переломный (кризис). Выгодский Л.С. написал в 1991 г., что в кризисные периоды развитие человека приобретает «бурный, стремительный иногда катастрофический характер», «в отличие от устойчивых периодов, развитие совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» . Смыслом всякого кризиса является новые свойства и качества, которые отсутствовало в предыдущем периоде.
В каждом кризисе человек проживает внутренний конфликт между развитием и желанием оставить все как было, положение перестает соответствовать статусу, что ставит под угрозу самоуважение.
Наиболее остро человек проживает кризис подросткового возраста. Этот возраст характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать потенциал собственной личности. Подросток вынужден сформировать образ собственного «Я» из всего «багажа», что он получил за более ранний период.
Для подростков важно подтверждение себя и другими людьми своего статуса как самостоятельного человека. Получение статуса самостоятельного человека связано с нежеланием опираться на «социальность» родителей и одновременным страхом, в отношении перспектив взрослой жизни.
Люди в подростковом возрасте решают такие жизненные задачи как развитие собственной независимости, понимание собственного потенциала личности, принятие возможности поступать сообразно собственному мнению и нести за свои действия собственную ответственность.
Нагрузка на психику в данном возрасте очень высокая. Из-за гормонального всплеска, необходимости решения большого количества задач возраста, необходимости изменения социальной роли, в подростковый периоде обостряются аффективные проявления такие как немотивированные перепады настроения, эмоциональные всплески, агрессивность, подавленное настроение и пр. в подростковом периоде происходит значительный рост самоубийств начиная с возраста двенадцати лет и до старшего подросткового возраста.
Для снижения количества самоубийств в подростковой среде необходимо проводить разработки программ, которые подлежат проверке на предмет эффективности суицидогенных детерминант, которые прямо или косвенно генерируют суицид.
По результатам эмпирического исследования в «группе суицидального риска» (проводилось на базе одной из Подмосковных школ с ноября 2017 по май 2018 г.) было выявлено, что:
- из 375 учащихся 8-11 классов в «группу суицидального риска» попало 29 человек (20 – девочек и 9 мальчиков);
- 59% учащихся из «группы суицидального риска» имеют высокий уровень риска суицида и 41 % - очень высокий;
- наибольший «вклад» в суицидальный риск у учащихся вносят показатели: «отношения с окружающими» (17%), «потеря смысла жизни» (24%), «чувство неполноценности, ущербности» (27%);
- отсутствие значимых взаимосвязей между возрастом и социально-психологическими детерминантами риска суицида говорит об отсутствии детерминант более или менее влияющих на риск суицида с 13 до 17 лет. То есть, по нашим данным в любом возрасте от 13-17 лет могут возникнуть любые проблемы: алкоголь наркотики, несчастная любовь и т.д. чрезвычайно стрессогенные для ребенка;
- сравнительный гендерный анализ выявил, что у девочек значимо выше риск суицида и показатель суицидального риска «потеря смысла жизни», а у мальчиков - «противоправные действия».
По результатам диагностики выявленная факторная структура суицидального риска в подростковом возрасте использовалась для разработки программы профилактики суицида у подростков и использовалась качестве критериев эффективности программы:
- фактор 1 назван «потеря смысла жизни». Он наиболее значимым образом связан с переменными: «потеря смысла жизни»», «тревожность», «фрустрация»;
- фактор 2 назван «чувство неполноценности». Он наиболее значимым образом связан с переменными: «чувство неполноценности», «риск суицида», «деньги и проблемы с ними»;
- фактор 3 назван «личностная ригидность». Он наиболее значимым образом связан с переменными: «ригидность», «противоправные действия»;
- фактор 4 назван «личностная агрессивность». Он наиболее значимым образом связан с переменными: «агрессивность» (0, 987);
- фактор 5 назван «семейные неурядицы». Он наиболее значимым образом связан с переменными: «семейные неурядицы» (0, 968);
- фактор 6 назван «подростковое одиночество». Он наиболее значимым образом связан с переменными: «одиночество», «школьные проблемы».
Также профилактика суицида для подростков должна включать коррекционно-развивающие групповые занятия, индивидуальные консультации с учащимися, консультативно-просветительскую работу с учителями и родителями. Рекомендуемые разделы коррекционно-развивающих групповых занятий в соответствии с исследованной структурой социально-психологических детерминант риска суицида в подростковом возрасте: «Мои жизненные ориентиры», «Укрепляем уверенность в себе», «Преодолеваем личностную агрессивность и ригидность», «Учимся общаться с взрослыми и сверстниками».
Программа профилактики суицидального риска в подростковом возрасте размещена в Приложении 1 к настоящей статье.
Оценка эффективности программы профилактики риска суицида у подростков проводилась двумя способами: по результатам опроса на последнем занятии и путем оценки динамики изменений по результатам «входящей» и «исходящей» диагностики по тесту «Краткая многомерная шкала удовлетворённости жизнью» (при обработке результатов использовался статистический критерий для двух зависимых выборок Т – Вилкоксона на основе компьютерной программы SPSS 13.0 for Windows).
На завершающем групповом занятии был проведен опрос учащихся «группы риска» на тему: «Что дали мне занятия в группе».
На вопрос «Что дали мне занятия в группе» были получены следующие ответы учащихся:
- 40% сказали, что узнали много нового о себе и других людях;
- 20% отметили, что стали лучше понимать других;
- 30% считают, что стали лучше понимать себя, свои желания;
- 15% сказали, что приобрели умение свободно выражать свои мысли;
- 20% считают, что стали увереннее в себе;
- 30% отметили, что получили знания и навыки борьбы со стрессами.
Для объективной оценки эффективности воздействия Программы в целом оценивалась динамика изменений по результатам «входящей» и «исходящей» диагностики по тесту «Краткая многомерная шкала удовлетворённости жизнью» (при обработке результатов использовался статистический критерий для двух зависимых выборок Т – Вилкоксона на основе компьютерной программы SPSS 13.0 for Windows ).
Результаты статистической обработки с помощью критерия Т – Вилкоксона выявили существенные положительный изменения при р < 0,01 в экспериментальной группе (группе суицидального риска) (таблица 1).
Таблица 1
Результаты подростков
экспериментальной группы («группы риска») и контрольной группы
по тесту «Краткая многомерная школа удовлетворенностью жизнью»
до и после проведения программы профилактики суицида в подростковом возрасте
№ |
«Входящая» диагностика экспериментальной группы (группы риска) |
«Исходящая» диагностика экспериментальной группы (группы риска) |
«Входящая» диагностика контрольной группы |
«Исходящая» диагностика контрольной группы |
1 |
21 |
22 |
25 |
24 |
2 |
16 |
26 |
31 |
30 |
3 |
18 |
20 |
24 |
25 |
4 |
15 |
24 |
22 |
20 |
5 |
18 |
18 |
22 |
24 |
6 |
18 |
21 |
24 |
22 |
7 |
15 |
16 |
30 |
34 |
8 |
25 |
22 |
18 |
19 |
9 |
17 |
17 |
22 |
21 |
10 |
16 |
20 |
24 |
24 |
11 |
17 |
18 |
16 |
17 |
12 |
13 |
15 |
23 |
24 |
13 |
10 |
15 |
28 |
25 |
14 |
15 |
21 |
20 |
18 |
15 |
20 |
20 |
21 |
20 |
16 |
15 |
14 |
23 |
24 |
17 |
22 |
23 |
18 |
16 |
18 |
15 |
17 |
30 |
31 |
19 |
13 |
12 |
32 |
30 |
20 |
25 |
22 |
28 |
28 |
21 |
21 |
22 |
22 |
21 |
22 |
15 |
17 |
18 |
22 |
23 |
16 |
23 |
23 |
21 |
24 |
17 |
18 |
26 |
28 |
25 |
18 |
23 |
28 |
25 |
26 |
20 |
23 |
20 |
21 |
27 |
21 |
25 |
19 |
19 |
28 |
19 |
17 |
26 |
21 |
29 |
18 |
20 |
17 |
19 |
∑ |
17,27586 |
20,37931 |
23,44828 |
23,2069 |
Направленность этих изменений показана на рис.1.
Рисунок 1 Динамика изменений в экспериментальной и контрольной группе.
Диаграмма наглядно демонстрирует направленность изменений, произошедших у подростков экспериментальной группы (группы риска): позитивные сдвиги превышают негативные сдвиги, а значит, имеет место увеличение удовлетворенности жизнью у подростков экспериментальной группы.
В то же время в контрольной группе, в которой не применялась Программа профилактики риска суицида, значимых изменений в «исходящей» диагностике по сравнению с «входящей» не произошло (р > 0,05 – Таблица 1). Негативные сдвиги даже немного превысили позитивные возможно в связи с тем, что «исходящая» диагностика проводилась в мае месяце, в конце учебного года, когда у учащихся накапливается усталость от учебы (рис.1).
Таким образом, анализ результатов формирующего эксперимента доказывает, что применяя разработанную нами программу можно в позитивном направлении изменять удовлетворенность разными сферами жизни, а значит положительно влиять на ситуацию суицидального риска в подростковом возрасте.
Примеры кратких протоколов индивидуальных консультаций с подростками «группы риска» и их родителями.
Протокол индивидуальной консультации ученицы 8 класса Ш.Д.
Результаты диагностики:
1. Методика выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич): «добровольный уход из жизни» - 11б (высокий риск суицида- требуется особое внимание); стрессогенные проблемы - «отношения с окружающими» - 17б.
2. Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» - высокий уровень ригидности.
3. «Одиночество» опросник С.Г. Корчагина – 23б. (неглубокое переживание возможного одиночества)
Ш.Д. выглядит строго (в черном платье), мало улыбается, отвечает односложно, теребит ручку в руках. Девочка растет в полной семье (папа – военный, мама – работает на почте), единственный ребенок.
Проведен тест «Незаконченные предложения». Проблемы: гиперответственность, мрачное восприятие жизни (сегодня никаких удовольствий и нелюбимый предмет история, т.к. нельзя огорчить маму и папу, а завтра – работа дипломата и любимые танцы), проблемы со сверстниками (воспринимают Дашу как «училку»). Девочка хорошо учиться, старательная, перфекционистка.
Результаты: Разъяснены Ш.Д. природа её проблем. Объяснено, что надо жить сегодняшним днем и получать удовольствие от танцев, общения, творчества и т.д. Приглашены на беседу родители.
Протокол индивидуальной консультации ученика 10 класса М.А.
Результаты диагностики:
1. Методика выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич): «добровольный уход из жизни» - 8б (высокий риск суицида- требуется особое внимание).
2. Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» - высокий уровень ригидности и тревожности.
3. «Одиночество» опросник С.Г. Корчагина – 29б. (глубокое переживание возможного одиночества)
М.А. выглядит уставшим (чувствует себя разбитым), все время теребит ручку. Учится хорошо. Перфекционист. При тестировании (тест «Незаконченные предложения») и в беседе выявились проблемы: школьная тревожность, комплекс неполноценности (маленький рост), возможно строгий отец. В беседе М.А. подтвердил, что тревожится на каждом шагу (не закрыл дверь …), пытается отвлекаться в интернете.
Рекомендации: 1.Консультация родителей. 2. Контроль компьютерного времени (не более 1 часа).
Протокол консультации мамы М.А.
Мама развелась (М.А было 5 лет) – возможный источник тревожности. Сейчас у М.А отчим. Родились две сестры. Родители стараются (занятия боксом, гитара, своя комната). Но мальчику не хватает уверенности в себе, мужского плеча рядом (отчим не уделяет ему достаточно времени, не старается «завоевать» внимание).
Рекомендации: 1. Отчим должен постараться наладить контакт с ребенком, разделить с ним дела, увлечения, поделиться опытом преодоления трудностей. 2. Бокс заменить на другой вид спорта при желании подростка.
Протокол индивидуальной консультации ученицы 11 класса В.М.
Результаты диагностики:
1. Методика выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич): «добровольный уход из жизни» - 10б (высокий риск суицида- требуется формирование антисуицидальных факторов), стрессогенные проблемы - «чувство неполноценности» - 13б.
2. Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» - высокий уровень тревожности.
3. «Одиночество» опросник С.Г. Корчагина – 26 б. (неглубокое переживание возможного одиночества)
В.М. - учащийся с ОВЗ (диагноз: астенический синдром). Выглядит спокойно. При тестировании (тест «Незаконченные предложения») и в беседе выявились проблемы: в общении со сверстниками, конфликты с сестрой, повышенные требования родителей, боязнь сдачи ЕГЭ.
Рекомендации: 1. Распорядок дня, план на день. 2. Беседа с родителями.
Протокол индивидуальной консультации ученицы 10 класса Л.А.
Результаты диагностики:
1. Методика выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич): «добровольный уход из жизни» - 15б (высокий риск суицида- требуется формирование антисуицидальных факторов), стрессогенные проблемы - «чувство неполноценности», «семейные неурядицы», «отношения с окружающими»
2. Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» - показатели в норме.
3. «Одиночество» опросник С.Г. Корчагина – 27 б. (глубокое переживание возможного одиночества)
Девочка учится хорошо. Общительная. В настоящий момент – староста. Сначала говорила, что все хорошо (но были признаки закрытости, тревоги). Далее призналась, что все её желания критикуются и запрещаются мамой: эксперименты с внешностью, друзья и т.д. «Вот будет тебе 18 лет…» В результате она уже даже перестала о чем-то мечтать (не может назвать свои актуальные желания). Расплакалась.
Протокол консультации мамы Л.А.
Проведена мини-лекция об особенностях подросткового возраста.
Рекомендации: Снизить контроль и авторитарность в воспитании дочери. Оказывать психологическую поддержку. Приведены примеры психологической поддержки, проработаны экологичные формы выражения гнева, раздражения.
Основными результатами применения специально разработанной программы профилактики риска суицида в подростковом возрасте является значимая позитивная динамика показателя «удовлетворенность жизнью» у подростков экспериментальной группы («группы риска») по результатам «входящей» и исходящей диагностики (тест «Краткая многомерная шкала удовлетворённости жизнью»), в то время как в контрольной группе отсутствовали значимые изменения. Полагаем, что разработанная программа может быть оценена как эффективная в работе по профилактике риска суицида.
Также по результатам работы по программе возможно организовать для подростков клуб, в котором они могут обсуждать возникшие проблемы и искать пути их решения, в качестве сопровождения. Психологическое сопровождение подростков из «группы суицидального риска» также позволит снизить уровень суицидального риска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Адлер А. О стремлении к превосходству. - М.: Астер-Х, 2017. – 44с.
Амбрумова А.Г., Врно Е.М., Комарова Л.Э. Суицидальное поведение в ряду других девиаций подростков // Комплексные исследования в суидологии. Сб. научных трудов, М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1986.- с.52-64.
Бабаева Ю.Д. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., "Можайск-Терра", 2000. – с. 11-39
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 1968. - 464 с.
Вагин Ю.Р. Авитальная активность: злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков / Ю.Р. Вагин; Департамент образования науки Администрации Перм. обл. Перм. гос. мед. акад. - Пермь : Изд-во ПРИПИТ, 2001 - 292 с.
Вихристюк О. В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. – 77 с.
Иванов Н.Я., Личко А.Е. «Патохарактерологический опросник для подростков»: Методическое пособие. Серия: Выпуск 10. – М.: Фолиум, 1995.- 64с.
Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей) – Изд. 2-е доп. и перераб. – Л.: «Медицина», 1985. – 416с.
Лоскучерявая Т.Д., Медведев В.П., Чернова Л.А. Нарушение пищевого поведения у подростков: Учебное пособие. – СПб.: Изд. Дом СПб МАПО, 2010. – 58с.
Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / Под ред . Вихристюк О.В. – М .: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 58 с .
Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 656 с.
Сирота Н.А, Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учебное пособие. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
Сосюкало О. Д., Большаков А. Г., Кашникова А. А. О влиянии фактора акселерации на формирование клинической картины шизофрении у подростков //Невропатология и психиатрия, 1978, т. 78, вып. 10, с. 1523—1527.
Ткач Е.Н. Личностные детерминанты одиночества современных подростков: учеб. пособие / Е.Н. Ткач. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. Гос. Ун-та, 2017. – 104с.
Трунов Д. Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога. 1996, № 4, с. 60-65.
Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Личность. Способность и сильные стороны. Отношение к телу/пер.с нем. – М.: Генезис, 2008. – 216 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Веасhler J. Suicides. New York: Basic Books, 1979. P. 66.
Bowlby, J. The making and breaking of affectional bonds / J. Bowlby // Tavistock.—L., 1979.
Приложение 1
Содержание коррекционно-развивающих групповых занятий
I. Раздел «Мои жизненные ориентиры»
Занятие 1 Знакомство
Цель: Знакомство участников с основными принципами проводимого тренинга, определение групповых целей работы и самоопределение членов группы.
- Знакомство-приветствие «Визитка»;
- Вводная беседа о целях и возможностях групповой работы;
- Упражнение-разминка «Карандаши»;
- Обсуждение и принятие правил работы;
- «Входящая» диагностика;
- Рефлексия
Занятие 2.Что я знаю о себе
Цель: Расширение представления о самих себе, формирование навыков социальной перцепции, сплочение группы.
- Упражнение «Встреча»;
- Беседа о важности самопознания и саморазвития, как это сказывается на дальнейшей жизни;
- Игра «Сказочные шахматы»;
- Упражнение «20 Я»;
- Упражнение «Узнай одноклассника»;
- Рефлексия.
Занятие З. Мои сильные и слабые стороны
Цель: Создание условий для формирования позитивного образа через самопознание и самопринятие.
- Приветствие «Как хорошо, что ты пришел.,.»;
- Упражнение «Паровозики»;
- Информационный блок. «Я-концепция»;
- Упражнение «Колесо фортуны»;
- Упражнение «Встреча взглядами»;
- Рефлексия
Занятие 4. Мои интересы и склонности
Цель: Создание условий для развития рефлексивных способностей.
- Приветствие «Я очень хорошо...»;
- Беседа об интересах и склонностях, в чем ценность их осознания. Упражнение «Карта интересов»;
- Упражнение «Скульптор и глина»;
- Упражнение «Карта склонностей»;
- Рефлексия
Занятие 5. Мои цели и ценности
Цель: Создание условий для исследования подростками своей ценностно-смысловой сферы.
- Приветствие «Здравствуй, я рад тебя видеть»»;
- Информационный блок «Цели и ценности»;
- Упражнение «12 предложений»;
- Упражнение «Построение круга»;
- Притча «Три желания»;
- Рефлексия
Занятие 6. Профориентация
Цель: Знакомство с миром профессий, диагностика профессиональной направленности.
- Приветствие «Как хорошо, что ты пришел...»;
- Изучение склонностей к определенным типам профессий. Групповая диагностика по методике Е.П.Климова
- Знакомство со структурой Интернет-ресурсов по профориентации;
- Ошибки в выборе профессии;
- Упражнение «Знаешь ли ты что это за профессия?»;
- Рефлексия.
II. Раздел «Укрепляем уверенность в себе»
Занятие 7. Уверенный образ.
Цель: Формирование уверенного образа, повышение самооценки.
- Приветствие «Здравствуй, я рад тебя видеть»»;
- Упражнение «Кто такой «уверенный в себе человек»;
- Упражнение «Почему лучше быть человеком, уверенным в себе»;
- Упражнение «Уверенный образ»;
- Упражнение «Скульптура»;
- Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»;
- Рефлексия.
Занятие 8. Уверенность в общении.
Цель: Преодоление застенчивости, повышение самооценки, формирование ассертивности.
- Игра «Да и нет»;
- Упражнение «Тренировка навыка отказа в просьбе»;
- Упражнение «Возврат покупки продавцу»;
- Упражнение «Я-высказывания»;
- Упражнение «Мои добрые дела»;
- Рефлексия.
Занятие 9. Преодолеваем препятствия и стрессы.
Цель: Приобретение навыков позитивного мышления, снятия напряжения в стрессовых ситуациях.
- Приветствие «Как хорошо, что ты пришел...»;
- Упражнение «Золотая рыбка»;
- Упражнение «Что доставляет наслаждение большинству людей»;
- Упражнение «Приятно вспомнить»;
- Упражнение «Экстренное расслабление мышц»;
- Упражнение «Дыхательный марш»;
- Рефлексия.
III. Раздел «Преодолеваем личностную ригидность и агрессивность»
Занятие 10. Преодоление мыслительной ригидности, открытость новому опыту.
Цель: Приобретение нового опыта, умение делать выводы из ошибок.
- Упражнение Невербальное приветствие;
- Упражнение "Слепой и поводырь";
- Упражнение «Зато...»;
- Упражнение «Цитаты»;
- Упражнение «Мозговой штурм» (нахождение решение проблемы);
- Рефлексия.
Занятие 11. «Преодолеваем агрессивность»
Цель: Приобрести знания и навыки для неагрессивного реагирования.
- Приветствие в традициях разных стран;
- Упражнение «Что такое «толерантность и агрессивность»;
- Упражнение «Я злюсь, когда…»;
- Игра «Ситуации» (проигрывание ситуаций провоцирующих проявление агрессивного поведения);
- Упражнение «Комплименты»;
- Рефлексия.
IV. Раздел «Учимся общаться с взрослыми и сверстниками»
Занятие 12. Общение и умение слушать
Цель: Знакомство с общением как психологическим явлением, формирование навыков эффективного слушания.
- Приветствие «Привет себе»;
- Упражнение «Рисование по инструкции»;
- Информационный блок «Психология общения»;
- Упражнение «Рисование по инструкции»;
- Анкета «Умеете ли вы слушать?»;
- Упражнение «Испорченный телефон»;
- Рефлексия
Занятие 13. Общение без слов
Цель: Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности
- Приветствие «Приветливая мимика»;
- Упражнение «Сбор по голосам»;
- Беседа о возможностях невербального общения;
- Упражнение «Стеклянная дверь»;
- Упражнение «Разговор в рисунках»;
- Упражнение «Испорченный телефон»;
- Рефлексия
Занятие 14. Я в мире людей
Цель: Формирование коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу.
- Приветствие «Как хорошо, что ты пришел...»;
- Беседа о важности умения общаться с окружающими людьми;
- Упражнение «Доброе животное»;
- Упражнение «Передача движений»;
- Притча «Солнце и ветер»;
- Рефлексия
Занятие 15. Учимся взаимопониманию
Цель: Развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия.
- Приветствие «Приветливые слова»;
- Упражнение «Копирование движений»;
- Упражнение «Опора»;
- Упражнение «Строим город»;
- Упражнение «Тростинка на ветру»;
- Рефлексия
Занятие 16. Конфликты и причины их возникновения
Цель: Знакомство с понятием «конфликт», возможными причинами их возникновения.
- Приветствие «Здравствуй, я рад тебя видеть»;
- Беседа «Что я знаю о конфликтах»;
- Теоретическая часть «Конфликты и причины их возникновения»;
- Игра-драматизация «Лебедь, Рак и Щука»;
- Упражнение «Конфликтные ситуации»;
- Рефлексия.
Занятие 17. Пути решения конфликтов
Цель: Знакомство со стратегиями поведения в конфликте, анализ их эффективности и недостатков, формирование практических навыков применения данных стратегий.
- Приветствие «Как хорошо, что ты пришел...»;
- Упражнение «Гвалт»;
- Теоретическая часть «Условия эффективного применения и недостатки стратегий К. Томаса» с обсуждением;
- Задание «Определи стратегии»;
- Игра «Разрешаем конфликты»;
- Рефлексия.
Занятие 18. Заключение
Цель: Рефлексия и обратная связь участников и ведущего от группы по результатам работы.
- Приветствие «Я очень хорошо...»;
- Упражнение «Чемодан»;
-Опрос «Что дали мне занятия в группе»;
- «Исходящая» диагностика;
- Прощание