ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФОТОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФОТОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ

Чватова Е.А. 1, Соловьева Т.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс формирования я-концепции включает в себя развитие представлений о себе как отличной от других личности [2]. Поиск и понимание собственного «я» становиться особенно важным в подростковый период. Для подростка его собственное я, сильно зависит от оценок окружающих, а также от степени совпадения самооценки и внешних оценок индивида.

Сегодня существует множество различных подходом к изучению Я-концепции подростков. В первую очередь это объясняется сложностью, многокомпонентностью и многоуровневостью феномена. Несмотря на многообразие подходов существующие теории позволяют выявить составляющие Я-концепции, их общие характеристики, взаимосвязи и закономерности  развития [5].

В настоящей работе применяются следующие понимание Я-концепции это социально-психологический феномен, совокупность представлений индивида о самом себе, включающая осознание своих физических интеллектуальных и прочих характеристик и свойств, самооценку, субъективное восприятие влияющих на собственную личность факторов [4].

Выбирая вариант развития я-концепции подростков мы решили проанализировать возможности метода фототерапии. Работа с фотографиями позволяет влиять на эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты Я подростка. Фототерапия позволяет участникам насытить общение новыми эмоциональными переживаниями вызванными восприятием фотографий с учетом их личностного смысла и содержания. Данный метод позволяет участникам за счет раскрытия внутренних переживаний, внутреннего мира человека, формирования эмоционально-ценностного отношения к образу Я в целом глубже познать себя в системе «Я-Я».

Целью исследования стало изучить развитие позитивной Я-концепции современных подростков, экспериментально проверить влияние цикла занятий по фототерапии на развитие Я-концепции подростков.

Развитие я-концепции можно отследить, через развитие ее компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

В ходе занятий по фототерапии развитие я-концепции подростков происходит за счет заинтересованности в саморазвитии и знакомстве с собственной личностью. Созданная атмосфера безопасности, свободы позволяет участникам группы искренне и правдиво выражать свои чувства и ощущения по отношению друг к другу, а также получать обратную связь, способствующую развитию личности. Рефлексия и обратная связь позволяют переосмысливать свое я в отношении социума[4].

Для проведения исследования о влиянии работы методом фототерапии на Я-концепцию подростков, было принято решение о наборе двух идентичных по социально-демографическим признаком групп испытуемых. В работе групп приняли участие девятиклассники одной из школ города Северодвинска. 84 подростка, были распределены на 6 групп по 13-15 человек, три из которых были контрольными, а три экспериментальными. Среди участников эксперимента было 22 девушки и 20 юношей в возрасте от 14 до 16 лет.

Был разработан цикл занятий для подростков с использованием метода фототерапии. Цикл состоял из 10 часовых встреч, которые были проведены с экспериментальной группой в марте-мае 2018 года.

Перед началом исследования, все 84 подростка прошли диагностику сформированности «Я-концепции». Эти же тесты были предложены для заполнения обучающимся и после окончания работы группы.

Мы использовали тест исследования самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн), методику исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин), тест смысложизненный ориентации СЖО (Д.А. Леонтьев).

Подростки в процессе занятий получали информацию о себе, учились работать с эмоциями и изменяли свое поведение.

Первое и последнее занятия были посвящены непосредственному восприятию своего внешнего облика. На этих занятиях, участники работали с личными фотографиями, которые заранее были подобраны в соответствии с определенными темами. Участники демонстрировали лучшие фотографии себя, по мнению других людей и по собственному мнению. Школьники сравнивали фото, пытались отметить те детали, которые нравятся в снимках разным людям.

Интересен ответ Р., он демонстрирует свое любимое фото. На фотографии юноша в горах на сноуборде. «Зимой мы ездили в Хибины, в Кировск. Там я впервые встал на сноуборд, мне очень понравилось. Горы, экстрим. Я смотрю на это фото, и у меня сердце быстрее начинает биться, чувствую адреналин и радость. Фото получилось случайно, меня окликнула сестра, когда я уже начал катиться вниз. Мне нравится, что видны брызги снега из-под доски. На этой фотографии мне все нравится, хотя можно убрать людей с заднего плана».

Подростки, обсуждая любимые фотографии с собой, всегда акцентируют внимание на эмоциях, которые они вызывают. При таком отношении, четко прослеживается нарративная функция снимков [1]. Любимые фотографии себя отбираются участниками не только по качеству кадра и тому, как он там выглядит, но и по эмоциональному отношению к снимку.

На последнем занятии мы возвращались к автопортретам, которые не нравились участникам. Многие участники говорили, что теперь по-другому смотрят на снимки. Примером ответа такого типа могут служить: И.: демонстрируя фотографию, которую «лайкали» ее друзья, но которая совсем не нравилась ей «Я бы оценила, что здесь я выгляжу хорошо, я по-прежнему не могу назвать это фото в числе моих любимых, но оно меня больше не раздражает, я тут действительно красива». Р.: «Ненавидел фото, это любимая фотография мамы. Послушав группу, думаю я тут, правда хорошо и спортивно выгляжу. Мне уже не хочется ее выбросить».

Занятия показали, что возможно использование фотографий в качестве инструмента исследования телесного образа «Я», знакомства со своим образом, выражением чувств и потребностей.

Второе и третье занятия посвящены теме идентификации себя с другими.Четверная и пятая встречи основаны на восприятие себя через восприятие другими. Разрабатывая этот блок, мы отталкивались от тезиса о том, что «фотография по своей природе социальна» [3].

Примером упражнения может служить следующая техника. Подросткам было представлено 5 портретов известных исторических личностей. Им необходимо было оценить, какой человек на портрете, описать свои эмоции и сделать предположения кем он является. После обсуждения в парах, проходило групповое обсуждение задания, а там же, участникам раскрывались, что за персоны были на портретах.

Учащаяся К.: «Мне понравилось оценивать в парах одни и те же картинки, было забавно читать, что написала Ж., наше мнение совпало только по одной фотографии из пяти, это портрет музыканта. По остальным я смогла угадать только ученого».

С. комментируя портрет мужчины: «Я сразу обратил внимание на его обувь, он явно спортсмен. А еще на сумке символика футбольного клуба. В обсуждении Р. убеждал меня, что это снимок актера. Он так подумал из-за прически и галстука бабочки. А еще он думает, что на сумке нашивка из компьютерной игры».

Участники на своем примере убедились насколько внешние атрибуты, символы и собственное настроение влияет на оценку образа другого. И как часто мы можем допускать ошибки при подобной оценке.

Еще одно задание, которое выполняли подростки, это создание «недельной истории». На протяжении недели участники фиксировали все значимые для них моменты на фотографиях. Рассматривая фотографии как единую коллекцию, подростки, по сути, демонстрировали «автопортрет себя».

Обучающаяся П. «Я меня получилось две коллекции фотографий, я делала «селфи» по утрам и снимала все то, что мне нравилось или места где бывала». Комментирует серию «селфи»: «Смотрите, я фотографировала себя перед выходом в школу. Только просматривая эти кадры, я поняла, что в понедельник крашусь гораздо сильнее, чем в пятницу. А в выходные выхожу из дома почти без макияжа. Больше всего мне нравится фото субботы».

Комментарий А.: «Мою жизнь составляет учеба и моя комната. Это кошмар, среди 23 фотографий, на семи у меня учебники и тетради. Подготовка к экзаменам сводит меня с ума. На остальных кадрах то, как я отдыхаю. По большей части здесь компьютерные игры и модели роботов. Думаю, мне надо внести разнообразие в свою жизнь, просматривая фото, я понял, что всю неделю не гулял».

На шестом и седьмом занятиях мы предложили подросткам понаблюдать за своими внутренними состояниями.

В качестве одного из заданий подростки создавали палитру эмоций. Школьники старались ежедневно фиксировать самые яркие эмоции и делать снимок-отчет, который бы их выражал [3]. Школьники фиксировали положительные и отрицательные эмоции, однако во всех трех группах, участники сделали акцент на позитивных переживаниях. У большинства ребят получились очень ресурсные коллекции. По словам участников, многие хотели сохранить приятные снимки, так как им нравится их рассматривать. «Выполняя задание, я понял, насколько много всего я чувствую. Это было интересно. В моей коллекции оказалось больше радостных и приятных эмоций. Из нейтральных и отрицательных, тут есть скука, лень, отчаянье - эти эмоции были связаны с подготовкой к ОГЭ» - обучающийся В.

С.: «Моя палитра эмоций получилась в виде альбома (держит в руках и показывает страницы). Я разделила свои ощущения на приятные и нет, и поместила их на разные страницы. Красные для тех, что мне нравятся, фиолетовые для тех которых хотелось бы поменьше. Как и у многих основная часть неприятных эмоция связана с уроками и экзаменами. А еще родителями, которые постоянно напоминают про учебу. Тут много печали, негодования, злости и отчаянья. Есть немного неприятных эмоция связанных с друзьями, тут у меня (показывая новую страницу) грусть, одиночество. Позитивные страницы тоже связаны с друзьями, прогулками, интернетом и танцами. Больше всего тут веселья, активности, счастья и радости».

Продуктом деятельности в рамках нашей программы является авторская и коллективная фотография, коллажи, фото-истории. Этому блоку были отведены 8 и 9 занятие цикла.

Статистическая обработка полученных в ходе работы данных, показала, что занятия по фототерапии значимо влияют на развитие Я-концепции школьников.

Первый критерий, который мы оценивали, это изменение эмоционального компонента. Как видно из данных таблицы 1, произошел рост средних показателей. Однако, только по шкале «процесс жизни» изменения значимые. Рост значения по шкале «процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» из методики СЖО в первую очередь определяет выросшую удовлетворенность участников программы своей жизнью в настоящем, восприятие своей жизни как интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом.

Таблица 1 - Изменение показателей я-концепции.

 

Эмоциональный компонент

Поведенческий компонент

Когнитивный компонент

Шкалы

«процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни»

«аутосимпатия»

«уверенность в себе»

«смысложизненные ориентации»

«самоуважение»

До

26,88

9,12

4,36

97,05

7,90

После

29,95

9,40

4,67

105,71

9,17

Критерий Уилкоксона

0.011

0.571

0,042

= 0,000

0,000

Для анализа изменений поведенческого компонента сравним показатели по шкале «смысложизненные ориентации» из методики СЖО и шкале «уверенность в себе» из теста самоотношения у экспериментальной группы. Наблюдается значимый рост показателей в экспериментальной группе после проведения серии занятий. В ходе занятий был отмечен рост убежденности участников в своей успешности, дети больше и чаще комментировали свои работы, активно принимали участие в обсуждениях. Уверенность проявилась в активном социальном взаимодействии.

Для оценки когнитивного компонента я-концепции сравним средние показатели по шкале «самоуважение» из методики самоотношения С.Р. Пантелеева, В.В. Столина и данные диагностики самооценки. Тренинг по фототерапии положительно повлиял на развитие такого показателя как самоуважение и самооценка для участников экспериментальной группы. Среди участников экспериментальной группы выявлено 11 человек с неадекватной самооценкой. После прохождения тренинга у всех испытуемых отмечена положительная динамика в изменении данного показателя. Диагностика подростков после тренинга показала, что участники как с заниженной, так и завышенной самооценкой стали критически оценивать качества, достоинства и недостатки своей личности. Можно предположить, что школьники с завышенной самооценкой пересмотрели свой взгляд на себя и более критично и адекватно подошли к оценке своих личностных качеств и способностей. Участники с заниженной самооценкой наоборот смогли увидеть свои достоинства и без лишней критики оценить себя.

В структуре самооценки, наибольшему изменению подвергся показатель «внешности». Среднии показатели критерия до исследования составили 46 пунктов, после 62, для контрольной группы значимого изменения не произошло, 49 и 51 соответственно. За счет переоценки собственных установок и ценностей по отношению к внешности, групповой оценок данного критерия и поддержки со стороны сверстников подростки смогли более адекватно оценить себя по данному показателю, научились отмечать свои положительные стороны, принимать свое «телесное» Я.

Серия занятий по фототерапии повлияла на оценку подростками своей внешности.

Фототерапия позволила участникам насытить общение новыми эмоциональными переживаниями вызванными восприятием фотографий с учетом их личностного смысла и содержания. Подростки получили возможность рефлективного осмысления себя в системе «Я-Я» за счет раскрытия внутренних переживаний, внутреннего мира человека, формирования эмоционально-ценностного отношения к образу Я в целом.

Восприятие образа своего "Я" у подростков, получивших новый для себя опыт переживания на специально организованных встречах отличается от восприятия своего "Я" у подростков, не участвующих в такого рода занятиях по полноте Я-концепции, в ее эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющей.

Фототерапия имеет большой потенциал при работе с жизненной историей и изменении представлений о себе, отношений внутри коллектива, общества, отношения к себе. Фотография позволяет понять различия между внешним и внутренним планом восприятия окружающего пространства, решать вопросы культурной идентичности. Многообразие возможностей использования техник позволяет эффективно применять данный подход в групповой работе с детьми.

Список литературы:

Власова Т.А. Рассматривание, рассказывание, припоминание: нарративизация содержания семейных фотоальбомов // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. – Саратов: Научная книга, 2007. – С. 123 -145.

Драндров Г.Л. Богослова Е.Г. Формирование позитивной Я-концепции подростков средствами художественной литературы // Педагогические науки. Фундаментальные исследования. 2015. № 2. – С. 1761-1767.

Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 96 с.

Куненков С.А. Развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2004. 27 с.

Чватова Е.А., Соловьева Т.А. Развитие позитивной Я-концепции у подростков средствами фототерапии // Психология и современный мир: [сборник статей] Вып. 11: Субъект жизнедеятельности в современном обществе: материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Архангельск: Издательство «РАО», 2018 – С. 47-51.

Просмотров работы: 85