Введение: В настоящее время волейбол стал популярным видом спорта. Изначально волейбол был игрой для отдыха и поддержания здорового образа жизни. В 20 века волейбол прошёл путь от обычной игры для развлечения до олимпийского вида спорта.
Исходя из этого, следует понимать, что требования к игрокам меняются постоянно и от них требуют большей атлетической, технической и психологической подготовленности. Также они должны быть более выносливыми, физически быстрыми, более стрессоустойчивыми и т.д. В связи с этим разработка психологической подготовки находится в приоритете как для команды, так и для тренера.
Психологическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, которые применяются с целью формирования у спортсменов личности и психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Такая подготовка помогает спортсмену создавать психологическое состояние, которое способствует наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а также позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам, таким как: неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д..
Существует два вида психологической подготовки спортсменов – это общая и специальная.
Общая подготовка направлена на развитие психических функций и качеств, необходимых для успешной деятельности личности в данном виде спорта. Она проходит в каждой тренировке в течение всего спортивного стажа, так как физическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена взаимосвязана с психологической. В ходе ее спортсмен узнает свои функциональные возможности, объективные предпосылки к победе, укрепляет веру в свои силы и приобретает нужный психологический настрой.
Специальная психологическая подготовка направлена на формирование готовности к конкретному предстоящему соревнованию и на достижение оптимальной работоспособности спортсмена при выступлении в каждом конкретном соревновании: регулируется готовность к наилучшему выполнению определенных действий в конкретных условиях.
Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:
- спокойствием в экстремальных ситуациях
- уверенностью в себе, в своих силах;
- боевым духом, который обеспечивает стремление к победе, что способствует раскрытию резервных возможностей спортсмена.
Цель работы: Ознакомиться с особенностями психологической подготовки волейболистов к соревнованиям.
Организация. Для изучения, анализа и выявления особенностей учебно-тренировочного процесса были использованы анализ научно-методической литературы и личный опыт занятий знакомого человека, занимающегося данным видом спорта профессионально.
Результаты исследования. Волейбол – спортивная игра, которая отличается большой эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболиста определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы. Высокий темп игры, ее длительность, готовность спортсмена к выполнению ответных действий в условиях нехватки времени, результативный характер каждого приема и большая ответственность каждого действия, а кроме того, присутствие большого количества бурно реагирующих зрителей определяют насыщенность ее сильными и разнообразными эмоциями, одни из которых оказывают положительное влияние, другие – отрицательное.
Одним из основных аспектов психологической подготовки волейболистов для тренера является определение психологического характера команды. Изучение и понимание тренером характерных психологических особенностей своей команды — это условие, необходимое для планомерной и эффективной ее подготовки.
Для изучения взаимоотношений в команде используются такие методы, как:
Социометрия. Он основан на том, что межличностные выборы можно четко регистрировать, обсчитывать и в итоге получать показатели, информирующие тренера о характерных психологических особенностях команды.
Результаты анализа не должны быть известны команде и быть предметом обсуждения. Эту информацию должен знать только тренер для того, чтобы использовать ее в процессе воспитательной работы с командой.
Исследования следует периодически повторять, для того чтобы комбинировать и варьировать ситуации выбора. Это даст возможность изучать динамику психологического климата в команде.
Изучение эффективности игрового взаимодействия методом контролируемого наблюдения. В практике спортивных игр известны различные способы записи игры, которые позволят оценить эффективность технико-тактических действий игроков во время соревнований.
Тренера должна интересовать психологическая сторона игрового взаимодействия, внутренняя структура игровых коммуникативных связей. Этот метод позволяет ему оперативно и своевременно фиксировать особенности игрового взаимодействия, внося определенные коррективы.
Применение метода контролируемого наблюдения позволяет измерить и определить параметры оптимального для своей команды стиля игрового взаимодействия.
Любой вид спорта накладывает отпечаток на развитие определенных сторон психики спортсмена – его восприятий, внимания, памяти, мышления, представлений, воображений, эмоций, морально-волевых качеств. Следовательно, для того, чтобы определить систему психологической подготовки волейболистов, необходимо знание психологических особенностей их деятельности. Эти знания помогают воспитывать психологические качества, которые необходимы волейболистам.
Почти все действия в волейболе происходят на основе зрительных восприятий. Умение видеть положение и перемещение игроков на площадке, движение мяча, а также быстро ориентироваться в сложившихся условиях – один из важнейших качеств волейболистов.
Для развития периферического зрения разумно использовать поочередный контроль то за мячом, то за партнером; групповые упражнения в передачах мяча: смотреть на одного партнера, а передачу мяча адресовать другому. Во время передачи мяча или нападающего удара лучше всего контролировать мяч, периодически меняя центральное и периферическое зрение; выполнение упражнений со словесным сообщением (например, во время выполнения нападающего удара о номере зоны площадки, незащищенной игроками противника).
Волейбол является динамичной игрой, в которой требуется напряженное и интенсивное внимания. Поэтому он способствует ее развитию. Так как в игре происходят быстрые перемещения игроков и требуется большой объем интенсивности, устойчивости и переключения внимания. Еще одна важная особенность внимания - это переключение. Оно проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой, а также в изменении выполняемых действий в процессе одной деятельности.
Для распределения и переключения внимания в тренировку волейболистов включают такие упражнения как:
- с несколькими мячами и всевозможными перемещениями;
-быстрое переключение внимания с одного объекта на другой;
- умение выделять наиболее важные объекты или действия.
Для достижения победы в соревнованиях игрокам нужно уметь применять действия, наиболее эффективные и неожиданные для соперников, создавая ситуации, благоприятные для своей команды. Все это называется тактическим мышлением, другими словами волейболист видит результат своих удачных и неудачных действий. Любое тактическое действие протекает путем:
• восприятия и анализа игровой ситуации;
• мысленного решения тактической задачи;
• двигательного решения тактической задачи.
Для того чтобы повысить тактическое мастерство у игроков необходимо развивать следующие способности:
- наблюдательность – умение быстро и правильно замечать по ходу поединка важные моменты соревновательной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке;
- сообразительность – умение быстро и правильно оценивать ситуации, с учетом их последствий;
- инициативность – умение быстро и самостоятельно применять эффективные тактические приемы;
- предвидение – умение заранее понять тактические замыслы противника и спрогнозировать результаты этих действий на площадке.
Для победы в волейболе спортсмен должен уметь управлять своими эмоциями, действиями, психическим состоянием при различных состояниях организма, в условиях утомления, действиях сбивающих факторов.
Эмоциональное состояние волейболистов может быть как положительное, так и отрицательное. Отрицательное состояние проявляется в неуверенности, тревожности, мыслях о последствиях неудачного выполнения того или иного действия и т.д.
Для снижения возбуждения или снятия подавленного состояния в разминке используют специальные упражнения, движения, различные по скорости, темпу, амплитуде, мышечному напряжению (в зависимости от особенности эмоционального состояния).
- Регуляция дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений (по глубине, интенсивности, частоты, ритму, продолжительности).
- Воздействие при помощи слова. Словами можно человека окрылить, вселить уверенность, обрадовать, успокоить и, напротив, огорчить и т.п. Но также необходимо помнить, что большую роль играет применение самоприказа, самоободрения, самопобуждения («я выиграю», «я добьюсь», «я должен» и т.п.).
- Преднамеренное изменение направленности и содержания мыслей и представлений. В преодолении волнения перед игрой волейболистам помогают воспоминания об удачно проведенных играх. Тем самым спортсмены создают установку на активную игровую деятельность и не думают о неблагоприятных эмоциональных состояниях.
- Применение специального массажа, который оказывает успокаивающее или возбуждающее воздействие.
- Применение приемов аутогенной тренировки для снятия или снижения влияния неблагоприятных эмоций перед игрой, а также для снятия нервного возбуждения.
Развитие волевых качеств. Вся волейбольная деятельность требует от спортсмена большого напряжения воли. Волевые качества волейболистов проявляются в действиях, которые направленны на преодоление трудностей.
Чтобы развивать волевые качества, необходимо учитывать конкретные ситуации в процессе подготовки, с которыми сталкивается спортсмен.
Необходимым условием развития волевых качеств у игроков является регулярное выполнение в процессе учебно-тренировочных занятий упражнении, которые требуют использование имеющихся волевых усилий.
Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист:
- целеустремленность и настойчивость (эти качества проявляются в осознании целей и задач, которые стоят перед волейболистами, в активном стремлении к повышению спортивных навыков)
- выдержка и самообладание (эти качества выражаются в борьбе с отрицательными эмоциональными состояниями для того, чтобы избежать утомления)
- решительность и смелость (эти качества проявляются в способности быстро находить и принимать обдуманные решения в моменты игры и с уверенностью приводить их в исполнение; брать на себя ответственность)
- инициативность и дисциплинированность (эти качества выражаются в способности спортсмена вносить в игру творчество, инициативу)
Стоит помнить, что волевые качества у волейболистов развиты неравномерно. Процессом формирования этих качеств нужно управлять. Поэтому чем правильней будет организован тренировочный процесс, тем успешнее будут формироваться волевые качества волейболистов.
Заключение. Познакомившись с методами подготовки волейболистов к соревнованиям, можно говорить о том, что они играют огромную роль не только в спорте, но и в обычной жизни и тренера, и спортсменов. Волейбол требует от спортсмена высокую психологическую готовность, и только желание развиваться еще больше может помочь спортсмену. Все движения волейболисты знают, и автоматизм приобретается не так уж и долго, но именно психологический настрой может привести к тому, что скорость реакции игрока может заметно сократится и принятие решений одного игрока могут подвести целую команду. Именно поэтому следует не забывать о контроле отношений как в команде, так и не упускать заметные переживания отдельного игрока.
Психологические качества занимают одно из главных мест в процессе подготовки к соревнованиям. Например, команда без тренировки внимания, зрения, эмоционального состояния, волевой устойчивости, имеющая отличные физические навыки будет дальше от победы, чем команда с данными качествами. К примеру, в истории спорта можно вспомнить много примеров, когда вопреки всем ожиданиям, построенным на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков, выигрывает относительно слабая, но психологически более устойчивая команда. Часто для победы над более сильным противником, который недооценил соперника и вступил с ним в борьбу в состоянии меньшей мобилизованности, необходимы лишь мотивация, эмоциональный подъем и желание добиться поставленной цели.
Самое важное, что тренер должен настраивать не только команду к победе, но и отдельно с игроком, у которого имеются какие либо проблемы в игре и помочь ему преодолеть страхи. На тренере лежит большая ответственность за исход игры, так как именно от его внимательности и правильности выбора метода психологической подготовки приведет к удачному финалу игры.
Таким образом, в процессе работы над темой «Особенности психологической подготовки волейболистов к соревнованиям» цели были достигнуты, задачи были выполнены. Следовательно, можно сказать, что важной составляющей любого спорта является грамотная подготовка человека, как на физическом, так и на психологическом уровне. Все эти методические рекомендации – это основа, которая определяет пути психологической подготовки команды.
Список литературы.
Беляева А.В, Савина М.В. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры //Физкультура, образование,наука,2000.-с.42
Железняк Ю.Д, Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. -М.:Академия, 2000.-с.73
Клещев Ю.Н.Волейбол.-М.:СпортАкадемПресс,2003.-c.33