Резьба по книгам это новое оригинальное направление в искусстве, которое требует аккуратности, терпения и труда. Процесс создания настоящего шедевра очень сложен и кропотлив, в своей работе художники используют пинцеты, скальпели, ножи, щипчики, клей и стекло. Чаще всего материалом для работ служат старые справочники или устаревшие энциклопедии, то есть книги, подлежащие уничтожению. Иногда, чтобы реализовать свою безграничную фантазию художники используют сразу несколько книг. Мастера, работающие в этом направлении, трансформируют книги в объекты архитектурного искусства, меняют их форму и смысл. Отсекая отдельные абзацы, страницы, разделы и даже главы, они обнажают иллюстрации и трактуют содержание согласно своему собственному видению.
Таким образом, книга становится скульптурным изваянием, а замысел автора оригинала используется в угоду идее архитектора. Возможно, что в таком случае выражение: «Читать между строк», – приобретает совершенно иной, буквальный подтекст.
Как и любое новаторство «Резьба по дереву» вызывает к себе неоднозначное отношение. Кто-то называет это искусством, а кто-то – кощунством, каждый рассматривает это направление по-своему. Тем не менее, нужно сказать, что значительное место в этом направлении искусства принадлежит американскому художнику Брайану Деттмеру.
Известный художник Брайан Деттмер (Brian Dettmer) получил прозвище «Книжный Хирург» (The Book Surgeon), используя в качестве основного инструмента для создания своих работ хирургический скальпель. Его можно считать не простым хирургом, а пластическим, который меняет внешний вид литературы до неузнаваемости. Искусство, которым занимается Брайан, называется bookcarving и требует не только терпения и усидчивости, но и умения мастерски обращаться с колющими и режущими инструментами. Естественно, нельзя забывать и о художественном таланте, живом воображении, богатой фантазии и умении мыслить в перспективе. Ведь для того, чтобы вырезать из учебника, атласа или томика стихов подобные скульптуры, необходимо видеть готовый результат еще тогда, когда книга в целости и почти сохранности лежит на столе, нетронутая ни ножом, ни ножницами мастера.
Брайан родился в 1974 в Чикаго, но все свое детство он провел в Напервиле (штат Иллинойс), куда его семья переехала сразу же после его рождения. В 2006 Деттмер поступил в колумбийский колледж, где изучал художественное искусство. В этот отрезок своего творческого пути он, преимущественно, писал маслом и не выходил за рамки традиционной живописи. Однако уже тогда, художник экспериментировал и пробовал себя в технике коллажа. А после окончания учебы Брайан начал зарабатывать на жизнь, рисуя вывески для магазинов. Эта работа стала для него настоящим открытием: рисуя вывески, он начал осознавать, как тесно взаимосвязаны буквы, языки, шрифты и изображения друг с другом. «Я относился к написанию вывесок очень серьезно и из каждой я пытался сделать шедевр. На то, что можно было нарисовать за полчаса, у меня уходил целый день. Не трудно догадаться, что желающих приобрести шедевральную вывеску, нарисованную за рекордно длинные сроки, было очень мало, поэтому в этот период времени я жил очень бедно» [4].
Однако, увлеченный миром красок и шрифтов, отслеживая их взаимодействие и природу, Детмер щепетильно и скрупулёзно рисовал каждый обыденный заказ как произведение искусства. В этот сложный период своей жизни Брайан начал экспериментировать, создавая общую композицию своих картин при помощи языка жестов, шрифта Брайля и азбуки Морзе. Вскоре молодой художник пришел к выводу, что для написания подобных картин краски совершенно не подходят, и переключил свое внимание на художественные коллажи. Однажды, нарезая из старой книги материал для нового коллажа, он заметил, что на оскверненных ножницами страницах буквы и иллюстрации складываются в нечеткую картину… угловатую, расплывчатую и не имеющую формы, но все-таки картину. Всю следующую ночь он провел, не смыкая глаз, вырезая на книжных страницах замысловатые узоры, пытаясь добиться гармонии и создать из изувеченных бумажных листов нечто новое — необычное и в тоже время прекрасное. Сам того не осознавая Брайан создал направление нового искусства, завладевшее умами многих художников.
«Резьба по книгам — очень долгое, но в тоже время интересное занятие, которое поглощает тебя полностью, и ты совершенно забываешь о существовании окружающего мира, — рассказывает Брайан Деттмер. — На создание одной такой книги может уйти от одного месяца, до нескольких лет: все зависит от сложности подаваемого в ней материала и количества страниц» [4].
«Основная работа художника при резьбе по книге заключается в поиске нужного цвета, формы, узора и путей по их компоновке и внесению в общую композицию картины, — говорит Брайан. — Книги сами подсказывают идею для будущей картины, но для этого приходится перечитывать ее по нескольку раз от корки до корки и в прямом смысле слова заучивать наизусть расположение букв, иллюстраций и даже знаков препинания» [4].
Мастерство требует времени. Совершенствуя свое искусство, мистер Деттмер использовал преимущественно ту литературу, которая пылилась за ненадобностью или «ждала» утилизации. Художник переработал массу материалов: словари, энциклопедии, учебники, научные пособия, книги по искусству, медицинские справочники, учебники истории, атласы, комиксы и даже обои и обложки журналов.
Позже, художник займется созданием сложных трехмерных инсталляций, которые показывают новые или альтернативные интерпретации книг. Брайан Деттмер никогда не меняет содержания книг путем перемещения или замещения составляющих. Он всего лишь срезает все ненужное. Этот процесс выполняется без четкого и последовательного планирования. Безусловно, предварительно мастер знакомится с каждой из книг, а некоторые перечитывает по нескольку раз. «Основное предназначение этих книг — делиться своими знаниями с людьми, но мир меняется, а вместе с ним меняются и люди. И вот им уже не интересно то, что могут предложить им старые книги. Эти пережитки прошлого становятся для людей простым набором бесконечных символом и иллюстраций, не представляющих для них никакого интереса. Именно такие книги и становятся моими пациентами. Я пытаюсь их реанимировать, придать новый облик и наделить смыслом, понятным любому, кто возьмет ее в руки. И судя по всему, у меня неплохо получается!», — делится своей философией о роли старых книг в современном обществе Брайан Деттмер [4]. Глядя на эти гениальные произведения современного искусства, может показаться, что каждая работа мастера — это сборная солянка из множества иллюстраций, нарезанных из различных книг, но это не так: «книжный хирург» вырезает со страниц «пациента» все лишнее и не добавляет ничего нового.
«Как и у обычных хирургов, у меня нет права на ошибку: одно неловкое движение и «пациент» мертв…, — говорит знаменитый резчик по книгам. — К счастью, в моих руках находятся не человеческие жизни, а обычные книги, поэтому я просто беру с полки новый том и начинаю всю работу заново» [4]. Брайан рассказывает, что больше всего он любит работать со старыми справочниками, в которых помимо текста присутствует множество красочных иллюстраций. Если вначале своей карьеры «Книжного Хирурга» Брайан работал исключительно над одной книгой и создавал из нее небольшое произведение искусства, то в последнее время его искусство стало более амбициозным и масштабным: работы мастера могут состоять из десятков совершенно разных и непохожих друг на друга книг.
Энциклопедии и словари, учебники по медицине и инженерии, карты и атласы становятся странными скульптурами. Его работы выставлены в лучших галереях и музеях мира, таких, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Чикаго.
Одной из самых эффектных является его работа «Новые книги знаний» (New Books of Knowledge), созданная из многотомной энциклопедии. Обложки, собранные полукругом, поддерживают страницы, которые напоминают прихотливые волны. Этот поток открытий, совершенных человечеством, по центру раскрывается драгоценными иллюстрациями, радующими глаз своими красками. Рассматривая разноцветные картинки, зритель ощущает себя ребенком, листающим первую в жизни книгу.
Для своих произведений Брайан Деттмер использует не только издания с картинками, атласы и медицинские справочники, но и, казалось бы, совершенно обычные словари. Работа «Судьба Далеко Быстро Падение Окончательный» (FateFarFastFallFinal), вырезанная из тома, посвященного букве «F», носит глубокий философский оттенок. Слова, изначально соседствовавшие на страницах одной книги, оказываются связанными единой логикой, погружая зрителя в размышления.
Многотомные издания, в свою очередь, в руках Брайана могут стать не просто композицией, а настоящей скульптурой, как это произошло в случае работы «Гролье» (Grolier): одинаковые по своим параметрам, книги становятся вместилищем для бюста, вырезанного из страниц. Хотя чаще всего Брайан использует книги, они являются не единственным материалом для его произведений. У художника есть целый ряд работ, выполненных из устаревших аудиокассет. Из них был изготовлен скелет человека (Skeleton) в натуральную величину. Это произведение кажется не таким ярким, но зато подчеркивает неординарность мышления мастера.
Серия скульптур из книг, «Адаптации» (Adaptations), одна из тех выставок, которые собирают аншлаги в любом городе, куда только случается приехать.
Произведения художника неоднозначны и вызывают разную реакцию. Брайан добился признания крупнейших библиотек и музеев мира, таких как Музей искусств и дизайна в Нью-Йорке и Библиотека Бернем в Чикаго, а его произведения подталкивают зрителей к переосмыслению привычных вещей.
В своем творчестве Брайан работает хирургическими инструментами – это скальпели, зажимы и много другое, за что его и прозвали «книжный хирург», хотя это далеко не единственное прозвище.
В процессе работы над последними творениями Деттмер задействовал герметизацию, шлифовку отполированных и отлакированных страниц, разработал методику выгибания бумажного сырья.
Сегодня он создает масштабные скульптуры из целых собраний, а иногда дополняет их другими материалами – аудио и видео пленкой, например. «Дюйм за дюймом, делая тщательные раскопки или краткие изменения, я могу редактировать или рассекать коммуникативные объекты или системы: такие, как книги, карты, ленты и другие носители, играя роль медиума преобразований».
В настоящее время художник и мастер «резьбы по книгам» Брайан Детмер живет и работает в Атланте США. О нем знает и не устает говорить весь мир. Журналисты проявляют к скульптору и его работе «живой» интерес. Немногиеведьмогутпохвалитьсястатьямиосебев «The New York Times», «The Guardian», «Chicago Tribune», «AJC», «Modern Painters», «The Village Voice». Работы мастера широко представлены в музеях и галереях по всему миру, в том числе «Kinz + Tillou» в Нью-Йорке, «Packer Schopf» в Чикаго, «Toomey Tourell» в Сан-Франциско, «Mi To» в Барселоне, и само собою в Атланте. Творениями Детмера гордятся многие коллекционеры, также мистер «книжный Потрошитель» пользуется несомненным авторитетом в интернете.
Таким образом «Book Carving» живет и развивается под скальпелем своего создателя Брайана Детмера, который, нужно отметить, имеет множество последователей и поклонников.
А все пессимистические суждения о его творчестве исчезают без следа, когда видишь его шедевры. Ведь главное, что книга несет знание и свет, и неважно какую физическую форму она при этом имеет.
Все это свидетельствует, что Брайан Деттмер — один из ярких представителей нестандартных направлений искусства, который в равной мере ценит красоту внешней формы и внутреннее содержание.
Список литературы:
Культурология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kulturologia.ru (дата обращения: 01.02.2019).
Необычное искусство — резьба по книгам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/news/post/16082-neobychnoe-iskusstvo-rezba-po-knigam (дата обращения: 01.02.2019).
«Резьба по книгам» - искусство из отходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anysite.ru/publication/brian-dettmer (дата обращения: 01.02.2019).
Резьба по книгам. Искусство Брайана Дитмера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unnatural.ru/book-carving-brian-dettmer (дата обращения: 01.02.2019).