ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ АВТОРСКИЙ КОСТЮМ? ВЛИЯНИЕ ЭТНО-СТИЛЯ НА ЕГО СОЗДАНИЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ АВТОРСКИЙ КОСТЮМ? ВЛИЯНИЕ ЭТНО-СТИЛЯ НА ЕГО СОЗДАНИЕ

Федорова А.В. 1, Щеглова Т.М. 1
1ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Можно ли считать современный авторский костюм искусством? В проведенном исследовании мы попытались выяснить, что такое авторский костюм и обобщить в данной статье результаты проведенного исследования.

Все мы знаем, что в современном мире сложно сохранить свою индивидуальность и выделиться из толпы, так как практически все предприятия швейной промышленности изготавливают одежду одинаковых силуэтных форм, колористического решения, вариантам декоративного решения. Часто потребители считают, что «одежда сшита по одному лекалу». Поэтому, для того, чтобы для них сшили что-то особое, индивидуальное многие из них обращаются к модельерам, дизайнерам, портным.

Нельзя отрицать тот факт, что не каждый костюм можно назвать художественной вещью, в силу того, что не каждый костюм помимо утилитарно-практических функций имеет максимум эстетических. Многообразие вариантов утилитарного использования костюма (одежды) подразделяют его на повседневный, рабочий, офисный, праздничный, традиционный, современный, дизайнерский (авторский) и т.д. Художественной вещью он становится тогда, когда творческая рука народного мастера или художника по костюму (дизайнера) привнесет в него эстетическое содержание и форму. В свою очередь широкая сфера искусства, которая охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий одновременно полезных и красивых, является декоративно-прикладным искусством. Если рассматривать костюм как художественную вещь, то в нем можно обнаружить самые разные виды декоративно-прикладного искусства. Особенно это ярко проявляется в традиционном народном костюме.

Важной особенностью костюма была ее исключительная декоративность, которая достигалась сочетанием тканей разного качества и цвета, вышивкой, узорным ткачеством и кружевоплетением. Причем, украшение одежды, всегда имело определенное назначение и смысл, связанные с верованием и мировоззрением наших предков.

В ходе проведенного исследования нами решались задачи по выявлению исторических этапов развития ручной вышивки, анализа декора на разных элементах народного костюма, выявлению разнообразия материалов, технологий, возможностей ручной вышивки, набойки, росписи по ткани, бижутерии или ювелирных украшений. Наиболее частое применение находила ручная вышивка, которая применялась для украшения одежды и изготовления различных предметов ее убранства (головные уборы, пояса, очелья, бусы и т.д.). В узорах вышивки отражались представления местных жителей об окружающем их мире, природе, жизни, глубокая вера в добро и мечты о лучшей доле.

Анализ моделей, созданных на основе народного костюма, выявил различные творческие подходы художников к использованию народных мотивов в современном костюме. Выделены модели, в которых исходным в творческой деятельности явились: форма, конструкция, декор, материал, способ ношения, ассоциация народного костюма.

При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. Одним из эффективных инструментов дизайнеров одежды в создании новых моделей является использование в современной одежде в качестве принта образцов народной вышивки. Заимствование отдельных приемов, техники исполнения, элементов орнамента придает современным вещам необычный колорит. Современные модельеры рассматривают вышивку как уникальный вид искусства. Старинные работы служат неиссякаемым источником новых идей и вдохновения. Характерно стремление художников выявить по-новому декоративные возможности современных материалов, обогатить их природную, естественную структуру.

В ходе исследования особое внимание было уделено современному авторскому костюму и выявлению особенностей его декора. Объектом исследования выступал авторский костюм, представляющий работу дизайнера над разработкой индивидуального образа, учитывающего современные и перспективные модные тенденции и изготавливающийся в единственном экземпляре и в авторском исполнении или малыми авторскими сериями.

Смогли бы вы определить по внешнему виду одежды, какой модельер является ее автором? Думаем, что здесь не все так просто.

Знаете ли вы, кто основал высокий авторский стиль «От Кутюр» (от французского «haute couture» в переводе – «высокое портновское искусство»)? Это англичанин Чарльз Фредерик Ворт. Во Франции в скромном парижском местечке Рю-де-ля-Пэ Фредерик Ворт открыл ателье, предназначенное для дам из высшего света для пошива платьев в стиле Рококо, подразумевающем шикарную отделку в виде ажурных кружев, изысканных рюшек, изящной вышивки. Благодаря Ворту мир увидел кринолин и турнюр, продержавшийся в моде более десяти лет. Еще Фредерику Ворту принадлежит изобретение сменных лифов. Платья были очень дороги, и поэтому он решил, что юбку платья можно оставить, а верх платья – лиф можно сделать в нескольких вариантах. Это длинные рукава и закрытый лиф, без рукавов с открытым декольте и V-образный вырез лифа. То есть платье шилось так, чтобы его можно было надевать для выхода в нём на прогулку, и на прием, и на бал [2].

Каждый модельер одежды имеет свои предпочтения в цвете, в тканях, в формах нарядов. У каждого есть и свои собственные любимые пропорции фигуры, для которых он готов творить. И если его одежда выделяется от моделей других, то этот модельер, действительно, имеет свой собственный авторский стиль.

Прежде всего, приступая к проектированию одежды, грамотный дизайнер должен провести предпроектное исследование, анализ. Определить основные направления своей работы, поискать новые силуэты, формы в набросках, в форэскизах. Самые удачные работы выбрать и проработать более детально.

При предпроектном анализе, который проводится на начальном этапе проектирования, сопоставляются данные о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, наличии аналогов предполагаемого объекта. Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Предпроектные исследования включают социально-экономический анализ, функциональный анализ, то есть исследование способов использования изделия, исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения, исследование материалов и возможных способов изготовления изделия, анализ формы, то есть исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений. На основе проведенных предпроектных исследований и анализа аналогов рождается творческая концепция, которая воплощается, прежде всего, в художественном образе.

Образ рождается либо на бумаге при создании эскиза и затем превращается в макет, затем в модель, либо при работе непосредственно с материалом в процесс макетирования и макет воплощается в модель.

Способность видеть красоту и уникальность в самых привычных предметах и явлениях окружающего нас мира является существенной частью таланта художника. Настоящему профессионалу помочь в рождении идеи способно любое явление нашей жизни. В сознании художника могут возникнуть образы будущего изделия после прочтения книги, просмотра кинофильма или театрального спектакля. Прообразами единичных моделей или коллекций одежды иногда бывают яркие исторические личности. Дать толчок к рождению новой идеи могут и какие-то события, например, Олимпийские игры, научные открытия, вызвавшие в общественной жизни сильный резонанс. Все это можно охарактеризовать одним термином – творческий источник.

Творческим источником для создания современных моделей одежды в далеком 1925 году для Надежды Петровны Ламановой, основоположницы российской школы моделирования, послужил национальный костюм. Работам Н.П. Ламановой, выполненным из бечевки, шнура, соломки, вышитого холста, фрагментов русских национальных полотенец и других подлинно народных тканей, на Всемирной выставке в Париже был присужден «Гран При» за незаурядный талант и национальную самобытность [1].

Анализ современных коллекций одежды haute couture показал, что дизайнеры в своей творческой деятельности постоянно обращаются к народным мотивам, в том числе и к русским традициям, формам, конструкции, декору, композиции и способам ношения костюма.

Результаты исследования показали, что этно-стиль считается одним из наиболее естественных, самобытных, красочных и выразительных в современной одежде. Русский народный костюм является уникальным памятником народного творчества, сочетающим в себе утилитарность, информационность и эстетичность. Он является одним из самых значимых пластов русской культуры. Традиционный костюм является связующим звеном между бытовой жизнью народа и его эстетическим наследием.

Большое количество модельеров и дизайнеров используют элементы русского стиля в своих коллекциях, благодаря чему народные мотивы стали одним из актуальных трендов. Женская одежда, аксессуары и обувь в русском стиле присутствуют в коллекциях русских и зарубежных модных брендов. Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Анна Бородулина, Алена Ахмадулина, Ульяна Сергиенко, Ив Сен Лоран, Джон Гальяно, Карл Лагерфельд, Kenzo, Dolce & Gabbana, Valentino и другие модельеры и модные дома неоднократно использовали русские мотивы. Модельеры создают коллекции-реконструкции; коллекции, отражающие специфику региональных особенностей силуэта, структуры, технологий исполнения и декорирования; коллекции на основе импровизаций и трансформаций образов традиционной одежды [3].

Работая над проектом костюма, современный дизайнер продумывает его целостный образ, стиль, функциональное предназначение, а так же колористику и аксессуары костюма, как необходимые компоненты образа. При проектировании авторского костюма дизайнер подбирает сочетания способов передачи выразительности разных видов искусств – вышивки, набойки, росписи по ткани, бижутерии или ювелирных украшений.

Разнообразие в современной моде обеспечивается применением самых разных материалов и деталей – тонких, легких, сложного переплетения тканей, шарфов и палантинов из сочетания шерстяной, шелковой или вискозной пряжи. В проектировании отдельных элементов костюма – юбок, жакетов, полупальто, накидок используют различные виды шерсти, мохера, льна со вставками из шелка, кожи, фактурной пряжи.

В 2019 году одежда в этно-стиле будет по-прежнему актуальна. Одежда в этно-стиле пользуется большой популярностью и завоевывает подиумы и улицы городов. Многие дизайнеры в своих коллекциях используют направление а-ля рус. Уставшие от суеты мегаполисов и офисных будней, женщины ищут свободу и «свежий воздух» для создания новых образов. Модницам предлагается носить одежду из натуральных тканей – шелка, хлопка, шерсти и льна. Приветствуется самобытность, смелость и комбинаторика. Благодаря своей многогранности, этнический стиль стал желанным гостем в коллекциях одежды ведущих брендов 2019 года. Неверояно популярны будущей весной будут не только цветочные вышивки и аппликации, шитье и кружевоплетение, но и трансформация структурных элементов и силуэта народного костюма. Широко используются полотна ручного качества. Такого рода тенденции и формируют этно-стиль в авторском костюме, который предоставляет возможность человеку идентифицировать себя со своим народом и его культурой [3].

Национальное самосознание есть осознание индивидом своей принадлежности к определенному этносу, достигаемое на основе знания истории и культуры своего народа. Важным для наличия в социуме этнической идентичности является сохранение народом национальной и этнической культуры, которая охватывает в основном сферу быта: традиции, обычаи, фольклор, одежду, пищу и т.д. [4].

Одежда, которая призвана отражать личность обладательницы, делать её непохожей на кого-либо и составляет авторскую коллекцию. Это выражение творческого подчерка, это отражение представления о женской красоте, о стиле, это взгляд на то, как должна выглядеть девушка, что должен нести её образ – а это в первую очередь женственность и индивидуальность.

Каждый дизайнер вкладывает душу, мышление, творческий потенциал в то, чтобы создавать авторскую одежду. Сейчас, как никогда, ценятся изделия, созданные вручную. В них наиболее полно могут быть выражены индивидуальность человека, его творческие способности, богатая фантазия.

Выше сказанное позволяет сделать вывод, что современный авторский костюм с элементами этно-стиля, представляющий собой настоящее произведение декоративно-прикладного искусства, медленно, но верно завоевывает не только подиумы, но и улицы городов, набирает обороты и в повседневной жизни России.

Литература

1. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1997.

2. Рачицкая Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2002.

3.https://www.vogue.ru/fashion/trends/35_tendentsiy_sezona_vesna_leto_2019/ (дата обращения 12.01.2019г.).

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 19.01.2019г.).

Просмотров работы: 172