САМООЦЕНКА ВОКАЛИСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

САМООЦЕНКА ВОКАЛИСТА

Карфик Н.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под самооценкой в психологии понимается ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения [1, с. 343]. В становлении и развитии личности велика роль самооценки как осознания себя, своей деятельности, как важное звено внутренней регуляции своего поведения. «Умение оценить свои возможности наряду с умением «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды делает самооценку важным фактором в формировании личности» [2, с. 107]. В случае с музыкантом или конкретно с вокалистом, неправильное оценивание и восприятие своих навыков и природных возможностей организма может пагубно влиять на результат обучения и профессионального роста.

Завышенная самооценка особенно опасна на стадии обучения в ВУЗе или колледже, когда вокальный аппарат не вполне окреп и не имеет большой вокальной тренировки. Слишком высокая самооценка дает обучающемуся огромную уверенность в себе и отсутствие присущего большинству сценического волнения, а так же смелость брать труднейшие произведения. Невероятно важно на этом этапе влияние педагога и его адекватная оценка способностей ученика: без излишней похвалы и завышенных требований. Ведь зачастую желание студента исполнять трудные и виртуозные произведения побеждает здравый смысл и растет вероятность получения профессиональных травм. Перенапряжение голосовых связок чревато появлением на них новообразований (узлов), кровоизлияний, «пересмыканием» связок. Такие травмы могут наложить запрет на любые голосовые нагрузки в течение нескольких недель, а некоторые травмы оставляют следы на годы. Поэтому важно иметь грамотного наставника-педагога, который точно сможет определить тип голоса, его зрелость и физические способности ученика. Так же в группу риска входят молодые певцы, только вышедшие из стен консерваторий. После устройства на работу вокальная нагрузка значительно повышается, репертуар становится обширнее и технически более трудным. Это так же может привести к фатальным последствиям в условиях отсутствия педагога, который наблюдал за развитием и становлением певца в течение нескольких лет. Исполнение «крепкого» репертуара, насыщенного низкими нотами в начале карьеры, не даст возможности голосу звучать так же молодо и красиво в более зрелом возрасте. Поэтому очень важно своевременно посещать фониатра, узнавать мнение компетентных педагогов, прислушиваться к своему организму, изучать свой голос и учиться правильно подбирать репертуар.

Адекватная самооценка дает возможность вокалисту верно понимать направление развития своего голоса и создавать для себя адекватные и полезные нагрузки. В случае, когда певец хорошо знает свои возможности, легче всего эффективно развиваться и расти профессионально. Правильно подобранные режим работы, упражнения и репертуар в полной мере помогают раскрывать красоту и силу голоса. При этом перенапряжение во время уроков минимизировано. Отсутствие травм и болезней горла позволяет постоянно находиться в учебном режиме, а значит максимально использовать свои возможности, успешно развиваться и быть уверенным в себе. Сценическое волнение в таком случае не будет мешать удачно выступать. Наоборот, легкий выброс адреналина поможет взбодриться перед выходом на сцену, прочувствовать роль и насладиться выступлением.

Заниженная самооценка может стать огромной помехой для развития певца как молодого, так и состоявшегося. Низкое оценивание своих способностей и, как следствие, неуверенность в себе, способны уничтожить всякое желание развиваться в музыке и порождать мысли об уходе из профессии. С этим часто сталкиваются студенты 3–4 курсов консерваторий, когда путь в обучении пройден большой, а результат не соответствует ожиданиям. Низкая самооценка не позволяет вокалисту развиваться так же быстро, как при адекватной оценке ситуации. У певца с заниженным самомнением рождаются сомнения, что он не сможет исполнить конкретный вокальный прием, произведение, партию. Появляется страх и нежелание браться за новую работу, сложнее предыдущей. Тогда исполнитель выбирает заведомо нетрудные для него произведения. Это останавливает профессиональное развитие: без новых для организма нагрузок мышцы не могут работать максимально эффективно. То есть на этапе обучения важно своевременно повышать уровень нагрузки для гармоничного развития голосового аппарата. Но по своему личному опыту знаю, что страх и неуверенность могут серьезно помешать в обучении даже при полной физической готовности. Например: страх перед высокой нотой не дает мышцам правильно координироваться и нота срывается. В этом случае педагог должен выступить в роли психолога и объяснить причину неудачи ученику, приободрить его и помочь повторить попытку. Несколько правильно подобранных слов могут решить проблему. Так же низкая самооценка сильно мешает во время выступлений. Волнение превращается в панику, дыхание сбивается и все тело зажимается. Конечности дрожат от переизбытка адреналина, и об успешном показе своих возможностей уже не может быть и речи. В таком случае вокалисту стоит акцентировать внимание на своих достоинствах, не бояться своих вокальных недостатков, а стараться больше работать над ними. Несомненно, стоит детально поговорить об этом со своим педагогом, а в запущенных случаях с психологом.

Самооценка вокалиста играет очень большую роль в профессиональном становлении певца, в его обучении и работе на сцене. При завышенной самооценке вокалиста повышается риск получения профессиональных травм связок, в то время как при заниженной человек недостаточно быстро обучается и набирает необходимый вокальный опыт. Адекватная самооценка наиболее положительно влияет на развитие певческих способностей и каждому вокалисту нужно стремиться к ней.

Список литературы

1. Психологический словарь / под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.

2. Савонько Е. И. Вопросы психологии. – 1969. – № 4. – С. 107–116.

Просмотров работы: 112