ИСКУССТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСКУССТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

Дозорова В.А. 1, Шарапова Н.В. 2
1Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства», специальность «Музыкальное образование»
2Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система Российского образования требует формирования у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Уникальными возможностями гражданско-патриотического воспитания студентов обладает система среднего профессионального образования в области искусства и культуры, которой в нашем колледже уделяется особое внимание. Мы убеждены, что обучение музыкальному искусству может стать условием и средством развития и воспитания патриотических чувств учащихся в том случае, если эта деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы, ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Важной гранью воспитания и развития личности детей и молодёжи является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание. Приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

«Патриотизм» — слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «отечество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Но что скрывается за словом «патриотизм» и какова роль данного понятия в жизни современного человека? Любовь к своей стране и способность подчинить свои частные интересы интересам Отечества. На словах всё правильно и очень красиво, но далеко не каждый человек, называющий себя патриотом, является таковым.

Национализм и патриотизм не идентичные, но близкие понятия. У них есть ряд отличий и общих характеристик. Помимо этого, патриотизм является производной от национализма. В патриотизме главным является государство, а в национализме - любовь, иногда слишком фанатичная, к своему собственному народу.

Внимание экспертов, исследователей, политиков привлекает вопрос формирования патриотических чувств среди российской молодежи. Молодежь является носителем перспектив в их исходном состоянии. От того, насколько удачно пройдет социализация, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны.

Рассматривая воспитание как неотъемлемую часть образовательного процесса, следует сказать, что в нем могут использоваться различные инструменты и методы. Однако, очень важную роль играет искусство, как инструмент, обладающий большой силой идейно-эмоционального воздействия. По мнению одного из известных советских педагогов В.А. Сухомлинского, «сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко человек видит мир и самого себя глазами патриота». На наш взгляд, искусство может и должно выступать в качестве основного источника и носителя идеи Родины, пробуждать у человека чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Говоря о музыкальном искусстве, следует отметить то, что в любом музыкальном произведении в лаконичной форме может выражаться общие для миллионов людей мысли идеи и чувства. Воплощая эти идеи и мысли в музыке и тексте, песня заставляет нас слиться с героем, пережить его горе или разделить радость. Поэтому знакомство молодого поколения с хорошей песней равносильно знакомству с хорошим человеком, истинным патриотом, для которого благо народа и Родины - основная цель жизни. В массовости, в слиянии достижений народного и профессионального искусства, в сплаве идейности и мастерства, глубины и простоты - сила лучших советских песен.

Выстроенная линия музыкального образования в учебном заведении отвечает запросам Федерального государственного образовательного стандарта образования. Перед учащимися раскрываются страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой на индивидуальных занятиях (детский репертуар), к петровским кантам, увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар широко включаются исторические и военные песни, патриотические песни советских и современных композиторов. Кроме того, студенты слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, смотрят фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, возникновении и развитии жизни народа в прошлом.

Особое внимание уделяется изучению русской музыкальной культуры, а также фольклора. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красоту родной природы, запечатленные в произведениях искусства, раскрываются на уроках музыкально-художественного творчества. Достижение эмоционально-чувственного восприятия и понимания произведений считаем основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, способность личности к любви – к матери, Родине, труду. С целью воспитания межнациональной толерантности, формирования общечеловеческих ценностей – дружбы, сотрудничества, взаимоуважения, на уроках студенты знакомятся с музыкальными традициями народов мира, культурным наследием стран Ближнего и Дальнего зарубежья.

Работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на занятиях дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого студента, раскрытию творческих способностей. Патриотическое воспитание студентов продолжается и в ходе внеклассной работы. С огромным успехом в учебном заведении проводятся культурно-массовые мероприятия военно-патриотической направленности. Традиционными стали конкурсы патриотической направленности: “Виват, Россия!”, «Тебе пою, моя Россия», спортивно-познавательные игры, фестивали дружбы народов “Россия – наш общий дом”, конкурсы строя и песни и многие другие.

Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Баграмян И.Х. К штыку приравняли перо // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 9.

Боголюбов Н.С. Военно-патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства, с. 257

Алиев Ю.Б. Советская массовая песня в военно-патриотическом воспитании учащихся // Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителя, с. 194-195. 

Музыка времён Великой Отечественной Войны // Сайт о Великой отечественной войне 1941-1945 гг. 11Р1_: http://otvoyna.ru/pesni.htm (дата обращения 1.11.2013 год)

Вежевич Т.Е. Моделирование систем патриотического воспитания школьников : методология, теория, практика [Текст] / Т.Е. Вежевич. - Улан-Удэ : Бэлиг, 2010.

 Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: «Юрайт», 2009.

Варющенко В.И. Гражданское образование учащихся - составная часть системы нравственного воспитания // проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции 16-17 апреля 1998 года.2008

 Самолдина К.А. Патриотическое воспитание школьников средствами искусства: Проблемы нравственного воспитания учащихся в современной системе образования: материалы областной научно-практической конференции 16-17 апреля 1998 года

Просмотров работы: 1604