Музыка была важной частью жизни Фридерика Шопена с первых лет его жизни. Его родители сразу осознали глубокое влияние музыки на будущего композитора. В возрасте пяти лет Фридерик начал серьезно учиться играть на пианино и всего за несколько лет стал известен в Варшаве как вундеркинд.
Фридерик Шопен начал сочинять музыку с возраста семи лет, и, похоже, это сыграло значительную роль в его музыкальном развитии и его фортепианной технике. После попытки получить известность в Вене, которая не принесла результатов, молодой Ф. Шопен нацелился на Париж, где после усердной работы он пробился во влиятельные круги, которые обеспечили ему имя и известность.
Шопена часто называют музыкальным поэтом. Именно в поэзии мы находим наш первый ключ к пониманию того, как подходить к произведениям этого выдающегося композитора и пианиста. Фридерика Шопена часто сравнивают с Ференцем Листом. Однако их замыслы как в композиционном, так и в пианистическом отношении были абсолютно разными. Это не значит, что один из них лучше другого, но нужно понимать их музыкальные цели, когда мы приступаем к исполнению произведений этих великих композиторов.
Одним из элементов игры шопеновской музыки, который требует тщательного обдумывания, является баланс между руками. Цель состоит в том, чтобы обеспечить плавное течение мелодической линии в правой руке пьесы без потери нежного ритмического импульса и гармонических тонкостей, присущих левой руке. Часто Ф.Шопен использует мелодические отражения в виде мотивов в левой руке, которые не должны быть затенены. Очень важно поддерживать гибкость в запястьях и обеспечивать свободное движение локтей. Почувствовать передачу веса от руки к пальцам до смены нот и прислушаться к звуку, исходящему после касания клавиш рояля.
Другим важным моментом, на которое стоит обратить внимание, разбирая произведения Шопена, является педалирование. При воспроизведении его музыки наблюдается тенденция к избыточному использованию педали, которое ведет к размытию нюансов пьес, особенно в технически требовательных местах. Этого следует избегать. Педали требуют чувствительного использования. Они поддерживают фразы и усиливают естественный резонанс инструмента. Рекомендуется использовать среднюю педаль для поддержания глубоких басовых тонов, а правую педаль, где это возможно, нажимать только до половины, чтобы избежать размытых проходов. Обычной ошибкой является использование педали в Ноктюрне № 1 (строка 23), там, где встречаются шестнадцатые паузы, которые находятся в середине фразы. При этом теряется замысел композитора. Старайтесь не использовать их до начала такта, но, если этого диктует гармония, используйте их внутри. История рассказывает, что один ученик Фридерика Шопена заметил, как финал Op.35 (соната для фортепиано си-бемоль минор) должна исполняться вообще без педали.
Термин Rubato является общей чертой многих произведений Ф. Шопена. В музыкальном исполнении это - гибкие акселерандо (итал. ускоряя) и ритардандо (итал. замедляя), которые производят впечатление короткой приостановки в строгое время музыкального темпа. В XVIII веке такое исполнение считалось украшением музыки, оно было очень выразительным. Поэтому, играя музыку Ф. Шопена, следует любой ценой избегать метроритмически безупречной подачи произведения, которая была нехарактерной во времена композитора, и сейчас покажется лишенной выразительности и индивидуальности. Темп рубато в произведения великого композитора смягчает резкость тонов и притупляет структурные углы музыки.
С другой стороны, 2-й Ноктюрн Op.9 может быть живым примером чрезмерного использования рубато. Это, пожалуй, один из самых играемых ноктюрнов Ф. Шопена, но зачастую замысел самого автора здесь игнорируются. Композитор, по словам его современников, играл этот ноктюрн без рубато, отдавая, вместо этого, предпочтение ясному певческому тону в правой руке, тихо сопровождаемому левой рукой. В этом ноктюрне для достижения четкого звучания аккордов нужно уделять пристальное внимание аппликатуре левой руки.
Возможно, самое популярное произведение Фридерика Шопена — это Op. 66, или Фантазия-Экспромт до-диез-минор. Одной из ключевых задач в этом произведении является способность играть шестнадцатые в правой руке одновременно с триолями в левой руке. Одним из советов, предлагаемых для исполнения, является аккуратное выделение нот, которые выровнены (составляют триоли). В данном случае это будет первая нота каждой группы. Это помогает установить ритмический акцент, не затуманивая отдельные ритмические фигуры. Стоит уменьшить темп прохождения и постепенно увеличивать скорость, стараясь не перегружать педаль. Когда появляются акцентированные ноты, нужно придать им дополнительный вес, позволяя им выделяться из текстуры. Подумайте о том, чтобы позволить крошечным паузам в конце фраз дать музыке дышать и выделить изменения в настроении, которым пронизано произведение.
Обращаясь к вечно популярным балладам Фридерика Шопена, мы сталкиваемся с еще большими требованиями к пианисту. Авторская формулировка, текстурные детали и тщательно продуманная структура не достаточны для обеспечения грамотной интерпретации этих произведений. Баллады являются отражением зрелого стиля Ф. Шопена и охватывают всю гамму героических, лирических, драматических и, в конечном итоге, трагических элементов, которые бросают вызов исполнителям и восхищают их.
Жизненно важным для подготовки к исполнению этих произведений является попытка уловить суть всей композиции, тщательно продумывая нарастающие кульминационные моменты, встречающиеся в пьесе. Нужно учитывать технические требования к этим композициям. Работа каждой рукой отдельно изначально является лучшим упражнением, гарантируя, что каждая нота и ритм полностью находятся под контролем. Характер каждого из пальцев играет свою роль в передаче музыки, в которой необходимо передать различные краски между длинными и короткими тонами.
В произведениях этого великого композитора - целый комплекс пианистических и звуковых задач, которые требуют огромной работы, тщательной технической и звуковой подготовки. В этой статье мы постарались дать исполнителям несколько советов, которые могут сформировать новый взгляд на богатство произведений Фридерика Шопена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано – М.: Музыка , 1978. – 289с.
2. Кремлев, Ю. Фридерик Шопен: очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1971. Изд. 3. - 609 с.
3. Мильштейн, Я.И. Очерки о Шопене. – М.: Музыка, 1987 . – 176 с
4. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога - Изд. 5-е, стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2015. - 253 с.
5. Цыпин Г. М. Шопен и русская пианистическая традиция. - М.: Музыка, 1990. - 96 с