МЕТОДЫ ОБЩЕНИЯ ДИРИЖЕРА И ОРКЕСТРАНТОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДЫ ОБЩЕНИЯ ДИРИЖЕРА И ОРКЕСТРАНТОВ

Еркова Т.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общение – это процесс коммуникации между отдельными людьми и группами людей. Контакт между малым количеством людей называется межличностным общением, а между группами – межгрупповым. В данном случае передача информации происходит за счет вербальных (речи) и невербальных способов (жесты, мимика, пантомимика и т. д.).

Музыкальная речь доходит до адресата в звуковой форме посредством музыкальных символов. Каждый музыкант старается донести до слушателя свои представления и чувства, вызванные у него конкретным произведением. Так же очень важным в музыкальном общении является передать задумку самого композитора произведения.

Дирижер, в свою очередь, тоже является музыкантом, а вместо инструмента у него целый оркестр. И именно с помощью такой большой группы абсолютно разных людей дирижеру нужно преподносить зрителям свою интерпретацию произведения, учитывая тот смысл, который заложил в свое произведение композитор. Проблема понимания требований дирижера важна для слаженной работы внутри оркестровых групп, и в итоге – для общего художественного результата.

Во все времена дирижеры искали подход к своим подопечным, способы, которые помогли бы им донести до каждого артиста оркестра максимально точно информацию различного порядка: от технической и художественной до организационной и косвенно относящейся к музыкальному исполнительству. У руководителей оркестром есть свои методы общения: мануальная техника, дирижерская аппликатура, образное (вербальное) описание того, или иного музыкального фрагмента, мимика и т. д.

Мануальной техникой называются движения рук, специальные жесты, которые отображают музыкально-образные представления дирижера. Илья Мусин указывал на необходимость добиваться совершенного владения «речью жестов», умения «говорить руками»[1].

Дирижерской аппликатурой называется распределение функций рук и установление порядка показа моментов управления в определенном рисунке дирижерской схемы, которые соответствуют жанровым, темповым, ладогармоническим, метроритмическим, штриховым и динамическим характеристикам музыкального произведения. Выбор дирижерской аппликатуры зависит как от авторского замысла, так и от интерпретации дирижера. Генрих Нейгауз, советский пианист, сказал про аппликатуру следующее: «Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом. Она же будет и самой красивой аппликатурой»[2].

Дирижерский жест является наиболее выразительным средством, которое вмещает в себя эмоциональность, волевой посыл, смысл, убежденность и артистизм.

Помимо жестов, описанных выше, дирижер должен влиять на оркестрантов своим авторитетом, который зарабатывается как на репетициях, так и на концертах. Оркестранты, со своей стороны оценивают своего руководителя по разным критериям, главными из которых являются профессионализм и человечность. Буквально с первого взмаха рук дирижера, музыканты оценивают его владение партитурой, интеллект, умение быстро переключаться между образными и технологическими моментами в репетициях и находить контакт с каждым. На основе этого анализа будет строиться их отношение к тому, кто стоит за дирижерским пультом. Но не только музыканты, сидящие в оркестре, делают выводы о дирижере, но и дирижер со своей стороны наблюдает и оценивает музыкантов.

Общение между оркестром и дирижером является межличностным. В оркестровом пространстве возникает ряд взаимодействий на основе социальных, деловых, личных, общественных и других отношений, а также конфликты. И дирижер со своей стороны должен создать прочную коммуникационную связь в оркестре для продуктивной работы и взаимодействия как разных групп, так и отдельных оркестрантов между собой и с дирижером. Так же актуальной остается проблема неоднородного (в том числе в возрастном отношении) социального состава оркестрового коллектива.

Условия репетиционной работы требуют от современного дирижера выработки умений и навыков эффективной коммуникации и быстрого проведения социально-психологической диагностики, а также решения сложившихся проблем (в ряде случаев – также конфликтных ситуаций).

Таким образом, общение дирижера и музыкантов оркестра является сложным и многогранным процессом, предусматривающим различные виды взаимодействия. В процессе работы задачей дирижера является создание благоприятной обстановки, доверительного общения, способствующего достижению поставленных целей и реализации художественного замысла произведения.

Список литературы:

1. Мусин И. А. Техника дирижирования. – Ленинград : Музыка, 1967. – 352 с.

2. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. – М. : Музыка, 1961. – 320 с.

3. Попов В. С. Дирижер и оркестрант. К проблеме взаимопонимания // Музыкальное искусство и образование. – 2015. – № 2 (10). – С. 113–124.

4. Таюкин А. М. Поиск образной выразительности жеста в классе дирижирования // Музыкально-исполнительская культура в теоретическом и прикладном измерениях : сборник статей Третьей межрегиональной научно-практической конференции (г. Кемерово, 18 декабря 2010 года) / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. – Кемерово : КемГУКИ, 2011. – С. 207–211.

Просмотров работы: 222