ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО И ПЕЧАТНОГО ТЕКСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО И ПЕЧАТНОГО ТЕКСТА

Абашина А.М. 1, Флегонтова Н.Н. 2
1Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства», специальность «Педагогика дополнительного образования»
2Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В культуре человека существует феномен, который обозначается общим понятием «цвет». Сегодня цвет является одним из важных средств коммуникации. Цветовые символы часто являются носителями эволюционного знания, поэтому определяют значение информации для человека.

В конце XIX- начале XX века многие художники, композиторы, поэты, писатели стали активно изучать проблему синтеза трёх искусств: изобразительного, музыкального и литературного. Именно поэтому изучение свойств цвета нельзя ограничить только одной узкой областью деятельности, как, например, физика, химия, изобразительное искусство. В настоящее время развивается новая наука – цветолингвистика, позволяющая определить цвет букв, слов и цветовую окраску литературно-поэтических произведений. Считается, что звуковые волны, преобразованные в видеоряд, соответствуют волновой природе цвета.

Звучание слова, начертанного буквицами, несёт в себе образное графическое выражение и содержит звуковую волну, имеющую определенную цветность, воспринимаемую ухом человека, а также музыкальный звук, выраженный в нотном знаке, – как сугубо условное изображение. Эта идея встречается у художников и теоретиков эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи), у немецких (И. Гёте, Ф. Рунге) и французских романтиков Э. Делакруа, Ш. Бодлера, а также у русских поэтов-символистов А. Белого, А. Блока. В своих трудах выдающиеся ученые: И. Ньютон, Дж. Максвелл, М.В. Ломоносов, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов, М. Люшер и наши современники делали научные разработки, которые легли в основу цветовых ощущений человека в буквах, нотах, цифрах, энергетики человека, его внутренних органов и многого другого.

На сегодняшний день все гласные и некоторые согласные получили цветовую окраску, имеющую научное обоснование. Например, буквы: А – густо - красный, Е – жёлто-белый, Ё – желто-зеленый, И – синий, Й – лилово- синеватый, О – желтый. У – зеленый, Э – холодно-зеленоватый. Ю – голубовато-сиреневый, Ы – черный, темно-коричневый, Я – тёмно- красный. В – пурпурно-красный. Н – светло – желтый. М – цвет морской волны. Ч – изумрудный. Х – фиолетовый, Р – зелено-фиолетовый. Т – оранжево-красный. С – сине-зеленый, Ш-Щ – сапфирово – синий.

На основе устойчивых определений цветности знаков, можно сделать вывод о том, что вся художественная литература, каллиграфическое письмо, деловая информация приобретает образное выражение, включающее новые технологии с цветовым рядом, как одним из способов методики воздействия, запоминания и усвоения информации. Окрашенное восприятие вербального текста имеет огромное значение для художников-иллюстраторов и дизайнеров, которые непосредственно работают с текстом. Создание единого образа на основе вербального текста – задача художника, понимающего и чувственно воспринимающего значение слова как цветового явления. Практически все слова несут яркую цветовую окраску. Например, слово «золото» – цвет: чистый, светло-желтый. Слово «трущоба» состоит из цветового сочетания оранжево-красного, темно-синего, светло-желтого и пурпурного красного – по существу, три основных цвета при пропорциональном смешении дают черный цвет.

Установлено, что звуки, из которых состоит речь, бывают разные: приятные и противные, быстрые и медленные, мягкие и жесткие. К ним можно применить и такие понятия: тёмный-светлый, хороший – плохой, быстрый – медленный, радостный – печальный. Восприятие и анализ цветного предметного мира и цветовой среды человеком – это великий дар природы. Мы видим радугу, где преломленные лучи света, разложенные на спектр, дают нам возможность скоординировать цветовое восприятие.

Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И, пожалуй, прежде всего, нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета. Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зеленого - нагнетанием Е, Ё и т.д.

У Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови. Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы.

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облаченных……….

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых

И трус, и голод, и пожар

Злодеев силу, гибель правых………

И вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью! ...........

Звуков А и Я в обычной речи встречается 116 на тысячу, а в стихотворении их больше в 2.39 раза, это едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частоты над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зеленые и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.

Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков.

Тема цвета бесконечно многообразна и многоаспектна. Можно говорить о цвете как о проблеме физики, энергетики. Цвет широко изучается и применяется в психологии, физиологии, медицине, культуре, искусствах. Однако в изучении процесса символического восприятия цветовых отношений букв, текста, предмета и окружающей среды, связанного с психикой и мышлением человека, остается много открытых вопросов. Цветовая символика – одна из главных составляющих познания реального и иллюзорного миров.

Литература

1. Денисов, В.С., Глазова, М.В. Восприятие цвета. – М.: ЭКСМО,2018.

2. Шалимова, Л.А. Парадигма цвета. Монография. – М.: У Никитских ворот,2016.

3. http://mydocx.ru/8-44252.html

4. http://5-edu.ru/literatura/9181/index.html?page=5

5.http://www.vesmiruznaet.ru/virazitelnie_sredstva_iazika/zvukovoy_simvolizm_cvetovoe_nastroenie_teksta/

6. Школа жизни. ру —— [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: (http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-71828/)

Просмотров работы: 85