Особенности культурно-гигиенических навыков у детей с задержкой психического развития. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности культурно-гигиенических навыков у детей с задержкой психического развития.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Л.С. Выготский писал, что «…развитие ребенка с ОВЗ подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка…», но требует индивидуального подхода со стороны педагогов. Мы изучили программу «Воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Боряевой, И.Г. Вечкановой, Е.А. Логинова и т.д. В программе очень подробно прописаны все образовательные области, культурно-гигиенические навыки относятся к физическому воспитанию, которое делиться на три периода в каждой возрастной группе. Программа соответствует основной образовательной программе дошкольного образования, но имеет специфические особенности учитывающие развитие детей с задержкой психического развития.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР включает в себя следующие процессы: умывание, использование предметов личной гигиены, поведения за столом и использование средств личной гигиены после нее, использование столовых приборов, сервировки стола, контроль внешнего вида, последовательного одевания и раздевания, застегивания и растягивания пуговиц.

Содержание коррекционной работы по развитию культурно-гигиенических навыков у дошкольников с задержкой психического развития заключается в формировании следующих компонентов, рассмотрим в табл. 1.

Таблица 1

Компоненты культурно-гигиенических навыков

Прием пищи

Гигиенические навыки

Одежда и внешний вид

- обучение умению пользоваться столовыми приборами (с учетом индивидуальных возможностей),

- обучение соблюдению правил приема пищи и поведения за столом.

- обучение благодарность

после приема пищи;

- обучение выполнять утренние и вечерние культурно-гигиенические процедуры;

- обучению использованию туалетными принадлежностями;

- обучение соблюдению правил хранения туалетных принадлежностей;

- обучение благодарить за оказываемые виды помощи взрослых и сверстников;

- обучение умению различать разные виды одежды и выбирать по сезону;

- обучение соблюдения порядка одевания и раздевания в правильной последовательности:

- обучение хранить в соответствующих местах предметы одежды;

- учить правильно, застёгивать и растягивать пуговицы, молнии;

- обучение контролю за опрятностью своего внешнего вида.

Перечисленные задачи реализуются в процессе дня и режимных моментов с чередованием различных видов деятельности и отдыха.

Во время развития культурно-гигиенических навыков педагоги должны придерживаться, принципам работы с детьми, имеющими ЗПР, а так же принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей.

Формы работы по формированию культурно-гигиенических навыков в образовательной деятельности, осуществляется в процессе дидактических и сюжетных игр, а так же игр с правилами. С помощью методов обсуждения, наблюдения, беседы и поручений.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игровой деятельностью, они являются основой первого из доступных видов трудовой деятельности. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с задержкой психического развития – это первая ступень для успешной социализации ребенка в общество. Для воспитания культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах педагоги могут применять такие методы работы как: показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, так же используются дидактические игры для усвоения норм и правил.

Ребенок начинает осваивать новые культурно-гигиенические навыки. При этом сформированные навыки постепенно объединяются в сложные формы поведения. Ребенок начинает переносить отношение к себе на отношение к окружающим предметам, он постепенно начинает замечать неполадки не только своего внешнего вида, но и своих вещей, следит за порядком в группе и дома.

Это доказывает, что сформированные культурно-гигиенические навыки у детей с задержкой психического развития помогают ребенку перейти от простых видов деятельности к более сложным видам деятельности, такой постепенный способ способствует развитию и обогащению содержания деятельности детей. 

Рассмотрим критерии культурно-гигиенических навыков по программе воспитания и обучения детей с ЗПР в табл. 2.

Таблица 2

Критерии культурно-гигиенических навыков

Компоненты

Критерии

Умения опрятной еды включает в себя:

- Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 

- Не крошить хлеб; 

- Пережевывать пищу с закрытым ртом; 

- Не разговаривать с полным ртом; 

- Тихо выходить по окончанию процесса еды из-за стола; 

- Благодарить после процесса еды; 

- Пользоваться только своим прибором. 

Умения мытья рук и личной гигиены включает в себя: 

- Мыть лицо, уши, руки 

- Закатать рукава; 

- Смачивать руки; 

- Брать мыло, намыливать до появления пены; 

- Смыть с рук мыло; 

- Сухо вытереть руки, аккуратно складывать полотенце и вещать в свою ячейку; 

- Пользоваться расческой. 

Умение снимания и надевания одежды в определенном порядке включает в себя: 

- Расстегивать пуговицы; 

- Снимать платье (брюки); 

- Аккуратно вешать; 

- Снимать рубашку и аккуратно её вешать на брюки; 

- Снимать обувь; 

- Снимать колготки, вешать на рубашку (платье); 

- Надевать в обратной последовательности вещи. 

Таким образом, компонент опрятной еды включает в себя способность: правильного пользования столовыми приборами, умение соблюдения культуры поведения за столом во время процесса еды и осуществление самостоятельного самоконтроля правильной посадки. Компонент мытья рук и личной гигиены включает в себя: использования предметов личной гигиены во время процесса и соблюдение последовательности выполнения действия. Компонент одевания и раздевания включает в себя умение самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, снимать и одевать вещи в правильной последовательности, аккуратно складывать или убирать вещи в шкаф.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков Н.К. Крупская выделяет следующие условия: 

1) организация интересной и содержательной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.); 

2) распределение сложных осваиваемых действий, но соблюдая строго установленный порядок, на ряд операций, что поспособствует быстрой выработке прочных динамических стереотипов; 

3) повторение упражнений в действиях с выделением способа и порядка их выполнения. При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные; 

4) реализация индивидуальной работы с каждым ребенком, учитывая уровень его развития и темпа овладения культурно-гигиеническими навыками; 

5) организовывая ситуации формирования культурно-гигиенических навыков необходимо, обеспечивать контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий; 

6) безупречное выполнение всех культурно-гигиенических требований к процессам, со стороны всех взрослых. 

Прежде чем культурно-гигиенический навык сформируется у ребенка, педагог должен вызвать положительные эмоции и желание у ребенка действовать определенным образом. Постепенно после освоения навыка дети с задержкой психического развития начнут применять его в деятельности и контролировать не только себя, но и своих сверстников. Дети начнут замечать неполадки во внешнем виде друг друга и окружающей обстановке.

Просмотров работы: 643