Л.С. Выготский писал, что «…развитие ребенка с ОВЗ подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка…», но требует индивидуального подхода со стороны педагогов. Мы изучили программу «Воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Боряевой, И.Г. Вечкановой, Е.А. Логинова и т.д. В программе очень подробно прописаны все образовательные области, культурно-гигиенические навыки относятся к физическому воспитанию, которое делиться на три периода в каждой возрастной группе. Программа соответствует основной образовательной программе дошкольного образования, но имеет специфические особенности учитывающие развитие детей с задержкой психического развития.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР включает в себя следующие процессы: умывание, использование предметов личной гигиены, поведения за столом и использование средств личной гигиены после нее, использование столовых приборов, сервировки стола, контроль внешнего вида, последовательного одевания и раздевания, застегивания и растягивания пуговиц.
Содержание коррекционной работы по развитию культурно-гигиенических навыков у дошкольников с задержкой психического развития заключается в формировании следующих компонентов, рассмотрим в табл. 1.
Таблица 1
Компоненты культурно-гигиенических навыков
Прием пищи |
Гигиенические навыки |
Одежда и внешний вид |
- обучение умению пользоваться столовыми приборами (с учетом индивидуальных возможностей), - обучение соблюдению правил приема пищи и поведения за столом. - обучение благодарность после приема пищи; |
- обучение выполнять утренние и вечерние культурно-гигиенические процедуры; - обучению использованию туалетными принадлежностями; - обучение соблюдению правил хранения туалетных принадлежностей; - обучение благодарить за оказываемые виды помощи взрослых и сверстников; |
- обучение умению различать разные виды одежды и выбирать по сезону; - обучение соблюдения порядка одевания и раздевания в правильной последовательности: - обучение хранить в соответствующих местах предметы одежды; - учить правильно, застёгивать и растягивать пуговицы, молнии; - обучение контролю за опрятностью своего внешнего вида. |
Перечисленные задачи реализуются в процессе дня и режимных моментов с чередованием различных видов деятельности и отдыха.
Во время развития культурно-гигиенических навыков педагоги должны придерживаться, принципам работы с детьми, имеющими ЗПР, а так же принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей.
Формы работы по формированию культурно-гигиенических навыков в образовательной деятельности, осуществляется в процессе дидактических и сюжетных игр, а так же игр с правилами. С помощью методов обсуждения, наблюдения, беседы и поручений.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игровой деятельностью, они являются основой первого из доступных видов трудовой деятельности. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с задержкой психического развития – это первая ступень для успешной социализации ребенка в общество. Для воспитания культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах педагоги могут применять такие методы работы как: показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, так же используются дидактические игры для усвоения норм и правил.
Ребенок начинает осваивать новые культурно-гигиенические навыки. При этом сформированные навыки постепенно объединяются в сложные формы поведения. Ребенок начинает переносить отношение к себе на отношение к окружающим предметам, он постепенно начинает замечать неполадки не только своего внешнего вида, но и своих вещей, следит за порядком в группе и дома.
Это доказывает, что сформированные культурно-гигиенические навыки у детей с задержкой психического развития помогают ребенку перейти от простых видов деятельности к более сложным видам деятельности, такой постепенный способ способствует развитию и обогащению содержания деятельности детей.
Рассмотрим критерии культурно-гигиенических навыков по программе воспитания и обучения детей с ЗПР в табл. 2.
Таблица 2
Критерии культурно-гигиенических навыков
Компоненты |
Критерии |
Умения опрятной еды включает в себя: |
- Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; - Не крошить хлеб; - Пережевывать пищу с закрытым ртом; - Не разговаривать с полным ртом; - Тихо выходить по окончанию процесса еды из-за стола; - Благодарить после процесса еды; - Пользоваться только своим прибором. |
Умения мытья рук и личной гигиены включает в себя: |
- Мыть лицо, уши, руки - Закатать рукава; - Смачивать руки; - Брать мыло, намыливать до появления пены; - Смыть с рук мыло; - Сухо вытереть руки, аккуратно складывать полотенце и вещать в свою ячейку; - Пользоваться расческой. |
Умение снимания и надевания одежды в определенном порядке включает в себя: |
- Расстегивать пуговицы; - Снимать платье (брюки); - Аккуратно вешать; - Снимать рубашку и аккуратно её вешать на брюки; - Снимать обувь; - Снимать колготки, вешать на рубашку (платье); - Надевать в обратной последовательности вещи. |
Таким образом, компонент опрятной еды включает в себя способность: правильного пользования столовыми приборами, умение соблюдения культуры поведения за столом во время процесса еды и осуществление самостоятельного самоконтроля правильной посадки. Компонент мытья рук и личной гигиены включает в себя: использования предметов личной гигиены во время процесса и соблюдение последовательности выполнения действия. Компонент одевания и раздевания включает в себя умение самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, снимать и одевать вещи в правильной последовательности, аккуратно складывать или убирать вещи в шкаф.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков Н.К. Крупская выделяет следующие условия:
1) организация интересной и содержательной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
2) распределение сложных осваиваемых действий, но соблюдая строго установленный порядок, на ряд операций, что поспособствует быстрой выработке прочных динамических стереотипов;
3) повторение упражнений в действиях с выделением способа и порядка их выполнения. При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
4) реализация индивидуальной работы с каждым ребенком, учитывая уровень его развития и темпа овладения культурно-гигиеническими навыками;
5) организовывая ситуации формирования культурно-гигиенических навыков необходимо, обеспечивать контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6) безупречное выполнение всех культурно-гигиенических требований к процессам, со стороны всех взрослых.
Прежде чем культурно-гигиенический навык сформируется у ребенка, педагог должен вызвать положительные эмоции и желание у ребенка действовать определенным образом. Постепенно после освоения навыка дети с задержкой психического развития начнут применять его в деятельности и контролировать не только себя, но и своих сверстников. Дети начнут замечать неполадки во внешнем виде друг друга и окружающей обстановке.