РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В УЛЬЯНОВСКОМ КОЛЛЕДЖЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В УЛЬЯНОВСКОМ КОЛЛЕДЖЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Фалько И.И. 1, Аринина Н.П. 2, Синькевич В.Ф. 2, Шулькина С.В. 3
1Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства», специальность «Социально-культурная деятельность»
2Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»
3Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Молодежь является инновационной силой и будущим любого государства. Современные социально-экономические условия сделали наиболее актуальной проблему подготовки специалистов среднего звена профессионального становления личности, подготовки предприимчивых, компетентных, профессионально мобильных специалистов, в том числе и в сфере культуры. В соответствии с государственной программой «Развитие образования» на 2013–2020 гг. для общества и государства необходим соответствующий уровень специалистов, которые, реализуясь в своей карьере, смогут успешно и эффективно находить себя в изменяющейся социально-экономической ситуации. Социальный заказ общества, определенный Законом «Об образовании» РФ, «Национальной доктриной образования до 2025 года», Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральной целевой программой молодежи России 2011–2015, направлен на развитие молодежи, как значительной, активной составляющей частью современного общества, обладающей способностью к новаторству и творчеству, профессиональной мобильности. В процессе рассмотрения многогранных аспектов феномена (явления) профессиональной мобильности особое значение приобретает проблема использования потенциала молодёжных объединений в социально-культурной среде образовательного учреждения.

В чем же заключается сущность понятия «социально-культурная среда образовательного учреждения»? Согласно проведенному анализу исследований «среда в образовательном учреждении» рассмотрев, как носитель важнейших комплексных характеристик сущности процесса профессионального становления личности (Е.Н. Богданов, 3.И. Тюмасева и др.), как фактор развития и саморазвития личности (Н.Б. Крылова), как составляющая воспитательной системы, которая способствует благоприятному развитию и саморазвитию личности благодаря разнообразной деятельности, благоприятной атмосферы и т. д. (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, В.П. Сергеева, В.П. Созонов, Е.Н. Степанов и др.), как область творческого общения и педагогического влияния (А.М. Анохин, Н.Ю. Посталюк и др.).

Социально-культурная среда рассматривается как ближайшее окружение человека, как интегрирующая система условий развития личности, способная к изменению и самой личности изменяться под воздействием человека [4; 11; 13]. Социально-культурная среда как культурное пространство представляет собой реальную действительность для организации жизнедеятельности, в условиях которой происходит развитие человека.

Воспитательная сила данной среды в том, что она служит источником развития личности. «Однако воспитательное влияние среды всегда ограничено рамками той культуры, которая свойственна этой среде, – в этом ее слабость … образовательное учреждение раздвигает социальные границы, и фактор среды получает новую силу влияния на личностное развитие. Но среда становится воспитательным фактором лишь в случае активного взаимодействия со средой ребенка как субъекта. Чем большее количество объектов социальной среды войдет в контекст деятельности личности, тем шире разворачивается палитра его социальных отношений» [7].

В рамках педагогического знания социально-культурная среда рассматривается как результат деятельности личности, освоения и творения человеком его жизненного пространства в органическом единстве психологических, духовно-нравственных, функциональных и предметно-чувственных факторов своей жизнедеятельности. Её рассматривают как объективное условие становления личности, как объект педагогического воздействия, в конечном итоге как средство воспитания личности. Социокультурная среда определяет характер социализации, предоставляет возможность личности самореализоваться.

Социально-культурная среда – конкретное непосредственно данное каждой личности социальное пространство, благодаря которому оно динамично вливается в культурные связи общества. Под социально-культурной средой образовательного учреждения понимается система факторов, создаваемая в целях повышения уровня развития профессиональной мобильности будущих работников культуры в молодёжных объединениях.

Проведенный теоретический анализ позволил выявить группы факторов, оказывающих влияние на развитие профессиональной мобильности студентов в молодёжных объединениях. К группам факторов относятся: социально-экономические, психологические, педагогические, психолого-педагогические, комплексное использование которых обеспечивает успешное развитие личности ко времени окончания СПО. В статье выделены социально-культурные факторы, как региональные, влияющие на развитие профессиональной мобильности будущих специалистов сферы культуры.

Социально-культурную группу характеризует: общее состояние социально-культурной среды региона; наличие в регионе образовательных учреждений различного профиля и уровня; качество образования в них; престижность профессий в данном регионе; этнический состав населения, включая отношение к выбору профессии и т.п. Социально-культурная среда образовательного учреждения охватывает молодёжные объединения, которые могут выступать «вторичными институтами» социализации. Внеучебная, общественная работа, выполняемая в молодежных объединениях, создает оптимальные условия для всестороннего развития личности (Л.А.Акимова, Г.Я. Гревцева, Е.И. Григорьева, С. В. Гунбина, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Р.А. Литвак, В.Я. Суртаев, Ю.А. Стрельцов, Б.А. Титов и др.).

Молодежное объединение – это внеурочная форма организации в социально-культурной среде студентов колледжа, основанная на добровольном объединении молодежи на основе общности интересов в удовлетворении потребности в социально-культурной деятельности. Потенциал молодёжных объединений уникален. Главной целью молодежного объединения в образовательном учреждении становится подготовка не только конкурентоспособной, интеллигентной, творческой, но и самостоятельной, инициативной, профессионально мобильной личности, умеющей быстро приспосабливаться к любым изменениям и способной к смене профессиональной деятельности. Фактором развития профессиональной мобильности является деятельность молодёжных объединений в социально-культурной среде колледжа, в процессе которой расширяются и углубляются общекультурные, предметные и специальные знания, развиваются общекультурные, предметные и специальные умения, представленные в компетенциях. Данные знания и умения необходимы для осуществления будущей профессиональной деятельности и поэтому характеризуют профессиональный аспект профессиональной мобильности

Профессиональная мобильность в колледже сегодня во многом определяется концепцией воспитательной работы в колледже, организацией социально-культурной деятельности, определяющей её характер, степень вовлеченности в нее студентов.

К социально-культурной среде в нашем колледже можно отнести: студенческое самоуправление – Студенческий совет; народный самодеятельный коллектив Молодежный театр малых форм «Рампа»; психологический театр «Гармония»; народный ансамбль танца «Волжанка»; фольклорный ансамбль «Кружане»; организацию и проведение внеурочных культурно-массовых и спортивных мероприятий: праздников, концертных программ; конкурсов, соревнований; волонтерскую работу; реализацию социально-значимых проектов «Подари улыбку детям», «Театральные подмостки»; встречи с интересными людьми, экскурсии и т.д. Все это непосредственно связано с будущей творческой профессией наших студентов. 70% наших студентов колледжа ежегодно во внеурочное время принимает активное участие более чем в 5000 мероприятиях различного уровня, где успехом демонстрируют свои общеобразовательные и профессиональные знания и умения, полученные во время обучения в колледже.

В театре малых форм «Рампа» сейчас занимается 20 человек, в основном, студенты 1-3 курсов специальности «Социально-культурная деятельность». Коллектив был создан заслуженным работником культуры РФ Мосиным Н.К. на базе Ульяновского училища культуры в 1997 году. В 2001 году молодежному театру «Рампа» было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».

Первая яркая работа театра - антинаркотическая художественно-публицистическая программа «Доза» занимала первые места в городских и областных конкурсах антинаркотических программ и была отмечена Благодарственным письмом начальника Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Почетной грамотой Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области. С данной программой коллектив выступал на протяжении многих лет перед учащимися и студентами образовательных учреждений Ульяновской области; а также перед участниками областного семинара работников культуры.

Студенты театра трижды выступали перед воспитанниками Димитровградской колонии для несовершеннолетних. Театр «Рампа» принял участие во Всероссийской акции «Здоровая молодежь - будущее России». Студенты показали спектакль «Доза» перед учащимися и студентами Николаевского, Старокулаткинского, Кузоватовского, Новоспасского, Радищевского, Павловского районов Ульяновской области. Акция проходила при поддержке Ульяновского областного наркоконтроля, Управления Федеральной Службы по Исполнению наказаний по Ульяновской области и «Областного центра по профилактике и борьбе со СПИД».

С 2008 года театром руководит преподаватель колледжа Сурков Владимир Иванович. В 2010 году молодежный театр «Рампа» принял участие в региональных Дельфийских играх и получил золотую медаль победителя. Прошел Всероссийский отборочный тур на участие в «Х молодёжных дельфийских играх России» в городе Твери 2011 году с театрализованным представлением «Не отвергайте...» посвящённым теме борьбы со СПИДом. Постановка основана на реальных фактах и историях.

Театр ведет активную пропаганду здорового образа жизни. В его репертуаре преобладает тема нравственного и патриотического воспитания. Ежегодно молодежный театр «Рампа» принимает активное участие в мероприятиях регионального месячника по профилактике вредных привычек «Скажи здоровью – «ДА!». Студенческий коллектив с 2015 года на протяжении трех лет становится дипломантом Областного конкурса спектаклей, инсценировок и театрализованных представлений среди самодеятельных театральных коллективов «ТЕАТР ПРОТИВ НАРКОТИКОВ».

Студенты всех специальностей принимают активное участие в социально значимых проектах. С 2013 года в колледже реализуется проект «Подари улыбку детям». Студенты колледжа проводят игровые программы, мастер-классы с детьми, находящимися на лечении в городских больницах; с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); детьми, находящимися в детских домах и центрах реабилитации, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

С конца 2018 года рамках Года Театра в колледже реализуется проект «Театральные подмостки». Студенты психологического театра «Гармония» проводят серию творческих мастер-классов «Играем в театр» с воспитанниками школ-интернатов. В их основе лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Особое значение имеет сопровождение процесса развития профессиональной мобильности будущих специалистов в социально-культурной среде колледжа, которое предполагает создание системы подготовки, результатом которой должно стать развитие и саморазвитие личности будущего работника культуры, «реализация его психолого-педагогических способностей, знаний, умений, навыков, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом, профилактика профессионального выгорания и повышение эффективности профессиональной деятельности» [2, с.12]. Предполагается педагогическое сопровождение, которое трактуется «как создание социально-культурных, организационно-управленческих условий, обеспечивающих решение ценностно-значимых, исследовательских (педагогических) задач в процессе профессиональной подготовки студентов колледжа» [3, c. 258].

Профессиональную мобильность рассматривают как сложный интегративный феномен, который состоит из социологической, педагогической и психологической составляющих, тесно взаимодействующих между собой. Ряд авторов (Л.В. Горюнова, Н.М. Зверева, Б.М. Игошев, Ю.И. Калиновский, С.В. Нужнова и др.) дают общие определения феномена профессиональной мобильности. Другие ученые (Л.А. Амирова, Т.Д. Карминская, О.Ю. Посухова, Н.В. Сидорова и др.)

Обобщая взгляды ученых на проблему развития и формирования профессиональной мобильности в науке, и учитывая собственный опыт, профессиональную мобильность будущих специалистов сферы культуры можно характеризовать как интегративное качество, включающее в себя базовые компоненты профессиональной культуры и профессиональной компетентности, проявляющееся в его способности перемещаться горизонтально и вертикально по социально-профессиональной структуре общества, и отражающее уровень сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также личностных характеристик.

Фактором развития профессиональной мобильности является деятельность молодёжных объединений в колледжа, в процессе которой расширяются и углубляются общекультурные, предметные и специальные знания, развиваются общекультурные, предметные и специальные умения, представленные в компетенциях. Данные знания и умения необходимы для осуществления будущей профессиональной деятельности и поэтому характеризуют профессиональный аспект профессиональной мобильности. Наличие соответствующего уровня мотивации, связанной с развитием профессиональной мобильности в колледже, характеризует личностный аспект исследуемого качества и побуждает будущих работников сферы культуры к формированию указанных выше знаний и умений и развитию профессиональной мобильности как личностного качества личности.

Эффективность процесса развития профессиональной мобильности будущих работников культуры в социально-культурной среде колледжа обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий: а) группа социально-культурных условий (создание системы координации и социального партнерства колледжа с инновационной культурной и образовательной средой региона и межрегионального сотрудничества; разработка и включение в программы воспитания и обучения интегрированных специальных курсов; программа психолого-педагогической поддержки студентов, направленная на развитие у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; определения наиболее перспективных инновационных технологий; программ практики будущих работников культуры в организациях Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, включающая знакомство студентов не только с учреждениями сферы культуры, но и с конкретными условиями работы молодых специалистов; предоставление информации о наличии потенциальных рабочих мест в регионе по специальности, а также условиях труда в разных организациях; организация комплексных специализированных занятий, направленных на формирование у студентов здорового образа жизни, а также выработку у них физической и психологической устойчивости и др.); б) группа научно-методических условий (содержательно-организационное обеспечение преемственности этапов развития профессиональной мобильности будущих специалистов сферы культуры.

Таким образом, деятельность будущего специалиста сферы культуры характеризуется формированием в структуре его личности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Социально-культурная среда содействует развитию профессиональной мобильности будущих специалистов, процессу их вхождения в культуру, социализации и самореализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Гревцева, Г.Я. Развитие профессиональной мобильности будущих инженеров в социально культурной среде ВУЗа / Г.Я. Гревцева, М.Б. Баликаева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.

Жарков, А.А. Принципы и условия становления профессиональной мобильности студентов / А.А. Жарков. - М.: 2010. № 7. - С. 98. - 101.

Игошев, Б.М. Развитие профессиональной мобильности специалистов — перспективное направление деятельности педагогического университета / Б.М. Игошев. - М.: Педагоическое образование и наука. Научно-педагогический журнал. - 2008. - № 6.

Яненко, О.А. Профессиональная мобильность как условие профессионального роста будущего педагога-музыканта / О.А. Яненко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.

Просмотров работы: 14