«У каждого человека под шляпой – свой театр,
где развертываются драмы, часто более сложные,
чем те, что даются в театрах»
Т.Карлейль
С древних времен театр являлся институтом психологической практики и охватывал огромнейшую аудиторию, причем, театральные представления являлись целительными не только для зрителей. Практически в той же мере они благотворно влияли и на самих актеров. В основе занятий театром лежит игра, с помощью которой моделируются реальные и вымышленные ситуации, развивающие воображение и творчество. Под руководством режиссера-психолога, направляющего творческий процесс, происходит постепенное гармоничное развитие личности каждого участника.
Универсальность данной технологии заключается в возможности ее использования в работе как с детьми разного возраста, так и со взрослыми. Разнообразие жанров театрального искусства дает возможность выбора материала для определенной группы с акцентом на существующих в группе проблемах.
Психологический театр – это метод психотерапии, использующий систему театральных средств с целью исследования или коррекции субъективной психологической реальности человека, его поведения.[4]
Термин «психологический театр» часто употребляется в качестве синонима понятия «реалистический театр».
В настоящее время психологический театр развивается в двух направлениях: 1) как психотерапевтическая система; 2) как исследовательская лаборатория. На сцене происходит диалог актёра с миром, а не «разыгрывание», передача сюжета. Психологический театр демонстрирует систему социальных отношений в их динамике, используемые в психологическом театре методы позволяют моделировать различные жизненные ситуации, способствуют воссозданию важных связей, утерянных или не состоявшихся в реальной жизни.[4]
В 2011 году в нашем колледже был организован психологический театр «Гармония», в состав которого вошли студенты 1-4 курсов и преподаватели. Была разработана программа психологического театра. Разработала программу преподаватель психолого-педагогических дисциплин Трутнева Ирина Борисовна. За основу была взята театральная система: методика театральной школы К.С.Станиславского, Михаила Чехова, в нее были включены тренинговые методы (телесно-ориентированные упражнения Фельденкрайза, тренинги В.А.Чивер, И.В.Вачкова, М.Кипниса, И.В.Макаровой, Ю.Г.Крыловой, И.Джибладзе и др., психологические упражнения и игры). Объединение театрального искусства и тренингового метода позволило получить более эффективный результат (тренинговый метод позволяет сделать акцент на личностных особенностях участников).
Цель программы: развитие гармоничной, творческой личности средствами театрального искусства в соединении с психологическим тренингом.
Задачи:
раскрытие творческой индивидуальности, обогащение внутреннего мира каждого участника;
формирование нового педагогического мышления;
повышение степени эмоциональности и творчества;
развитие навыков коллективного творчества;
воспитание ценностных отношений к человеку, обществу;
обучение навыкам разрешения проблем и действий в стрессовых ситуациях;
раскрепощение, снятие телесных и психологических зажимов.
№ |
Наименование разделов, тем |
Всего 72 ч. |
Раздел 1 |
.«Приподнимая занавес души» |
24 |
Тема 1.1. |
Я - физическое |
6 |
Тема 1.2 |
Я - идеальное |
6 |
Тема 1.3 |
Я - динамическое |
6 |
Тема 1.4 |
Я - зеркальное |
6 |
Раздел 2. |
Играем в обстоятельства |
24 |
Тема 2.1 |
Социальная роль и ролевые ожидания |
6 |
Тема 2.2 |
Маска и Роль |
6 |
Тема 2.3 |
Конфликт |
6 |
Тема 2.4 |
Осторожно, манипуляторы! |
6 |
Раздел 3. |
Творчество – путь к успеху |
24 |
Тема 3.1 |
Вхождение в Творческое состояние |
8 |
Тема 3.2 |
Я в предлагаемых обстоятельствах |
8 |
Тема 3.3 |
Итоговое занятие: Играем спектакль |
8 |
В психологическом театре «Гармония» студенты приобретают навыки публичного выступления, повышают свой творческий потенциал, им гораздо проще становится проводить уроки в школе и занятия в детском саду.
Если в начале занятий мы выбирали небольшие пьесы современных драматургов, отвечающих нашим интересам, то в последующем мы решили придумать и сыграть пьесу собственного сочинения. Так в нашем репертуаре появилась пьеса «Странные люди» (о проблеме толерантности), а также появились фильмы о жизни колледжа.
В нашем психологическом театре занимаются студенты и преподаватели с разным уровнем театральных, творческих способностей, единственным критерием отбора является желание. Каждому из них предоставляется возможность реализовать свои способности или развить их. Робкие и неуверенные в себе в начале занятий, они, в конце концов, становятся уверенными, раскованными и способными создавать сценические образы.
На данный момент студенты нашего колледжа являются не только активными участниками психологического театра «Гармония», но и самостоятельно проводят занятия, мастер-классы с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга/ Психотехники: Учебное пособие 2-е издание.// М.Ось -89.- 2000.-С.50-55
2. https://dialog.bspu.by/?p=741