ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Кузнецова В.В. 1, Трутнева И.Б. 2
1Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства», специальность «Музыкальное образование»
2Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«У каждого человека под шляпой – свой театр,

где развертываются драмы, часто более сложные,

чем те, что даются в театрах»

Т.Карлейль

С древних времен театр являлся институтом психологической практики и охватывал огромнейшую аудиторию, причем, театральные представления являлись целительными не только для зрителей. Практически в той же мере они благотворно влияли и на самих актеров. В основе занятий театром лежит игра, с помощью которой моделируются реальные и вымышленные ситуации, развивающие воображение и творчество. Под руководством режиссера-психолога, направляющего творческий процесс, происходит постепенное гармоничное развитие личности каждого участника.

Универсальность данной технологии заключается в возможности ее использования в работе как с детьми разного возраста, так и со взрослыми. Разнообразие жанров театрального искусства дает возможность выбора материала для определенной группы с акцентом на существующих в группе проблемах.

Психологический театр – это метод психотерапии, использующий систему театральных средств с целью исследования или коррекции субъективной психологической реальности человека, его поведения.[4]

Термин «психологический театр» часто употребляется в качестве синонима понятия «реалистический театр».

В настоящее время психологический театр развивается в двух направлениях: 1) как психотерапевтическая система; 2) как исследовательская лаборатория. На сцене происходит диалог актёра с миром, а не «разыгрывание», передача сюжета. Психологический театр демонстрирует систему социальных отношений в их динамике, используемые в психологическом театре методы позволяют моделировать различные жизненные ситуации, способствуют воссозданию важных связей, утерянных или не состоявшихся в реальной жизни.[4]

В 2011 году в нашем колледже был организован психологический театр «Гармония», в состав которого вошли студенты 1-4 курсов и преподаватели. Была разработана программа психологического театра. Разработала программу преподаватель психолого-педагогических дисциплин Трутнева Ирина Борисовна. За основу была взята театральная система: методика театральной школы К.С.Станиславского, Михаила Чехова, в нее были включены тренинговые методы (телесно-ориентированные упражнения Фельденкрайза, тренинги В.А.Чивер, И.В.Вачкова, М.Кипниса, И.В.Макаровой, Ю.Г.Крыловой, И.Джибладзе и др., психологические упражнения и игры). Объединение театрального искусства и тренингового метода позволило получить более эффективный результат (тренинговый метод позволяет сделать акцент на личностных особенностях участников).

Цель программы: развитие гармоничной, творческой личности средствами театрального искусства в соединении с психологическим тренингом.

Задачи:

раскрытие творческой индивидуальности, обогащение внутреннего мира каждого участника;

формирование нового педагогического мышления;

повышение степени эмоциональности и творчества;

развитие навыков коллективного творчества;

воспитание ценностных отношений к человеку, обществу;

обучение навыкам разрешения проблем и действий в стрессовых ситуациях;

раскрепощение, снятие телесных и психологических зажимов.

Наименование разделов, тем

Всего 72 ч.

Раздел 1

.«Приподнимая занавес души»

24

Тема 1.1.

Я - физическое

6

Тема 1.2

Я - идеальное

6

Тема 1.3

Я - динамическое

6

Тема 1.4

Я - зеркальное

6

Раздел 2.

Играем в обстоятельства

24

Тема 2.1

Социальная роль и ролевые ожидания

6

Тема 2.2

Маска и Роль

6

Тема 2.3

Конфликт

6

Тема 2.4

Осторожно, манипуляторы!

6

Раздел 3.

Творчество – путь к успеху

24

Тема 3.1

Вхождение в Творческое состояние

8

Тема 3.2

Я в предлагаемых обстоятельствах

8

Тема 3.3

Итоговое занятие: Играем спектакль

8

В психологическом театре «Гармония» студенты приобретают навыки публичного выступления, повышают свой творческий потенциал, им гораздо проще становится проводить уроки в школе и занятия в детском саду.

Если в начале занятий мы выбирали небольшие пьесы современных драматургов, отвечающих нашим интересам, то в последующем мы решили придумать и сыграть пьесу собственного сочинения. Так в нашем репертуаре появилась пьеса «Странные люди» (о проблеме толерантности), а также появились фильмы о жизни колледжа.

В нашем психологическом театре занимаются студенты и преподаватели с разным уровнем театральных, творческих способностей, единственным критерием отбора является желание. Каждому из них предоставляется возможность реализовать свои способности или развить их. Робкие и неуверенные в себе в начале занятий, они, в конце концов, становятся уверенными, раскованными и способными создавать сценические образы.

На данный момент студенты нашего колледжа являются не только активными участниками психологического театра «Гармония», но и самостоятельно проводят занятия, мастер-классы с детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вачков И. Основы технологии группового тренинга/ Психотехники: Учебное пособие 2-е издание.// М.Ось -89.- 2000.-С.50-55

2. https://dialog.bspu.by/?p=741

Просмотров работы: 391