Термин «толерантность» переводится с нескольких языков (например: англ., фр. tolerance – это терпимость, лат. tolerantia – терпение) и обозначает терпимость, снисходительность к чужим мнениям и чувствам, поведению, идеям, верованиям; также понимание, принятие многообразия обычаев и культур, сюда же входит и уважение свободы и прав человека. Если говорить своими словами, то толерантность – это способность быть терпимым и понимающим к другим людям, независимо от их национальности, религии, и т. д. Толерантность неразрывно связана с поведением людей, их нормами морали и нравственности.
Быть толерантными по отношению к другим родители должны учить еще с раннего детства, в школе же учителя должны закреплять толерантное отношение к окружающим, знакомя детей с принципом уважения человеческого достоинства каждого без исключения. Дети должны понимать, что каждый человек – индивидуален, неповторим и уникален и научиться понимать, уважать и принимать различия между людьми.
Человек не выбирает, кем ему родиться, в какой семье, какого пола и национальности, хотя зачастую конфликты происходят именно на этой почве. Следовательно, ситуации дискриминации возникают из-за людей, которые, вследствие неправильного воспитания, неспособны понять эти различия.
Для того, чтобы предотвратить конфликты по поводу различия людей, необходимо еще со школы педагогам прививать детям интерес и уважение к другим культурам, показывая национальные богатства традиций, истории, изобразительного искусства и музыки, приобщая детей к культуре мира. Для этого же необходимо найти то, что связывает, объединяет людей лучше всего. Если внимательно проанализировать, то этим связующим средством является культура, искусство, музыка. В большинстве своем именно музыка. Отовсюду звучат музыкальные произведения, и не только отечественных, но и зарубежных композиторов – реклама, звуковой фон в магазинах, машинах, музыка в наушниках подростков и на гудках телефонов, везде и всюду мы слышим музыку. Музыка объединяет, и как следствие способствует возникновению толерантности. Отсюда появляется понятие «музыкальная толерантность».
Рассмотрим «толерантность» немного с другой стороны, точнее, как средство к достижению мира, можно сказать, готовность к диалогу, уважению и взаимопониманию. Отсюда следует, что в понятии «музыкальная толерантность» заложено стремление к компромиссу, диалогу, мирному взаимодействию. Конечно, как и с определением «толерантности», существуют различные определения и понятия «музыкальной толерантности». Говоря своими словами, необходимо уважительно относиться к различным музыкальным стилям и их поклонникам, а также отказаться от пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка; принять многообразие музыкального мира и взаимодействовать с различными музыкальными жанрами, уважительно относиться к музыке разных национальных культур. При этом не обязательно любить все музыкальное многообразие, нужно научиться уважать его. Для этого следует развивать музыкальный вкус, расширять музыкальный кругозор, имея собственную систему отношений и мнений.
На уроках музыки при правильной постановке уроков в детях можно воспитать любовь к России, к ее истории и культуре, развить интерес к ее национальному богатству, а также к музыкальной культуре народов, населяющих другие страны.
Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают детей и на уровне сознания и на уровне эмоций и чувств. Подбирая соответствующий материал (отечественных и зарубежных композиторов, также образцов народной музыки), мы тем самым способствуем воспитанию толерантности и уважения к национальному и интернациональному наследию, а также осознанию его роли и места в мировом духовном развитии. Через музыку разных народов мира происходит расширение представлений об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства.
Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Музыкальные занятия развивают мыслительные навыки, вырабатывают привычку слушать, чувствовать и понимать. Без всего этого терпимое отношение ко всему другому и непривычному невозможно. Поэтому занятия музыкой делает людей более толерантными. Этому способствует абстрактный характер музыки, благодаря которому между музыкой различных композиторов нет непереходимых границ. Музыка в лучших своих проявлениях наднациональна.
Великолепный образец для прослушивания детям – «Детский альбом» П. И. Чайковского. Композитор в этих произведениях отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по разным городам и странам. Знакомясь с пьесами из «Детского альбома» на уроках музыки, ребенок учится понимать музыку других народов, воспринимать «чужое» как «свое»; через эмоциональное переживание приобщается к чужому опыту, получает стимул узнать что-нибудь о жизни и культуре других народов. Появление у ученика стойкого и удовлетворяемого интереса – залог успешного формирования толерантности широкого плана.
Отдельный вопрос – освоение духовной музыки. При слушании, исполнении духовной музыки следует учитывать, что в классе могут быть представители различных религиозных конфессий, и также атеисты. Поэтому обращение к духовной музыке обязательно надо предварять беседой о праве каждого человека на выбор религии или отказа от нее, о необходимости уважать этот выбор. И конечно, нужно сказать, что данное духовное сочинение звучит на уроке исключительно как произведение искусства, имеющее общечеловеческую культурную ценность вне зависимости от вероисповедания.
Развитию толерантного отношения могут поспособствовать также участие в международных фестивалях, конкурсах и посещение концертов и музыкальных площадок.
Таким образом, музыкальная толерантность как система ценностного отношения личности к музыке различных эпох, стилей и этносов, основанная на уважении к музыкальному разнообразию и к множественности мнений любителей музыки очень важна для современного человека. Формирование музыкальной толерантности у школьников помогает им воспитывать толерантность в целом, так важную для мирного сосуществования людей в современном мире.
Список литературы:
1. Козлов Н. И. Толерантность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/tolerantnost (Дата обращения 13.12 2018)
2. Скворцова И. Ф. Воспитание толерантности в процессе обучения музыке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://proshkolu.ru/user/IrinaF-S/blog/219401 (Дата обращения 12.12 2018)
3. Яксина Н. А. Формирование музыкальной толерантности у школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-formirovanie-muzikalnoy-tolerantnosti-u-shkolnikov-1897122.html (Дата обращения 12.12 2018)