Коллективная форма хорового исполнения является ценным средством общего воспитания школьников. На это обращал особое внимание наш великий педагог - К.Д. Ушинский. Он говорил о хоровом пении как о могучем средстве, оживляющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к дружному хорошему делу.
Развитие музыкального слуха в процессе пения даёт поистине массовый способ музыкального воспитания - интонационный. Его стихийное проявление в народном хоровом исполнительстве нашло выражение в методе обучения. Д.Л. Локшин указывает на важнейшие его принципы - от живого созерцания, наблюдения, практики - к осознанию и теоретическому обобщению.
Костяк школьного хора действительно должен состоять из детей с яркими вокально-слуховыми данными. А вокруг них концентрируются те, кто, имея большое желание петь, обладают более скромными возможностями. Опыт показывает, что хоровой коллектив, объединяя учащихся с различным уровнем слуха и голоса, может многое дать для их саморазвития, как в музыкально-исполнительском, так и в воcпитательном плане.
Хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией подразумевается создание обстановки, которая, с одной стороны, обеспечивает успешные занятия классного хора, а с другой – способствует формированию у учащихся вокально-хоровых навыков, любви к этому виду исполнительской деятельности. Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны положительные особенности: в коллективной хоровой деятельности учащийся раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить. Участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает преодолевать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие.
Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора.
Хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления. В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику. Музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива. В хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные.
Итак, хоровое пение детей - одно из главных составляющих школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах - продолжение хоровой работы, проводимой на уроках. Детские хоры организуются в школах, дворцах детского творчества, хоровых студиях, где ребята овладевают игрой на музыкальных инструментах, занимаются сольфеджио, музыкальной литературой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алиев А.Б. Настольная книга учителя-музыканта.- М., 2000.-334с.
2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / - М., 1983.-258с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.:Музыка, 1982.- 150с.
4. Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. - 267 с.
5.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. - С. 66-97.
6. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 14.- М., 1989. - 187 с.
7.Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. - С.69-101.
8. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. - 336 с.