Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Ритмическая память – это запоминание, сохранение и дальнейшее воспроизведение различных ритмических фигур. Ритмическая память – особый вид памяти, характерный только в музыкальном образовании. Развитие такого вида памяти способствует более быстрому обучению ритмических фигур, которые чаще всего встречаются на раннем этапе музыкального обучения ребенка.
Для развития ритмической памяти на уроках сольфеджио на ранних этапах обучения лучше всего использовать игровые формы работы. Так, с помощью разных игр можно выучить определенные ритмические формулы, на базе которых строится все начальное обучение. Для развития ритмической памяти нужно включать в работу двигательные функции. Ритмические игры сначала отрабатываются как устные ритмические диктанты в разных формах, затем можно подключать различные притопы, хлопки и движения рук и ног. Параллельно идет работа над мотивами, фразами, формой, координацией в пространстве, развитием разных видов ритмической памяти. Практически все предлагаемые упражнения основаны на материале известных песен.
Например, игра «Телефон» развивает в большей степени ритмическую память, так как она задействует как умственную деятельность, так и двигательную. Данная игра может иметь несколько вариантов. Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель или кто-то из учеников (например, стоящий последним) придумывает ритм. Пальцами он простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним ребенка. Тот передает «сообщение» следующему и т. д. Ученик, последним получивший «по телефону» ритмический оборот, записывает его на доске. После этого вся группа прохлопывает ритм.
Разновидностью этой игры является простукивание ритмического рисунка знакомой песни. Учитель поет первую фразу из знакомой песни, вторую прохлопывают учащиеся, третью пропевает педагог, четвертую – простукивают ученики. Для этого упражнения удобно использовать песни, имеющие структуру «пара периодичностей».
Таким образом, некоторые ритмические формулы, которые характерны для простых песен будут усваиваться намного проще, так как подача была в игровой форме и в дальнейшем, когда программа сольфеджио с годами будет усложняться, не будет необходимости возвращаться к повторению простых ритмических формул типа «две восьмые и четверть» или наоборот, так как эти ритмические структуры будут усвоены очень крепко. Ведь основой в начальном образовании должна быть игровая форма, чтобы ребенок не утратил интереса к предмету. С помощью различных игровых форм развитие ритмической памяти будет эффективным и в дальнейшем, в процессе взросления, можно обогащать простые ритмические формулы более сложными, подавая все это в виде игры. Процесс обучения тогда не станет для учеников скучным и все виды памяти, в том числе и ритмическая, будут развиваться в процессе всех лет обучения.
Как вспомогательные упражнения в этой группе игр можно использовать ритмические каноны. Они являются полезной формой для развития чувства ритма и слуховой, двигательной, логической памяти. Педагог раздает карточки с ритмом ученикам, затем учащиеся начинают его хлопать через условленное время (например, с опозданием на один такт). Вариантом данного упражнения может быть его исполнение на детских музыкальных инструментах (барабанах, бубнах, колокольчиках, погремушках и т. д.).
Игра «Упрямый ослик» знакомит ребят с понятием «остинато», развивает чувство ритма через двигательную, логическую и образную память и конечно же, ритмическую. Значение слова «остинато» легко запоминается детьми, ассоциирующими этот термин с «упрямым осликом», повторяющим одну и ту же ритмическую фигуру. Группа поет выученную мелодию, а «ослик» ритмически аккомпанирует (по карточкам). Эту игру можно использовать с 1 по 7 класс, начиная с простейших ритмических формул, постепенно включая пройденные ритмы. Усложненным вариантом данной игры может стать подбор ритмического аккомпанемента в виде остинато к песням из детского репертуара.
В работе с детьми младшего школьного возраста главным средством познания мира для начинающих юных музыкантов является игра. Об этом говорят и пишут многие музыковеды, преподаватели, психологи. Более того, большинство твердо придерживаются мнения, что учебное руководство для учащихся младшего возраста должно быть, прежде всего, «игровым пособием». Задача же педагога состоит в том, чтобы направить игру в нужное для учебы русло.
Учитель музыки – очень важная фигура в биографии ребенка-музыканта. Педагогу приходится мобилизовать все свое мастерство, все свое воображение, свою способность изобретать ассоциации между музыкой и внешним миром, придумывать сравнения между музыкой и жизнью ребенка, между музыкой и его любимыми сказками, песнями и фильмами, чтобы не превратить предмет «сольфеджио» в череду нудных заданий и упражнений.
Список литературы
1. Бергер Н. Сначала – ритм (ребенок играя творит музыку) / Учебно-методическое пособие. – СПб. : Композитор, 2004. – 72 с.
2. Вихарева Г. Ф. Играем с малышами : Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. – СПб. : Композитор, 2007. – 36 с.
3. Вогралик Т. Г. Метроритмический букварь. Часть I / Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб. : Композитор, 2008. – 205 с.