ВНЕУЧЕБНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВНЕУЧЕБНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Плетнева Д.А. 1, Рогожина З.И. 2
1Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства», специальность «Музыкальное образование»
2Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире новейших технологий все больше намечается тенденция минимизировать живое общение и подменить его виртуальным, в котором нельзя почувствовать эмоцию, прожить ее и насладиться ею. Ничто не может заменить человеческое общение, за которым «стоит» участие в той или иной судьбе, ситуации и т.д.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создание условий для развития и формирования успешных профессионалов. Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеучебной работы, которая создает дополнительные самореализации возможности для и творческого развития каждого обучающегося.

Как только молодой человек испытает ситуацию успеха во внеучебной деятельности, там, где он может быть успешным, тогда он сможет данный опыт перенести и в учебную деятельность.

Цель внеучебной деятельности: создание условий для проявления и развития у студентов своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основными задачами организации внеучебной деятельности являются:

усилить педагогическое влияние на жизнь обучающихся в свободное от учебы время;

организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся;

выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

оказать помощь в поисках «себя»;

создать условия для индивидуального развития каждого в избранной сфере внеучебной деятельности;

развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширить рамки общения с социумом;

воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Внеучебная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

приобретение студентами социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

приобретение студентами опыта самостоятельного общественного действия.

Духовно-нравственноенаправление:

Встречи с ветеранами ВОВ и труда, участниками локальных войн, уроки мужества, посещение школьного музея боевой славы.

Выставки рисунков.

Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян.

Тематические классные часы.

Подготовка к участию в военно- спортивной игре.

Фестивали патриотической песни.

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Все виды, направления и формы внеучебной деятельности обучающихся на ступени среднего профессионального образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеучебная деятельность включает в себя такие мероприятия, как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности, и для развития коллектива. Большие возможности для развития творческих способностей имеют кружковые занятия. ФГОС предполагает много различных форм, видов и направленийвнеучебной деятельности, но мы остановимся на внеучебной музыкальной деятельности.

Внеучебной музыкальной деятельности отводится, таким образом, особая роль в духовно-нравственном воспитании. Она заключается в том, чтобы посредством музыки максимально приблизить студента к миру переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей, в котором и формируется личность. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире.  Музыка помогает бороться со злом и бездуховностью, она согревает душу, очищает наше сознание, облагораживает человека, дает импульсы к восприятию иного мира — не физического — мира духовного, к которому должен стремиться каждый из нас. Это великое духовное наследие, которым располагает сегодня современное человечество. Одухотворенность музыки заключается в высоком строе мыслей и чувств, в ее открытости, в ее направленности на единение людей. Сила музыки заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение. Правильная организация музыкального воспитания способствует гармоничному развитию, нравственной чистоте и эстетическому отношению к жизни и искусству, является необходимым условием формирования целостной личности. Музыка - предмет и источник духовного общения, личностного совершенствования.

На протяжении всей истории человечества музыка играла важную роль в развитии творческого потенциала личности. Занятия музыкальным искусством (на любом качественном уровне: восприятие, познание, самостоятельная творческая деятельность) не только способствуют пониманию и созданию прекрасного, но и развивают образное мышление и фантазию, стимулируют духовные силы и творческую потенцию личности, несут положительную энергию, жизнерадостную, самоутверждающую уверенность в себе, что в целом дает хорошую базу для успешного развития личности. Творчество, по сути, представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности. Именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. Творчество становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности.

Музыкальное творчество является одним из методов музыкального воспитания и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов.

Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное творчество имеет большое значение в восприятии окружающего мира. Музыкальное творчество - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: ритмика, пение, игра на музыкальных инструментах. Восприятие музыки - это творческий процесс. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен человеку с момента рождения. Между тем, музыкальное восприятие - это всё-таки активный, творческий процесс. Развитие восприятия музыки является одной из основных задач музыкального воспитания. Начинать становление процесса музыкального восприятия следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны на духовную. Развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность). Но конечная цель музыкального образования и воспитания - научить слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту. Творческое начало, как способность создания своего, нового, оригинального – формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из "внешнего предмета" творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением "Я". Важно, чтобы в творческом музицировании обучающийся (пении, игре на инструментах, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке. Внеурочная деятельность включает в себя такие мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности и для развития коллектива. Как известно, любой педагогический процесс может успешно функционировать при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский, Н.М. Яковлева и др.), следовательно, нам необходимо выделить условия развития музыкально-творческих способностей. На занятиях источником творчества является мотивация как побудительный компонент деятельности, поэтому нужно стараться учитывать побудительные силы среды, стимулирующие и подкрепляющие деятельность студента:

-интерес, увлеченность музыкальной деятельностью;

-эмоционально-нравственная атмосфера общения с образцами, ценностями художественной культуры;

-создание ситуации успеха.

Результативность внеучебной музыкальной деятельности выражена в итоге в реализации личностью собственной индивидуальности, в ее готовности к творческой самореализации и саморазвитию, а также в интегративном психологическом образовании личности, структурными компонентами которого являются эмоционально – мотивационный, когнитивный, коммуникативный, творчески – деятельностный. В связи с этим, на выходе получаем социально адаптированного специалиста: с креативным мышлением, высоким творческим потенциалом, с коммуникативными навыками.

Внеучебная музыкальная деятельность ориентирована на развитие эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Поэтому в современных образовательных учреждениях духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности. Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

«Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,- значит растить угрозу для общества». Теодор Рузвельт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акимов А.Е. Доминанта духовности.- М.: Просвящение, 1998.

2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2.

3. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. – 2008. – № 9.

4.Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». – Вел. Новгород, 2000.

5. Гофман Э. - Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Искусство в школе. - 1992. - №2.

6.Дженкинс П.Д. Воспитание духовности у детей. - М.: ООО Издательский дом «София», 2004.

7.Зорилова Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве / Л.С. Зорилова; Федер. агентство по культуре и кинематографии. - Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2008.

9. Косичев А.Д., Платонов Г.В. Духовность и проблема воспитания // Высшее образование в России. – 1998. – № 1. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. – 2000. - № 1.

10. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001.

11. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.

Просмотров работы: 9