РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Тимрякова Ю.Е. 1, Гришина Л.А. 2
1Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства», специальность «Музыкальное образование»
2Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Врожденные расщелины неба являются одним из наиболее распространенных пороков развития лица и челюстей. Тяжелее других функций при врожденных расщелинах неба страдает речь, которая развивается в патологических условиях. У детей с ринолалией нарушаются уже базовые компоненты речевой коммуникации, такие как дыхание, голос, интонация, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности [2, 6, 7]. Ведущим расстройством голоса при ринолалии является изменение тембра голоса – открытая назализация – неприятный носовой резонанс, придающий смазанное, гнусавое, глухое звучание всей речи. Стесняясь уродства лица и дефектной речи, не желая привлекать внимания окружающих, дети часто говорят тихим голосом и максимально ограничивают речевое общение в микросреде, тем самым снижая возможности развития силы голоса и расширения его диапазона.

Работа над голосом является важным разделом работы с детьми с ринолалией. Качество голоса, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодика, словесное и логическое ударение. Решение этой задачи невозможно без специальной работы над качеством голоса. В отечественной логопедии разработаны методические приемы по устранению ринолалии (Е. Ф. Pay, Г. Нелюбова, В. В. Куколь, М.Е.Хватцев, А. Г. Ипполитова, А. Репина, И. И. Ермакова, Г. В. Чиркина, Волосовец Т. В.) [6,8].

Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание. Просодика (просодия) представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляция голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса и дикция. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. К средствам просодики относятся: интонация, мелодика речи, темп речи, тембр, сила голоса, ритм, речевое дыхание.

В работе с детьми, имеющими данные нарушения, музыкальному руководителю можно использовать следующие средства логопедической ритмики: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика.

Основополагающим принципом проведения таких занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса, координации речи и движения. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений. Следующий принцип предполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему и т.п.

В работе мы предлагаем технологические карты музыкальных занятий с использованием различных средств логопедической ритмики. Основополагающим принципом проведения занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения.

Занятия включают: вокально-артикуляционные упражнения; дыхательную гимнастику; фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания; чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; пальчиковую гимнастику; песни и стихи; музыкальные игры; упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы; упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения; коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Структура занятий может носить вариативный характер и не всегда включать все перечисленные выше элементы.

Технологические карты музыкальных занятий с использованием логопедической ритмики.

Занятие 1. Тема « В осеннем лесу»

Этапы занятия

Задачи этапов

Содержание деятельности

Оборудование, репертуар

Планируемый результат

Организацион-

ный момент

Создать положитель-ный эмоциональный настрой детей на занятие, развитие координации слуха и голоса.

1.Вход по музыку;

2.Вокальное музицирование.

Фонограмма пьесы «Октябрь» П.И.Чайковского, ксилофон, попевка «Осенины».

Эмоциональная и психологическая готовность детей к занятию.

Подготовительный этап

Развитие общей и мелкой моторики, формирование умения сочетать движения и речь.

1.Двигательное упражнение «В к лесным жителям»

2.Пальчиковая игра «Здравствуй!»

Игрушки животных.

Нормализация мышечного тонуса, координация движений рук с речью.

Основной этап

Развитие координационно-регулирующих функций речи и движе-ния, голосового аппарата, слухового восприятия, коммуни-кативных навыков, формирование продолжительного речевого выдоха, развитие выразитель-ности движений,

1.Речедвигательная игра «Лешкин клен»

2.Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды»

3.Упражнение на увеличение выдоха «Страшная сказка»

4. Вальс «Осенний сон»

5. Игра «Грибы»

6. Попевка «Кап-кап»

7. р.н.п. «Дождик, лей»

8. Игра на развитие внимания «Лужа»

Иллюстрации ягод - голубики, брусники, черники, рябины, клюквы, земляники, малины.

Иллюстрации грибов, шапочки грибов, деревянные палочки.

Разноцветные газовые платочки. «Дождик» Е.Поплянова б.н.т. «Янка», кленовый лист

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, норма-лизация речевого дыхания (соотношения вдоха и выдоха), интонационно-мелодического и темпо-ритмического компонента речи, улучшение работы артикуляционного аппарата (мягкого неба, языка), умение согласовывать движения с ритмической организацией высказывания..

Заключитель-ный этап

Сохранение положительного эмоционального заряда, внутреннего комфорта.

Подведение итога занятия

 

Положительное отношение к занятиям, желание детей заниматься.

Занятие 2. Тема «Хоровод овощей»

Этапы занятия

Задачи этапов

Содержание деятельности

Оборудование, репертуар

Планируемый результат

Организационный момент

Создать положительный эмоциональный настрой детей на занятие.

1.Вход под музыку.

2.Загадка об осени.

П.И.Чайковский «Осень»

Эмоциональная и психологическая готовность детей к занятию.

Подготовительный этап

Развитие координации и пространственной ориентировки, развитие голосовых модуляций и силы голоса

1.Игрогимнастика

2.Фонопедические упражнения «Осень»

 

Нормализация просодических компонентов речи (сила голоса, выразительности речи)

Основной этап

Развитие координационно-регулирующих функций речи и движения, голосового аппарата, слухового восприятия, коммуникативных навыков, формирование продолжительного речевого выдоха, разви-тие выразительности движений, развитие динамической координа-ции

1.Танец с листьями.

2. Речедвигательная игра «Лешкин клен»

3.Хороводная игра «Здравствуй, осень»

4.Чистоговорка

5.Попевка «Кап-кап-кап»

6.Игровой массаж спины

7.р.н.п. «Дождик, лей»

8.Общеразвивающее упражнение «На огороде»

9.Стихотворение с движениями «Малина»

Газовые платки красного, желтого, оранжевого цветов, «Осенний сон» А,Джойс.

белорус.нар.т. «Янка», кленовый лист; венок Осени.

«Дождик» Е.Поплянова;

Иллюстрации овощей и фруктов.

«По малину» А.Филип-пенко.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, норма-лизация речевого дыхания (соотношения вдоха и выдоха), интонационно-мелодических и темпо-ритмического характеристик речи, улучшение работы артикуляционного аппарата (мягкого неба, языка), конкретизация слуховых образов, умение согласовывать движения с ритмической организацией высказывания.

Заключительный этап

Сохранение положительного эмоционального заряда, внутреннего комфорта.

1. Хоровод «По малину»

2.Подведение итога занятия.

 

Положительное отношение к занятиям, желание детей заниматься.

Занятие 3. Тема «Приключения дождика»

Этапы занятия

Задачи этапов

Содержание деятельности

Оборудование, репертуар

Планируемый результат

Организационный момент

Создать положительный эмоциональный настрой детей на занятие.

1.Вход в зал под шум дождя.

Фонограмма шума дождя.

Эмоциональная и психологическая готовность детей к занятию.

Подготовительный этап

Формирование правильного речевого дыхания, развитие динамической координа-ции.

1.Хороводная игра «Здравствуй, осень»

2.Упражнение на развитие дыхательных мышц и укрепление голосового аппарата «Ветер»

Венок Осени.

Нормализация речевого дыхания (соотношения вдоха и выдоха), умение сочетать движения с речью.

Основной этап

Развитие голосовых модуляций и силы голоса, формирование темпо- ритмической организации речи, формирование интонационной стороны речи, развитие основных психических процессов (внимание, восприятие), развитие выразительности движений, развитие коммуникативных навыков; формирование умения воспринимать и воспроизводить логические ударения.

1.Фонопедические упражнения «Перед дождем»

2.Танец с листьями

3.Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»

4. Коммуникативная игра «Туча»

5. Игровой массаж спины

6.Упражнение на развитие внимания «Дождик поливает грядки»

7.Хоровод «Урожай собирай»

8.Пальчиковая игра «Листопад»

9.Инструментальное музицирование.

Газовые платки красного, желтого, оранжевого цветов, «Осенний сон» А,Джойс.

Музыкальные инстру-менты (металлофон, треугольник, деревянные палочки).

«Урожай собирай» А.Филиппенко.

Нормализация просодических компонентов речи (сила голоса, выразительности речи), темпо-ритмических и интонационно-мелодических характеристик речи, снятие утомления и речевого напряжения, выразительность и ритмичность выполнения движений, умение согласовывать движения с ритмической организацией высказывания, навык мягкой голосоподачи.

Заключительный этап

Сохранение положительного эмоционального заряда, внутреннего комфорта.

1.Релаксационное упражнение.

Подведение итога занятия.

Пьеса «Дождик, дождик, приходи»

Плоскостные лужи

Снятие утомления; положительное отношение к занятиям, желание детей заниматься.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М., 1973. – 167 с.

Алмазова Е. С. Методика логопедической работы по устранению ринофонии // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., 1975. – 148 с.

Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. - М.: АСТ, 2008. – 60 с.

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М., 2004. – 56 с.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.

Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии (дооперационный период) //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. М. - Воронеж, 2003. – 136 с.

Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учебно-метод. пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001.- 74 с.

Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

Просмотров работы: 10