ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ С МАЛЬЧИКАМИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ С МАЛЬЧИКАМИ

Богдан Д.А. 1, Морозова Е.С. 2
1Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства», специальность 53.02.01 «Музыкальное образование»
2Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пение является самым доступным видом музыкального искусства, востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки приходят к единому мнению , что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, общие и музыкальные способности. В детской психологии раскрыты его воспитывающие и развивающие возможности.

Правильно организованный процесс вокально - хорового музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, музыкальный слух, развитая интонации, ритмические способности, умение петь в ансамбле, умение слышать и слушать, исполнительские навыки, выразительность в пении, умение сопереживать, эмоциональная отзывчивость, креативные способности.

Мужское хоровое пение является исключительно важной частью русской музыкальной культуры. До начала XX века древнерусское певческое искусство развивалось и создавало прочную основу для формирования дальнейшей музыкальной культуры. [3, с.56].

Особое место в хоровом искусстве отводится хору мальчиков. Хор мальчиков - это специфический сложный организм. От руководителя такого коллектива требуются не только знания и умения по своему предмету, но и высокие организаторские способности, колоссальная энергия, эрудиция во всех областях, интересных мальчишкам данного возраста, а также познания в психологии и педагогике.

В младшем хоре мальчиков «проба» голосов проводится при индивидуальном прослушивании пения т.к. голосовой аппарат мальчишек специфичен.Для них в раннем школьном возрасте характерны короткие, тонкие голосовые связки, малая ёмкость лёгких. [8, с.78]. При звучании им свойственны «высокое» (головное) звучание, небольшой диапазон, «серебристость» тембра. Поэтому пробуем гаммы в пределах первой октавы на гласную «а» на звукоряде и на звуках, даваемых вразбивку.

После того как мальчики ориентировочно разбиваются по голосам (дисканты, альты), педагог обязательно объясняет, что главное в пении – дыхание. Классическая школа основывается на грудно – брюшном дыхании и считается, что формирование его должно быть таким же как и у взрослого. Маленькие певцы должны научиться, не поднимая плеч, дышать только носом, выдыхать воздух через рот и при этом руки держать свободно внизу.

В результате еженедельных тренировок организм ребенка приспосабливается к определенным требованиям со стороны педагога, лишнее напряжение снимается, движения групп мышц координируется и становятся целесообразными. [7, с.123].

Основой пения является кантилена. На это очень важно постоянно обращать внимание ребят. Одна из основных задач хормейстера, научить хор петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, marcato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении. Staccato требует более техничное и глубокое владение мышцами, при опёртом на дыхание звуке. Четкая фиксация на высоком положение звука и чистое интонирование на высокой вокальной позиции, упражнение на совмещение legato и staccato, является обязательным.

Работа над вокально-хоровыми навыками. Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у мальчиков? Это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание. В последствии работы все эти недостатки уходят и хор начинает петь чистым, естественным, вокальным ровным звуком, с четкой артикуляцией.

Вокально-хоровая работа с мальчиками, должна опираться на основные положения общей методики работы с хором. Ее значение определяется необходимостью воспитания у всех участников хора правильных и единых навыков певческого дыхания, звукообразования, культуры певческого звука. От качества вокальной работы зависят все элементы хоровой звучности и уровень художественного исполнения хоровых произведений. Качество звучания хора зависит от звучания каждого его участника.

Мальчики, на начальном этапе обучения, как правило, плохо интонируют. Педагогу необходимо найти ключик к каждому ребёнку, помочь ему поверить в свои возможности не только как певца, но и как помощника, организатора. На каждом занятии педагогу необходимо оказывать педагогическую поддержку каждому ребёнку, а также решать ряд важнейших задач, немного повторимся: постановка дыхания (по фразам и цепного), развитие приёмов звуковедения (legato, non legato, marcato), выявление специфических исполнительских трудностей, разработка исполнительского плана на основе литературно-музыкального и хорового анализа, и т. д.

Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся: певческая установка, дирижёрский жест (внимание, дыхание, начало пения, окончание пения, смена темпа, штрихи, динамика), дыхание (бесшумный короткий вдох, опора дыхания, постепенный экономный выдох) и паузы, звукообразование (формирование мягкой атаки звука), дикция (ясное и чёткое произношения согласных, активная работа артикуляционного аппарата), строй и ансамбль. [9, с.33]. Все это важные и главные составляющие хорошего хорового коллектива.

Еще одним главным моментов в работе с хором мальчиков является подбор репертуара, ведь это творческий процесс, который требует серьёзного подхода. Правильно подобранный репертуар должен быть направлен на развитие певческого диапазона, музыкальной памяти, тембра, чувства ритма. Важно, чтобы все задачи были поставлены, опираясь на идею «от простого к сложному». 

С воспитательной точки зрения хоры мальчиков, представляются нам наиболее желаемой формой. Мальчики, которые занимаются музыкой и поют, лучше мотивированы: пение дает им ощущение счастья и способность к позитивной самооценке, а потому их в меньшей степени гнетет комплекс неполноценности, раздраженность, агрессия и желание всячески ее проявить. Когда ребята поют, они участвуют в нескольких процессах: учатся структурно мыслить, совместно работать и слушать друг друга. Тем самым у них пробуждаются и развиваются социальное чувство, толерантность и понимание ответственности за ближнего, столь необходимое для жизни в сложном демократическом обществе.

Таким образом, подводя итог, можем отметить - пение оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.Пение не только доставляет самому исполнителю удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, которая тесно связана с сердечно — сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. .Павлова-Арбенина. — Л.: Музыка, 1980. — 216 с.

2.Багадуров В. Вокальное воспитание детей.- М 2003

3. Варламов, А.Е. Полная школа пения. Редакция и комментарии проф. В.А.Багадурова. М.: Музгиз, 1953. - 107 с.

4.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.-415с.

5.Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио с фортепиано. — М.: Музгиз, 1950.-53 с.

6.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. - С.69-101.

7.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. – СПб. 1997. - 192с.

8.Живов, B.JI. Теория хорового исполнительства. — М., 1998. 192с.

9.Морозов, В.П. Развитие физических свойств детского голоса // От простого к сложному. JL, 1964. - С.97 - 106.

Просмотров работы: 41