Вокально-хоровая деятельность детей на уроках музыки в школе и во внеурочной работе является средством музыкально-эстетического развития и формированием их музыкальной культуры. Музыкальная культура — это результат сложного и длительного процесса становления личности ребенка и вовлечение его в различные виды музыкально-образовательной, исполнительной деятельности. В частности, вокально - хоровая деятельность способствует реализации творческих способностей детей и является неотъемлемой частью музыкального воспитания.
Необходимость музыкального воспитания как одного из условия гармоничного развития личности бесспорна. Для правильной организации музыкального воспитания и развития творческих способностей детей надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка, тем более вокально-хоровая, прежде всего, воспитывает музыкальную дисциплину, выявляет желание к коллективному исполнению в хоровом пении, а главное — стремление к совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Как только дети начнут находить радость от вокально-хоровых занятий, они захотят больше узнать их сущность. Постигнув радость таких занятий, они станут охотно заниматься дальше, т.е. – развивать свои творческие способности. Процесс обучения вокально-хоровой деятельности способствует всестороннему развитию творческих способностей детей, инициативы и воображения, образной речи, музыкального мышления, артистизма; воспитывает музыкальный вкус и любовь к хоровому искусству. Творческие способности вокально-хоровой деятельности в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкального воспитания.
Неотъемлемой частью творческих способностей детей является музыкальность. Главный её признак – ладовое чувство - это эмоциональное переживание. Второй – слуховое представление, отражающее движение мелодии. Это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического. Третий – ритмическое чувство. Это способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения.
Чтобы процесс обучения был результативным, необходимо постоянно вести поиск эффективных форм и методов. Это – понимание и глубокое переживание исполняемого хорового произведения, его содержания.Методы и средства развития творческих способностей строятся на основе активного взаимодействия педагога и детей. Ведущая роль отводится педагогу, который учитывая индивидуальные потребности, организует их вокально-хоровую деятельность. Так для развития эмоционального отклика на музыку используются следующие методы обучения: выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.
Для развития ладо–мелодического слуха – методы упражнения и определения двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии; ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения. Для развития чувства ритма – в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма. Для развития музыкального песенного творчества – упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении, творческие задания. Например, песня исполняется по фразам, двумя группами детей. В момент исполнения первой группой, вторая - выполняет соответствующие характеру песни движения. Затем – наоборот. Таким образом, в форме игры дети осуществляют интонационно - ритмическую основу песни. А правильно подобранные методы не только способствуют развитию, но и пробуждают стремление к самостоятельному творчеству в процессе обучения вокально-хоровой деятельности, что непосредственно является основой их музыкальной культуры.
Задачи развития творческих способностей детей будут решены только при создании определенных условий.
использование высокохудожественного и доступного детям музыкального репертуара;
регулярность специальных занятий;
материально-техническая обеспеченность педагогического процесса;
постоянное поощрение индивидуально-творческих проявлений.
Вокально-хоровая деятельность является основой развития творческих способностей детей. Общество заинтересовано сохранить и передать будущему поколению духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – М., 2003. – С. 26 – 38.
Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1997.- С. 50 – 68.
Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981. – С.113 – 124.
Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977. – С. 135 – 139.
Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 1999. – С. 80 – 97.
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: Учеб. Пособие. – М.: Музыка, 1989.– 175 с.