АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Валиуллова С.З. 1, Кулакова Ю.В. 2
1Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства», специальность «Музыкальное образование»
2Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Активизация познавательной деятельности обучающихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников.

Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.

Целями повышения уровня познавательной активности обучающихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должно быть рациональное использование различных методов и способов активизации познавательной деятельности.

Таким образом, активизация учебной деятельности обучающихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Всестороннее развитие личности подрастающего человека происходит благодаря участию его в учении, труде, игре, спорте, в общественной, художественной и других разнообразных видах деятельности.

Различные виды деятельности, в которые включается школьник и где происходит процесс его развития, – это единый комплекс необходимых социальных основ, в котором формируется активная личность. Так, игру, например, называют школой воображения; труд и спорт актуализируют сенсомоторные процессы; учение опирается на интеллект; художественная деятельность – в значительной мере на эмоциональные процессы.

Игра действительно школа воображения, ее возможности для развития не только ребенка, но и взрослого человека неисчерпаемы. Это и путь развития воли (например, игры с правилами), это и способ развития мысли (интеллектуальные игры сопровождают человека всю жизнь), это и средство развития двигательной сферы, и еще многое иное. Было бы большой ошибкой утверждать интеллектуализацию учения как единственный выход его в развитие личности. Без опоры на эмоциональные процессы, без развития творческих сил, требующих комплекса мысли, воображения, волевых усилий в преодолении трудностей, учение не обеспечит нужных результатов.

Таким образом, специфика каждого вида деятельности не определяет полного развития какой-либо одной стороны. Деятельность как феномен и как реальная практика в своих общих основах (социальных, психологических, педагогических) едина, и это единство, благодаря многообразию различных видов деятельности, становится значительно богаче.

В чем же состоят особенности познавательной деятельности обучающихся в школе?

Мотивам учения посвящен ряд исследований в советской психологии и педагогике (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова, М.А. Данилов и др.). Исследования в этой области утверждают, что учение школьника побуждается не одним, а множеством мотивов. В общей структуре мотивации одни из них играют доминирующую роль, другие – подчиненную. В зависимости от того, какие мотивы преобладают, в зависимости от их силы, их значимости для личности и учение школьника принимает меру значимости для него().

Научная классификация мотивов учения полностью еще не сложилась, однако практически принято различать их следующие группы.

Социальные мотивы – широкие, отдаленные, перспективные. Словесные обозначения их у школьников проявляются разно, уже в начальных классах («хочу быть образованным», «приносить пользу Родине»).

Познавательные мотивы – это наиболее характерная группа, поскольку она выражает прямое отношение к познанию – предмету учения. Ученику «интересно узнавать новое», «видеть свое продвижение в познании».

Моральные мотивы – в них выражены существенные стороны формирования личности, ее нравственное отношение прежде всего к людям, к деятельности, к своему месту в обществе и в коллективе.

Что же способствует формированию познавательного интереса в учебном процессе?

Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из различных источников. Она поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир.

Содержание знаний не единственный источник стимуляции познавательного интереса в учебном процессе. Масса разнообразных стимулов укрепления и формирования интереса к учению поступает из самой деятельности ученика, рождающей интеллектуальные и эмоциональные удовлетворения.

Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе – одно из таких направлений стимуляции. Это одна из определяющих линий деятельности учителя, а формирование активности и самостоятельности – важнейший показатель плодотворности учения. В дидактике в последние годы этой проблеме посвящено много исследований.

Познавательную активность школьника следует рассматривать как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Она характеризуется:

- поисковой направленностью в учении;

- познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников;

- эмоциональным подъемом, благополучием протекания деятельности. Таким образом, самостоятельные работы являются формой совместной деятельности учителя и учащихся. Любая форма самостоятельной деятельности ученика при педагогически ценной ее организации сопутствует познавательному интересу.

Методы музыкального обучения представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и учеников, где ведущая роль принадлежит педагогу (Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко).

Специфика методов музыкального образования состоит в их направленности на развитие творческих способностей обучающихся, их музыкального вкуса и потребности в общении с искусством, на моделирование в музыкальных занятиях художественно-творческого процесса. Применяя различные методы, учитель должен помнить, что их выбор должен обеспечивать развитие у школьников воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления, создавать чувство радости от общения с искусством, формировать увлеченность уроками и их основным содержанием – самой музыкой.

Методы музыкального образования очень разнообразны. Это обусловлено спецификой музыкального искусства, его многообразием, а также особенностями видов музыкальной деятельности школьников на уроках. Как правило, методы применяются не изолированно, а в разнообразных сочетаниях.

1. Методы, направленные на развитие у обучающихся эмпатии, эмоционально-ценностного отношения к музыке, на развитие способности проживания музыки, ее настроения, чувств, отношения к миру.

2. Методы, направленные на развитие у обучающихся художественно-познавательных способностей, умений слышать музыку. Сюда относятся методы сравнения, нахождения сходства и различия, анализа, обобщения.

3. Методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. Среди них, методы организации вокально-хоровой работы (распевание, показ песни, различные методы разучивания слов и мелодии и др.)

4. Методы организации игры на элементарных музыкальных инструментах: приемы обучения игре. Методы организации пластического интонирования: выразительный показ движений учителем.
5. Методы организации творческой деятельности: сочинение детьми мотивов, мелодий, а также импровизаций на заданное зерно-интонацию, стихотворный текст, определенный сюжет, ритмический рисунок и др.

Выбрав игровые формы работы, в которых ребёнок чувствует себя свободно и комфортно, можно создать условия для активной реализации учеников в учебной, творческой и коммуникативной деятельности.
Из психолого-педагогической литературы известно, что игровая деятельность является одним из средств оптимизации учебного процесса. Благодаря игре ребёнок справляется со сложностями, возникающими при овладении новыми видами деятельности: учебной, коммуникативной; в процессе овладения новыми умениями и навыками. Поэтому, используя игру в качестве формы организации учебной деятельности, ребёнок испытывает радость от процесса обучения. Через игру проявляется умственная и социальная активность ребёнка, мобилизуются его интеллектуальные способности, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, желанием учиться.

Одной из форм музыкального воспитания в школе являются беседы о музыке. Под этим понятием мы обычно подразумеваем контакт слушателей с «живой» музыкой или музыкой в записи, по поводу которой, и ведаться беседа. Специальные беседы о музыке отличаются своим содержанием, своей формой от уроков пения в школе. Учитель, проводящий беседу, не вызывает и не спрашивает учеников. Он рассказывает сам, используя в беседе не только музыку, но и поэтическое слово, отрывки из художественной литературы, художественные иллюстрации, а по возможности показ танцев.

По содержанию беседы о музыке могут быть следующими: беседа на какую-либо тему; беседа о музыкальном произведении; о музыкальных инструментах; об определенном жанре или виде музыки; о музыкальном стиле; о композиторе и его творчестве; разговор с исполнителем; встреча с композитором.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. В связи с этим следует напомнить, что использование методов и средств обучения будет эффективным, если эти методы будут применяться систематически и комплексно, а также отвечать критериям повышения познавательной активности учащихся и развития их музыкально-творческих способностей.
Если в процессе работы использовать игры и методы, способствующие активизации познавательной деятельности младших школьников, то создаются условия для творчества, развивается интерес к музыке, воображение, музыкальная память и слух; о6огащаются знания о музыкальном искусстве.

В заключение отметим, что успех обучения не достигается каким-то одним методом или средством: требуется их комплексное применение. Применение методов, выводит учащихся на качественно новый уровень музыкального развития. Грамотно и своевременно примененный комплекс методов всегда несет только пользу и обучающимся, и учителю, и всему педагогическому процессу в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей. – М., 2002.

Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. – М., 2000.

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко И.М. Методика музыкального воспитания. – М., 2013.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000.

Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке /Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1995.

Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – М., 2013.

Тарасова К. Б. Детское творчество. – М., 2011.

Яворский Б.Л. Музыкальное воспитание в школе. Вып.1. /Б.Л. Яворский. - М.: Просвещение, 1997.

Просмотров работы: 193