ОБОБЩЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА И ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЯ В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОБОБЩЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА И ЕГО СИСТЕМАТИЗАЦИЯ В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ

Лукьянова К.В. 1, Комиссарова О.В. 2
1Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»,специальность «Педагогика дополнительного образования»
2Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский колледж культуры и искусства»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Роль музыки на уроках хореографии невозможно переоценить, поскольку именно в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движение и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого урока как неотъемлемая составная его часть. Использование на уроках высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус.

Квалифицированное, выразительное исполнение музыкальных произведений концертмейстером - залог успеха занятий, а работу концертмейстера хореографического отделения необходимо рассматривать как неотъемлемую часть единого процесса обучения хореографии, а содержание музыкального материала, репертуара и его исполнение - как основу развития творческого и эмоционального начала учащихся, их эстетического воспитания.

Разработка музыкального репертуара - это бесконечный процесс, и для концертмейстера важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития. Поэтому, предлагая практический материал, я советую использовать его творчески, адаптируя его к условиям работы, по необходимости изменяя отдельные фрагменты произведения. Однако при этом важно сохранить ее образ, логику, стиль. Принципиально важно качество исполнения. Любое произведение, маленькое или большое, должно быть сыграно с профессиональным мастерством, в необходимых для учащихся младших классов живых и умеренных темпах, мелодическим дыханием, с определенностью и яркой характерностью. Важно соизмерять силу звука с характером того или иного раздела урока или отдельных движений. Все выступления (preparations) следует исполнять точно в соответствии с темпом и характером отобранной музыки. Нельзя злоупотреблять педализацией.

Постоянная работа педагога - хореографа и концертмейстера в одном классе предполагает координацию их совместных действий и усилий. Педагог и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический (раскрыть цель того или иного упражнения) и музыкальный материал каждого урока: выбирается и характер музыки. В одних случаях движения являются сильными, энергичными, активными, в других - мягкими, плавными, сдержанными или свободными, непринужденными.1-ый класс хореографии- это ритмика. Здесь закладываются ритмические основы хореографии. Со 2 класса начинаем изучать основы классического танца.

Plie (приседание) - спокойный темп, размеренность звучания, создаваемая аккомпанементом к мелодии, напевность и выразительность мелодии. Музыкальный размер 3/4 или 6/8. музыкальное вступление состоит из Т - Д - Т, а музыкальная тема начинается с «Г J J из-за такта.

Battement tend п.Батманвытянутый»). Из I или V позиций вытянутая работающая нога выводится вперед на носок (в сторону или назад) и ставится обратно в позицию . Характер движения четкий, энергичный. Размер 2/4 или 4/4. Например, «Полька» С. Рахманинова; допускаются незначительные ритмические варьирования. Так, в i~ Ч j Ъ - 1Z, тактах вместо   исполнять Jr J. ^ . Пунктирообр^зный ритм придает остроту звучания. А в Z3-31 тактах упростить, сделав их J J на каждую долю такта.

Battement tendu iete («Батман вытянутый с броском»). Из I или V позиций вытянутая работающая нога выбрасывается невысоко в воздух вперед (в сторону или назад) и ставится обратно в позицию. Характер движения четкий, энергичный. Размер 2/4. Например, «Полька» В. Рунова; музыкальная композиция представлена 32-тактовым сложным периодом повторного строения, иллюстрирует ритм всей комбинации. Форма изложения не отличается от музыкальной композиции «Battement tendu» и структурно относится к группе периодичностей типа А + В + А1 + В, но с тем условием, что второй элемент В является производным от первого А, результатом замены двутактовых ритмических мотивов. Главная особенность музыкального сопровождения - пунктирно - маршевый аккомпанемент, призванный подчеркнуть бросковый характер движения (jete означает «бросок»).

Rond de iambe par terreКругногойпополу»). Работающая нога вытянутым носком вычерчивает по полу крут. Характер движения плавный, непрерывный. Размер 3Л. Например, «Вальс» А. Глазунова; вступление начинается с J J J. + 4 последних - заключительных такта тема. Причем, музыкальный материал удобнее подбирать с затактовым строением мелодии. Это относится, практически, ко всем видам движений. Сохранение ритмического рисунка (в «Вальсе») в первоначальном виде позволяет повторять тот же распорядок в других направлениях (в сторону и назад). Однако сама логика учебного процесса, диктуемая усложнением, требует варьирования движений в темпе и ритме, в т.ч. выполняемые учащимися наклоны (port de bras) исполняются в более подвижном темпе.

Прыжки: можно исполнять этюды, польки и др. в энергичном, веселом характере. Размер 2/4.

.

Battement fondu («Тающий, плавный батман»). Опорная нога исполняет плавное demi - plie (полуприседание), одновременно работающая нога подводится к щиколотке опорной. При вытягивании опорной ноги работающая открывается вперед (в сторону или назад). Характер движения связный, плавный. Размер 2/4 или 3/4 . Например, «Вальс» из музыки к сказке Х.К. Андерсена «Русалочка» С. Баневича - между двумя частями музыкального произведения необходимо сыграть «переход» в виде 4-х заключительных тактов.

Battement frappe («Ударный батман»). Стопа работающей ноги ударяет по щиколотке опорной и резким движением открывается вперед (в сторону или назад), носком в пол или невысоко в воздух.

Battement double («Двойной ударный батман»). Стопа работающей ноги ударяет по щиколотке опорной спереди, затем сзади (или наоборот) и после этого открывается вперед (в сторону или назад). Battement double frappe обычно сочетается с battement frappe. Характер этих движений резкий, отрывистый. Размер 2/4. Ритмический рисунок выдерживает режим комбинации Battement tendu jetes, что объясняет близость характеров исполнения обоих движений, но музыклаьный аккомпанемент более острый, ударно - акцентируемый (frappe означает «удар»). Кроме того, допускается двухвариантное - равномерное и пунктирообразное ритмическое варьирование последних фраз каждого простого периода (II часть).

Battement releve lent. («Медленное поднимание ноги»). Из I или V позиций вытянутая нога медленно поднимается на 90 градусов вперед, в сторону, назад. Battement developpe («развертывающийся, раскрывающийся батман»). Работающая нога поднимается носком до колена опорной, вытягивается максимально высоко в воздух вперед, в сторону, назад. Характер этих движений плавный. Сначала Battement releve lent и Battement developpe проходятся раздельно, затем из них составляется элементарное адажио, которое включает в себя и ряд других движений (port de bras, passe и т.д.), а также все основные позы классического танца. Размер 2/4, 3/4, 4/4 или 6/8.

Grand battement iete («Большой батман с броском»). Из I или V позиций вытянутая работающая нога выбрасывается высоко вперед (в сторону или назад). Характер движения отрывистый, энергичный. Размер 4/4 или 3/4. Например, «Контрданс» «Монастырка» (фрагмент) М. Глинка: 32- тактовый сложный период, состоящий из двух простых периодов и четырех предложений. Тематическими элементами здесь служат 4-тактовые фразы, каждая пара которых образует восьмитакт - предложение.

Pas de bourree («Движения из танца Буре»). Четкие переступания с ноги на ногу, исполняемые на полупальцах или пальцах. Характер движения чеканный, четкий. Размер 2/4.

Retire. Размер 2/4. Наиболее подходят для этого упражнения польки.

Petits battement sur le con - de - pied («Маленькиебатманыущиколотки»). Работающая нога, не до конца разгибаясь в колене, стопой

ударяет опорную ногу по щиколотке поочередно спереди и сзади. Характер движения острый, отрывистый. Размер 2/4 или 4/4.

Pas balanse - комбинация в характере вальса.

Упражнения на середине зала

Soutte. Для прыжковых комбинаций музыку нужно исполнять легко, без специальных подчеркиваний долей такта.

Pas echappe - прыжковаякомбинация.

Port de bras:

Дети как бы «пропевают» музыку своими руками, их движения непрерывны. Музыка неторопливая, плавная, спокойная. Например, «Выход бабочек и цветов» В. Николаева (сценарий спектакля - утренника «На лугу»), музыка грациозная, умеренно - подвижная.

Для I port de bra вступление начинается с трех затактовых J J J+ 4 такта заключения тема. В конце композиции - окончание из 4-х заключительных тактов.

Для II port de bra - вступление 1 такт, а окончание без дополнительного проигрывания четырех тактов.

Temps lie («Слитное движение»). Переходы из одной позы в другую в определенном порядке. Характер движения плавный, мягкий. Размер 3/4 или 4/4.

В помощь производственной практике на уроках классического танца учащиеся работают над развитием танцевальности и свободной координации движений. Необходимо заранее определить основные компоненты и параметры музыкально - хореографической композиции, - ритмический рисунок, основные параметры мелодического рисунка и аккомпанемента, и только после этого приступить к подбору необходимой музыкальной литературы.

Партерная гимнастика

Дети занимаются на полу сидя и лежа на ковриках. Музыкальный материал желательно компоновать по принципу метрического родства, чтобы при смене музыкальных примеров учащиеся исполняли упражнения в рамках знакомой метрической пульсации.

Наиболее используемый музыкальный размер 2/4 («Польки»), 3/4 («Вальсы»),

Музыкальное сопровождение должно отличаться прстотой формы и ритма, ясностью привлекательных и ярких мелодий, разнообразием музыкальных размеров и характеров, соответствующих характерам изучаемых движений.

Для музыкального репертуара можно использовать фрагменты балетов, опер и инструментальной музыки. Репертуар должен быть выразительным, привлекательным для детей и взрослых, будить фантазию и воображение, развивать выразительные возможности тела и, в то же время, быть доступным для исполнения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

«В музыкальных ритмах». В. Клин. Киев, 1987 г.

«Ритмика» В. Яновская. Изд. «Музыка», Москва, 1979 г.

«Музыка для ритмики» Изд. «Композитор» Санкт - Петербург. Сост. Л.И. Минеева.

«В концертмейстерском классе». Е. Шендерович.

«Комбинации основных движений классического экзерсиса и виды их варьирования» (методического пособие). Сост. JI. Гасанова, А.О. Керимли, 1997 г.

«Музыка для уроков классического танца». Для ДМШ и хореографических кружков. Сост. Р.П. Донченко.

«Музыкальная хрестоматия» I часть. Составители В. Малашева, К. Потапов, И. Климкович, Н. Ерошенко.

«Концертмейстерский класс». Е.И. Кубанцева.

Просмотров работы: 7