«Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту
мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту
удивительность, громоподобность бытия, - на всё его тогда
хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к
детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует
живопись».
Аркадий Пластов
В 2018 году на территории Ульяновского региона проходят торжественные мероприятия в рамках знаменательной даты: 125-летия со дня рождения народного художника СССР Аркадия Александровича Пластова (31.01.1893-12.05.1972, родился в селе Прислониха Карсунского района Ульяновской области) (Рис.1).
Рисунок 1. А. А. Пластов
Аркадий Александрович Пластов — художник, народный художник СССР, один из наиболее ярких мастеров отечественной живописи XX века. Народный художник СССР (1962), лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1966) и Государственной премии им. И.Е. Репина (1972). Автор исторических и тематических картин, портретист, пейзажист, иллюстратор. Один из наиболее ярких и самобытных мастеров, посвятивших творчество современной деревне; жанровые картины и пейзажи проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни крестьян.
Произведения Аркадия Пластова хранятся во многих музеях страны, в Ульяновском областном художественном музее - около 100 произведений живописи и графики, поступивших в 1940-1970-е из Министерства культуры России, а также от автора; часть из них включена в экспозицию филиала — Музея современного изобразительного искусства имени Аркадия Пластова [2].
В Ульяновске в честь Аркадия Александровича названа улица, а на ней установлен памятник художнику (Рис.2). Ежегодно студенты и преподаватели специальности «Дизайн» Ульяновского колледжа культуры и искусства принимают участие в Торжественной церемонии возложения цветов к памятнику Аркадия Пластова, выражая дань уважения талантливому художнику.
На родине художника в селе Прислониха в 1988 году открыт музей «Народный художник А. А. Пластов», посвящённый жизни и творчеству Аркадия Александровича.
Рисунок 2. Памятник художнику А. А. Пластову в г. Ульяновске
Всю свою жизнь народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий Аркадий Александрович Пластов был связан с приволжской землёй, с Прислонихой, с Симбирском – Ульяновском. Пластов вплотную занимался крестьянским трудом, полагая, что это самый лучший случай, какой судьба предоставила ему наглядеться на крестьянскую жизнь досыта, чтобы потом в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья.
Художник в своих работах выявляет самое характерное, пользуясь совсем простыми средствами. Мир Прислонихи, запечатлённый в тысячах работ, стал для него бесконечно влекущим, вечно новым образом, в котором раскрылась вся Россия [1].
«Немцы идут. Июль.1941» — картина о войне. Сам А. А. Пластов не был мобилизован, но в 1943 году на несколько месяцев, был командирован с группой художников на Сталинградский фронт, где стал свидетелем одной из решающих битв в Великой Отечественной войне, положившей начало коренному перелому в пользу нашей страны (Рис.3).
Рисунок 3. «Немцы идут. Июль.1941» А. А. Пластов
Символично, многозначно название картины «Родник» (1952). Вся открыта солнцу, дыханию свежего ветра, прохладе водяных брызг, девушка, набирающая воду из источника. Художник назвал картину «Родник», подчёркивая этим, что он изобразил в ней источник жизни, красоты, радости. Она вошла в серию картин «Люди колхозной деревни», за которую Пластов в 1966 году получил Ленинскую премию (Рис.4). Вся серия посвящена одному сильно владевшему сердцем художника чувству – «первобытной, неомрачённой радости от окружающего» [1].
Рисунок 4. «Родник» А. А. Пластов
Духовное образование, с детства воспринятая православная культура сформировала А. Пластова как личность, помогла осуществить своё предназначение. И поэтому особое место в творчестве Пластова занимают картины «Пасхальный натюрморт», «Венчание».
В работе Аркадия Александровича «Смерть дерева» (1962) палитра сложна и многолика. Она служит ему для передачи настроения, тончайших нюансов состояния человеческой души. Для художника важны все детали. И огромную роль здесь, как и во многих других работах, играет пейзаж (Рис.5). До последних дней жизни энергия, творческий темперамент и вдохновение не покидали Мастера [1].
Рисунок 5. «Смерть дерева» А. А. Пластов
В произведениях времен Великой Отечественной войны художник достиг огромного драматизма, живописного воплощения больших мыслей и чувств. Аркадий Пластов создает целую серию картин: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка» и одно из самых сильных полотен советской живописи этого периода – «Фашист пролетел» (Рис.6). Война предстает здесь в своем страшном обличье. «Есть такие картины, пока пишешь – наплачешься», говорил художник об этом полотне [3].
Рисунок 6. «Фашист пролетел» А. А. Пластов
В 1945 году Аркадий Пластов был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», и ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В первые послевоенные годы художник создает полотна с ярко выраженным национальным характером, народностью образов, выразительностью колористических решений и ощущением радостной полноты жизни.
В 1946 году Пластов написал одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». Художнику удалось передать ощущение особой радости от увиденного на лицах детей (Рис.7).
Рисунок 7. «Первый снег» А. А. Пластов
Картина «Едут на выборы» была написана годом позже (Рис.8). Радость и веселая праздничность разлиты во всем – в улыбках парней и девушек, в их нарядных платках, полушалках и в украшенных красными лентами дугах, в трепещущем на ветру алом флаге, в веселом беге сытых коней по скрипящему под полозьями снегу и в ярко-синих тенях на снегу, в изукрашенных инеем деревьях и в утреннем зимнем небе с сияющим диском солнца, с трудом пробивающегося сквозь морозную дымку. И снова, как и во всех произведениях выдающегося ульяновского художника, состояние природы не только созвучно настроению людей, но и составляет с ним одно неотделимое целое.
Рисунок 8. «Едут на выборы» А. А. Пластов
С большой теплотой и любовью Аркадий Пластов изображает простых сельских жителей. Цикл картин «Люди колхозной деревни» («Сенокос», «Жатва», «Ужин трактористов» и др.) написанный в период с 1945-1965 гг. проникновенно прославляет нелегкий труд крестьянина [3].
Картина художника «Весна» (1954) – это гимн красоте человека. Присущее Пластову чувство цветовой гармонии приобретает в этом полотне особую отточенность и изящество (Рис.9). Художник любуется красотой, молодостью, здоровьем и какой-то особой, чисто русской удалью молодой женщины. Восхищенные посетители Третьяковской галереи назвали картину «Северной Венерой». А как выразительна девочка с растопыренными ручонками, ее личико с прикушенной от напряжения нижней губой и чуть вздернутым кверху подбородком. Изображение обнаженной женщины с девочкой под открытым небом и медленно падающими хлопьями снега в притворе старой деревенской бани было воспринято как образ обновления жизни, ее красоты и правды, что по сути дела, создает аллегорию весны [3].
Рисунок 9. «Весна» А. А. Пластов
Весьма значителен вклад Пластова в иллюстрацию литературной классики. Яркость и эмоциональность замысла отличают иллюстрации к произведениям: «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, 1948–1949; «Холстометр» Л.Н. Толстого, 1952-1954, «Счастье» А.П. Чехова, 1952, и др. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел также в акварелях к детским книгам.
Следуя традициям школы русской реалистической живописи, А. Пластов выработал индивидуальный почерк и до конца дней старался быть запредельно искренним в своём творчестве, ни одного дня не экспериментируя с модернисткими тенденциями. Яркие цвета его работ будто утверждают: жизнь прекрасна и каждый её миг важен.
Аркадий Пластов является своего рода «художественным символом» Ульяновкой области. Ежегодно в рамках Международного культурного форума Правительство Ульяновской области и Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области организует и проводит Международную ассамблею художников «Пластовская осень».
«Пластовская осень» - масштабный и значимый для региона культурный проект, включающий в себя проведения таких мероприятий, как, например, международный детский пленэр «Земля Аркадия Пластова», творческая школа-пленэр «Киселевские зори», международный пленэр «Мир на кончике кисти», открытие выставки молодых ульяновских художников, массовый пленэр «На семи ветрах», мастер-классы, презентация альбома-каталога, семинары, заседания экспертных советов, посещение музея-усадьбы в с. Прислониха, торжественная церемония вручения международной премии в области изобразительного искусства имени А. А. Пластова.
Ежегодно участниками и победителями массовых пленэров становятся студенты и преподаватели специальности «Дизайн» Ульяновского колледжа культуры и искусства (Рис.10). В период обучения студенты-дизайнеры знакомятся с творчеством А. Пластова, выполняют творческие работы на основе творчества художника, посещают художественные выставки, вернисажи, творческие встречи, экспозиции музея А. А. Пластова.
Рисунок 10. Участие студентов специальности «Дизайн» Ульяновского колледжа культуры и искусства в массовом пленэре «На семи ветрах» в рамках VII Международной ассамблеи художников «Пластовская осень»
(сентябрь, 2017г.)
10 сентября 2017 года, в День Города, студенты и преподаватели специальности «Дизайн» - Ирина Коробейникова и Мария Устинова приняли участие в массовом пленэре «На семи ветрах» в рамках VII Международной ассамблеи художников «Пластовская осень». Пленэр «На семи ветрах» в 2017 был году посвящён Году экологии в России. Объектами изображения участников плэнера стали волжские дали, аллеи Венца, родной город. (Рис.11)
Торжественную церемонию посетил Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Почётными гостями мероприятия стали: член регионального отделения Союза художников России Олег Клюев, участники Международного пленэра «Мир на кончике кисти», члены Союза художников России Риф Абдуллин и Ильнур Сиразиев.
«Участники пленэра, которые рисовали вместе с известными живописцами области, смогли почувствовать себя настоящими мастерами. Рисунки, созданные во время пленэра, примут участие в областном конкурсе «Ульяновск – родина талантов. Лучшие работы получат заслуженные призы и награды, станут частью передвижного фонда Художественного музея», - отметили почётные гости пленэра.
Местами проведения пленэра «На семи ветрах» стали площадки перед зданиями Ульяновской филармонии, аграрного университета имени П.А. Столыпина, Художественного музея, Областной научной библиотеки им. В.И. Ленина, Ленинского мемориала.
Также в этот день на площади у фонтана, на бульваре Новый Венец для гостей праздника была представлена инсталляцию «Осень на Волге» и «Уголок художника». Здесь же работала персональная выставка картин из цикла «Небесный город» художника - руководителя народной студии изобразительного искусства ДК «Губернаторский», участника областных художественных выставок, ежегодных Любищевских чтений, российских и международных научных конференций, писателя, автора памятника букве «Ё» Александра Зинина и экспозиция работ учащихся детских школ искусств Димитровграда. Желающие смогли попробовать свои силы в создании картин песком на арт-площадке «Песочное шоу».
Также перед зрителями выступили музыкант Алексей Кулик и ансамбль танца «Счастливое детство» с хореографическим номером «Художники».
Отметим, что события VII Международной ассамблеи художников «Пластовская осень» традиционно вошли в программу VII Международного культурного форума «Культура и бизнес: творческий капитал современного города», который проходил в Ульяновске под эгидой ЮНЕСКО 14-15 сентября 2017. (Рис.11)
Рисунок 11. Массовый пленэр «На семи ветрах» в рамках VII Международной ассамблеи художников «Пластовская осень»
(сентябрь, 2017г.)
Также, 9 сентября 2018 года преподаватели и студенты специальности «Дизайн» Ульяновского колледжа культуры и искусства приняли участие в массовом пленэре в рамках Международной ассамблеи художников «Пластовская осень». Преподаватель Ирина Коробейникова со студентами колледжа приняла активное участие в мастер-классах в стиле быстрых зарисовок Sketch-versus, приуроченных ко Дню дизайнера-графика в России. (Рис.12)
Мероприятия посетил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
- Поздравляю с открытием VIII Международной ассамблеи художников «Пластовская осень». В этом году она посвящена двум знаковым юбилейным датам: 125-летию со дня рождения великого русского художника, нашего земляка Аркадия Александровича Пластова и 370-летию основания нашего любимого города Симбирска-Ульяновска. В этом году ассамблея даёт возможность юным участникам, учащимся общеобразовательных школ и детских школ искусств встретиться с известными художниками из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Чувашской и Чеченской республик, Башкортостана, Татарстана, а также из Казахстана, Киргизии, Сербии, получить бесценные уроки мастерства и вдохновение, чтобы найти свой путь в искусстве. Пленэр на волжском берегу – это лишь часть обширной программы ассамблеи, только начало «Пластовской осени». Впереди нас ждёт много увлекательных событий в рамках программы Международного культурного форума, который с этого года стал Форумом креативных индустрий, - сказал глава региона.
В 2018 году события ассамблеи были посвящены 125-летию со дня рождения народного художника СССР Аркадия Пластова. Отметить эту дату в Ульяновскую область прибыли именитые художники со всей России и зарубежья.
- Я хочу поблагодарить жителей этого города и губернатора Ульяновской области за то, что у нас, художников, есть возможность собираться на родине Аркадия Пластова и проводить пленэры и мастер-классы. Ведь искусство - это жизнь, которую мы переносим в наши творения и делимся ей с другими людьми, - отметил участник Международного пленэра «Мир на кончике кисти», член художников Казахстана Адилкайыр Жантасов.
Ассамблея традиционно открылась массовым пленэром «Ульяновск – город художников» на бульваре Новый Венец. В 2018 году участие в ней приняли около 500 живописцев. Также бульвар стал местом проведения мастер-классов в стиле быстрых зарисовок Sketch-versus, приуроченных ко Дню дизайнера-графика в России. Кроме того, ульяновские художники - лауреаты региональной и международной Пластовской премии и участники пленэра «Мир на кончике кисти» из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Чувашской и Чеченской республик, Башкортостана, Татарстана провели мастер-классы для учителей рисования школ города и области.
- Впервые в рамках Международной ассамблеи художников «Пластовская осень» на бульваре Новый Венец прошел не только традиционный пленэр для художников. В этом году мероприятия ассамблеи сопровождались специальными событиями для всех жителей города. Взрослые и дети приняли участие в карнавальном шествии в костюмах и масках, поучаствовали в интересных арт-акциях и викторинах, - отмечает Министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова.
В ходе VIII Международной ассамблеи художников «Пластовская осень» на родине Аркадия Пластова в селе Прислониха с 10 по 15 сентября прошёл пленэр «Мир на кончике кисти», здесь же была открыта школа-музей А.А. Пластова, восстановленная по письмам-воспоминаниям живописца и архивным кадрам семьи. В церкви-музее Богоявления Господня работала выставка современной иконы «Моя вера» Александра Карпова. 17 сентября 2018г. в музее А.А. Пластова в Ульяновске открылась выставка работ известных художников с пленэров «Пластовской осени» за последние восемь лет «Большие имена». В завершение ассамблеи состоялась ежегодная торжественная церемония вручения Международной премии в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова.
Рисунок 12. Участие студентов и преподавателей специальности «Дизайн» Ульяновского колледжа культуры и искусства в Массовом пленэре
«Ульяновск – город художников» в рамках VIII Международной ассамблеи художников «Пластовская осень»
(сентябрь, 2018г.)
Пластов - убежденный реалист, для которого художественная истина и правда жизни - одно неразделимое целое, рождающее непобедимую силу и выразительность подлинного искусства. Он поднимал сложные проблемы, не утратившие духовно-этической значимости для труженика советской деревни, открывал в ушедшей эпохе вечно прекрасные свойства народной души. Эстетические и этические ценности народа - это были и его ценности. Поражает грандиозный размах его работ, философский масштаб и сложность поставленных задач, неукротимый дух правдоискательства, которым он был одержим. Аркадий Александрович Пластов оставил после себя богатое художественное наследие. Число его произведений к концу жизни приблизилось к 10 000, из которых несколько сотен составляют портреты - в основном это портреты односельчан [3].
Творчество А. А. Пластова уникально, это не только целая эпоха в истории искусства, но это ещё и воссозданная в живописи историческая эпоха. Пластов запечатлел своё время, которое никогда не повторится [1].
Список источников:
Выставка «А. А. Пластов — художник родного края» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ulpressa.ru/событие/vyistavka-a-a-plastov-hudozhnik-rodnogo-kraya-2/
Празднование 120-летия А. Пластова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://культуравдвижении.рф/новости/празднование-120-летия-а-пластова
Творчество Аркадия Александровича Пластова (1893-1972) (к 120-летию художника) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ulstu.ru/docs/downloads/plastov.pdf