Выбор диагностических инструментов для определения суицидальных рисков является ответственной задачей, решение которой существенно осложняется различиями в подходах к объяснению причин суицидального поведения, условий, влияющих на развитие суицидального поведения. Существенные трудности связаны также с наличием надежного диагностического инструментария. Ряд широко распространенных методик отечественных авторов, применяемых в целях определения рисков суицидального поведения, не имеют должного теоретико-методологического обоснования, в публикациях авторов методик не представлены сведения о валидизации и стандартизации инструмента, что осложняет их профессиональное использование. Приведем примеры таких методик (на основании анализа, проведенного Центром экстренной психологической помощи ФГБОУ ВО МГППУ): опросник суицидального риска А.Г. Шмелева для подростков в модификации Т.Н. Разуваевой) - проблемы валидизации, стандартизации, теоретико-методологической обоснованности; опросник суицидальной мотивации Ю.Р. Вагина имеет ограничения в применении, может быть использован для дифференциальной диагностики при уже сформированных суицидальных намерений и требует доверительных отношений между подростком и психологом; «Детский опросник депрессии» М. Ковак (валидизация Воликовой С.В.) показывает высокий процент детей с суицидальным риском, что требует дополнительного уточнения при индивидуальном обследовании [11].
Во время исследования так же возникла проблема, что в методиках, опросниках включены прямые, прозрачные по содержанию вопросов, направленность которых сразу становится понятна современному старшекласснику. Так в пилотажном исследовании в 10-х классах была использована широко применяемая для диагностики риска суицида шкала депрессии А.Бека. При обработке результатов выяснилось, что многие ребята отмечали галочкой все первые утверждения, набирая в результате 0 баллов. Но были и такие, которые, видимо «для прикола», ставили галочки возле самых последних высказываний в вопросах, набирая, таким образом, 63 балла.
На этапе выявления «группы суицидального риска» была выбрана методика суицидального риска у детей А.А. Кучера и В.П. Костюкевича (Кучер А.А., Костюкевич В.П., 2001). Данная методика может быть отнесена к разряду проективных. В ней предлагается классифицировать 85 высказываний (пословиц, и поговорок) по темам: «алкоголь, наркотики», «несчастная любовь», «противоправные действия», «деньги и проблемы с ними», «добровольный уход из жизни», «семейные неурядицы», «потеря смысла жизни», «чувство неполноценности, ущербности, уродливости», «школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути», «отношения с окружающими». Тестирование позиционируется как изучение интеллектуальных способностей, камуфлируя основную направленность методики.
Обработка состоит в подсчете количества отметок (баллов) в каждой номинации. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Полученный результат по данной номинации сличается с показателем в таблице, соответствующей возрасту испытуемого и делается заключение: «отсутствие риска суицида», «высокий риск суицида» (требуется особое внимание) или «очень высокий риск суицида» (требуется формирование антисуицидальных факторов). Результаты, полученные по остальным номинациям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
С использованием методики суицидального риска у детей А.А. Кучера и В.П. Костюкевича (Кучер А.А., Костюкевич В.П., 2001) было протестировано 15 классов с 7 по 11 (всего 375 человек). Выявленная «группа суицидального риска» составила 29 человек.
На следующем этапе проведения исследования по определению социально-психологических факторов суицидального риска у подростков «группы риска» проводилась диагностика еще по двум методикам, выявляющим психологические детерминанты риска суицида: модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста и «Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной.
Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста (Алимова М.А., 2014, с. 97-99).
Методика используется для выявления состояний тревожности, фрустрации, ригидности и агрессивности подростка, влияющих на формирование суицидальных наклонностей. Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Каждому испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием 40 предложений и оценить выраженность у себя данного симптома. Ели утверждение испытуемому подходит, то отмечается цифра 2; если не совсем подходит - цифру 1; если не подходит – 0. При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» - 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - 10.
При обработке результаты по шкалам могут быть переведены из метрической в ранговую шкалу:
Например «тревожность»:
0-7 баллов – тревожность отсутствует;
8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;
15-20 баллов – высокая тревожность.
«Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной (Алимова М.А., 2014, с. 94).
Опросник выявляет глубину переживания одиночества. Испытуемому предлагается ответить на 12 вопросов. На каждый вопрос можно выбрать один из вариантов ответов: а) всегда; б) часто; в) иногда; г) никогда.
Обработка результатов состоит в том, что ответам испытуемого приписываются следующие баллы: всегда - 4, часто - 3, иногда - 2, никогда - 1. Далее суммируются баллы по 12 вопросам. Максимальный балл, который может набрать испытуемый – 14, минимальный – 12.
Ключ для измерения выраженности одиночества:
12-16 баллов - человек не переживает сейчас одиночество;
17-27 баллов - неглубокое переживание возможного одиночества;
28-38 - глубокое переживание актуального одиночества;
39-48 - очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это состояние.
Эмпирическое исследование факторов риска суицида в подростковом возрасте проводилось в три этапа:
1этап - Выявление и анализ результатов «группы риска» (по методике выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)).
2 этап – Провести исследование социально-психологических факторов суицидального риска в подростковом возрасте.
3 этап – С учетом выявленных социально-психологических факторов суицидального риска разработать программу профилактики суицидального риска в подростковом возрасте.
Этап 1 Выявление и анализ результатов «группы риска» (по методике выявления суицидального риска у детей(А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)).
В соответствии с алгоритмом методики «Выявления суицидального риска у детей» были обработаны результаты 375 учащихся 8-11 классов и выделили группу риска (29 человек), а так же выявили возможные социально-психологические детерминанты, влияющие на состояние психологического дискомфорта подростка.
Было выявлено, что в «группе риска» оказалось 29 учащихся (20 – девочек и 9 мальчиков) – рис.1
Рис. 1 . Гендерный состав "группы риска"
Данный гендерный состав «группы риска» (с доминированием девочек) подтверждает предположение ряда ученых о том, что у девочек подросткового и младшего юношеского возраста риск суицидальных мыслей и намерений выше, чем у мальчиков. Однако, по мнению ученых, риск завершенных суицидов выше у мальчиков.
Далее охарактеризуем выделенную «группу риска» с точки зрения уровня суицидального риска. Авторы методики «Выявления суицидального риска у детей» выделяют два уровня суицидального риска: высокий и очень высокий. Из рисунка 2 видно, что в «группе риска» у 59% детей высокий уровень риска суицида и у 41 % - очень высокий.
Рис. 2. Уровень суицидального риска в "группе риска"
Далее охарактеризуем состав социально-психологических детерминант в «группе риска».
Рис. 3. Состав социально-психологических детерминант в "группе риска" (методика выявления суицидального риска у детей
(А.А. Кучер, В.П. Костюкевич))
Из рисунка 3 видно, что наибольший «вклад» в суицидальный риск у учащихся вносят показатели: «отношения с окружающими», «потеря смысла жизни», «чувство неполноценности, ущербности».
Была проанализирована взаимосвязь возрастных особенностей и результатов показателей социально-психологических детерминант «группы риска». Как видно из результатов корреляционной обработки с использованием коэффициента корреляции Спирмена на основе компьютерной программы SPSS 13.0 for Windows не существует значимых взаимосвязей между возрастом и социально-психологическими детерминантами риска суицида. То есть, по указанным данным в любом возрасте от 13-17 лет могут возникнуть любые проблемы: алкоголь наркотики, несчастная любовь и т.д. чрезвычайно стрессогенные для ребенка.
В заключение анализа результатов «группы риска» было проанализировано существование гендерных особенностей социально-психологических детерминант суицидального риска. Для обработки был использован U-критерий Манна-Уитни на основе компьютерной программы SPSS 13.0 for Windows. Результаты обработки представлены в таблице 1.
Таблица 1
Значимые различия в показателях социально-психологических детерминант суицидального риска у мальчиков (1) и девочек(2).
Показатели |
Средний ранг мальчиков 1 |
Средний ранг девочек 2 |
U - критерий |
р - уровень |
Противоправные действия |
17,22 |
14,00 |
70,000 |
,032 |
Потеря смысла жизни |
11,00 |
16,80 |
54,000 |
,029 |
Риск суицида |
10,61 |
16,98 |
50,5 |
0,32 |
Из таблицы 1 видно, что в ряду детерминант суицидального риска у мальчиков значительно чаще встречаются противоправные действия (средний ранг мальчиков - 17,22; средний ранг девочек - 14,00), а у девочек – потеря смысла жизни (средний ранг мальчиков – 11,00; средний ранг девочек – 16,80).
Значимые различия между мальчиками и девочками существуют и по выраженности риска суицида. У девочек риск суицида выше (средний ранг мальчиков – 10, 61; средний ранг девочек – 16,98). Этот результат согласуется с данными ряда исследователей (С.Г. Смидович, Н.В. Конончук).
Этап 2. Исследование социально-психологических факторов суицидального риска в подростковом возрасте
Кроме уже рассмотренных выше результатов методики выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)было предъявлено испытуемым методики выявляющие ряд личностных качеств, отмеченных в литературном обзоре: тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность, субъективное чувство одиночества.
Анализ результатов личностной тревожности (опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности») показал следующее: 59% испытуемых имеют низкий уровень тревожности, 31% - средний и 10% - низкий (Рисунок 4).
Рис. 4. Анализ выраженности тревожности в "группе риска" (опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста)
Анализ результатов фрустрации (опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности») показал следующее: 48% испытуемых имеют низкий уровень фрустрации, 48% - средний и 4% - высокий (Рисунок 5).
Рис. 5. Анализ выраженности фрустрации в "группе риска" (опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста)
Анализ результатов агрессивности (опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности») показал следующее: 28% испытуемых имеют низкий уровень агрессивности, 55% - средний и 17% - высокий (Рисунок 6).
Рис. 6. Анализ выраженности агрессивности в "группе риска" (опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста)
Анализ результатов ригидности (опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности») показал следующее: 10% испытуемых имеют низкий уровень ригидности, 83% - средний и 7% - высокий (Рисунок 7).
Рис. 7. Анализ выраженности ригидности в "группе риска" (опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста)
И в заключение анализа результатов диагностических методик представим обработку по опроснику «Одиночество» (автор С.Г. Корчагиной). Опросник выявляет глубину переживания одиночества подростка. Из рисунка 8 видно, что в «группе риска» нет детей, у которых отсутствует переживание одиночества, у 79% детей «группы риска» - неглубокое переживание одиночества, у 21% - глубокое и 0% - очень глубокое переживание одиночества.
Рис. 8. Анализ выраженности переживания одиночества в "группе риска" (опросник "Одиночество" С.Г.Корчагиной).
С помощью компьютерной программы SPSS 13.0 for Windows проведен факторный анализ социально-психологических детерминант суицидального риска подростков. Для проведения факторного анализа с целью определения структуры взаимосвязей переменных были преобразованы результаты переменных, полученных с помощью методик в ранги. Результаты факторного анализа отражены в Таблице 2.
Таблица 2
Факторное отображение структуры социально-психологических детерминант суицидального риска подростков
Показатели |
Факторы |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Риск суицида |
,131 |
,670 |
,247 |
|||
Алкоголь, наркотики |
,397 |
-,121 |
||||
Несчастная любовь |
-,204 |
,193 |
-,210 |
-,165 |
||
Противоправные действия |
,544 |
-,123 |
-,236 |
|||
Деньги и проблемы с ними |
-,560 |
,215 |
||||
Семейные неурядицы |
-,100 |
,151 |
-,133 |
,968 |
-,107 |
|
Потеря смысла жизни |
,829 |
-,256 |
-,250 |
|||
Чувство неполноценности |
-,397 |
,649 |
-,460 |
-,307 |
-,136 |
,309 |
Школьн. пробл., выбор пути |
,173 |
-,136 |
-,278 |
,570 |
||
Отношения с окружающими |
,441 |
,285 |
,129 |
|||
Тревожность |
,671 |
,396 |
,474 |
-,173 |
,135 |
,323 |
Фрустрация |
,762 |
,346 |
,183 |
,138 |
||
Агрессивность |
,987 |
|||||
Ригидность |
,679 |
-,208 |
||||
Одиночество |
,263 |
,613 |
*Жирным шрифтом выделены наибольшие факторные нагрузки.
В «группе риска» шесть факторов объясняют 72,137 % дисперсии.
Фактор 1 назван «потеря смысла жизни».
Он наиболее значимым образом связан со следующими переменными (в скобках приведены значения факторной нагрузки каждой из них): «потеря смысл жизни»» (0,829), «тревожность» (0, 671), «фрустрация» (0,762).
Таким образом, первым фактором риска суицида подростка является неспособность справиться с теми социальными задачами, которые ставит перед ним жизнь. При интерпретации данного фактора необходимо вспомнить изложенные в параграфе 1.1 концепции Э.Эриксона и В. Франкла.
Согласно концепции Э.Эриксона в подростковом возрасте актуализируются сложнейшие проблемы поиска своего места в мире взрослых и сверстников, профессионального и морально-этического выбора. Для любого подростка разрешение этих проблем является сложной задачей в силу отсутствия опыта, эмоциональной лабильности, «ловушек» и соблазнов в виде наркотиков, алкоголя, деструктитвных сект, секса. Особенно драматична эта ситуации для подростков не толерантных к неопределенности, тревожных, абсолютно не способных самостоятельно решать ситуации фрустрации потребностей.
Утрата жизненных перспектив, по мысли Франкла, ведет к состоянию ноогенной или экзистенциальной фрустрации. Ноогенная фрустрация при определенной ситуации может привести к депрессии, неврозу или суициду.
Фактор 2 назван «чувство неполноценности».
Он наиболее значимым образом связан со следующими переменными (в скобках приведены значения факторной нагрузки каждой из них): «чувство неполноценности» (0, 649), «риск суицида» (0, 670), «деньги и проблемы с ними» (- 0,560).
Таким образом, субъективное ощущение собственной ущербности, отставания или отличия по каким-то параметрам от других сверстников является наиболее значимым фактором риска суицида у подростков. Мальчики переживают по поводу роста и физического отставания, девочки – по поводу полноты и нарядов. И те, и другие озабочены поиском друга противоположного пола. Перфекционисты – отличники переживают свое отличие от одноклассников, а «двоечники» - свою неспособность учиться лучше и т.д. Напомним, что при анализе состава социально-психологических детерминант в «группе риска» по тесту А.А. Кучера и В.П. Костюкевич было выявлено, что наибольший «вклад» в суицидальный риск у учащихся вносят факторы: «потеря смысла жизни» (24%) и «чувство неполноценности, ущербности» (27%).
При этом интересно, что в данном факторе наблюдается отрицательная взаимосвязь показателей «чувство неполноценности», «риск суицида» и «деньги и проблемы с ними». Это означает, что для подростков в указанной выборке проблемы ущербности в чем-то не связаны с деньгами, достатком в семье. Необходимо заметить, что школа, в которой проводилось исследование, находится в ближнем Подмосковье, родители имеют возможность неплохо зарабатывать, семьи в основном полные (много семей военных).
Психологическая литература справедливо позиционирует тот факт, что чувство неполноценности тесно связано с низкой самооценкой человека. А.А. Реан считает, что самооценка в значительной мере является регулятором поведения субъекта, определяет социальную адаптацию личности. Адекватный уровень самооценки коррелирует у подростка с самокритичностью, уверенностью в себе, хорошей стабильной успеваемостью, высоким общественным статусом, активной жизненной позицией. Подростки с сильно завышенной самооценкой проявляют определенную ограниченность в интересах и большую направленность на малосодержательное общение. Подростки с низкой самооценкойчасто подвержены депрессиям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным состояниям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем трансформируется в низкую самооценку [12].
Фактор 3 назван «личностная ригидность».
Он наиболее значимым образом связан со следующими переменными (в скобках приведены значения факторной нагрузки каждой из них): «ригидность» (0, 679), «противоправные действия» (0, 544).
В психологических исследованиях ригидность личности характеризуется, как отсутствие способности гибко приспосабливаться к изменившимся условиям жизни, «застревание» на определенных аффективных проявлениях, фиксация на объектах и их эмоциональной значимости. Выявление взаимосвязи личностной ригидности и противоправной направленности у подростков не случайно. Отсутствие гибкости, критичности мышления у подростка быстро приводит его к прочному формированию выше обозначенных зависимостей, а те в свою очередь – к совершению противоправных действий. Г. Крейг отмечает так же роль средств массовой информации в формировании готовности к совершению противоправных действий у тинэйджеров. Некритичное восприятие поведения «крутых» киногероев может вызвать у подростков подражательное асоциальное поведение [8].
Фактор 4 назван «личностная агрессивность».
Он наиболее значимым образом связан со следующими переменными (в скобках приведены значения факторной нагрузки каждой из них): «агрессивность» (0, 987).
Исследования Н.В. Говорина, А.В. Сахарова, В. Фокс, А.Г.Амбрумовой позиционируют личностную агрессивность как одну из главных психических детерминант суицидального поведения. А.Г.Амбрумова считает, что между аутоагрессивными и агрессивными тенденциями личности имеется генетическая связь и принцип "клапанного" взаимодействия.
Фактор 5 назван «семейные неурядицы».
Он наиболее значимым образом связан со следующими переменными (в скобках приведены значения факторной нагрузки каждой из них): «семейные неурядицы» (0, 968).
О роли семьи в формировании аутоагрессивного поведения говорится во всех работах, посвященных теме суицидов: А.Ф. Кони, А. Адлера, К. Хорни, А.Г. Амбрумовой и др.
О.В. Вихристюк отмечает факторы семейного неблагополучия, способные привести подростка к мыслям о суициде: физическое и психическое насилие в семье над ребенком, частые конфликты между родителями, родителями и детьми, враждебное отношение родителей к ребенку, развод родителей, ранняя смерть родителей, неадекватное отношение родителей к повзрослевшему ребенку [6].
Фактор 6 назван «подростковое одиночество».
Он наиболее значимым образом связан со следующими переменными (в скобках приведены значения факторной нагрузки каждой из них): «одиночество» (0, 613), «школьные проблемы» (0, 570).
Опасные последствия подросткового одиночества обсуждались в главе 1.3. По мнению исследователей, причинами одиночества являются низкая самооценка, застенчивость, интроверсия, внутренняя конфликтность, низкий уровень коммуникативной компетентности, неразвитость рефлексивных способностей и умений [15].
Школьные психологи бьют тревогу. При наличии ведущей потребности в межличностном общении, современные подростки разучились общаться. Интернет в каждом смартфоне школьника заменяет им реальное общение. Вне школы - бесконечные домашние задания и опять Интернет.
Практически отсутствует общение у старшеклассников с родителями. Многие родители считают, что ребенок уже вырос и не нуждается в ласке и поддержке. А это совсем не так. Уже, начиная с 7-х классов, ребята начинают переживать по поводу ОГЭ, ЕГЭ, поступления в вуз. Таким образом, взаимосвязь одиночества со школьными проблемами (общения со сверстниками, стрессовая ситуация экзаменов) вполне понятна.
Этап 3 – Разработка программы профилактики суицидального риска в подростковом возрасте
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 8-11-х классов, показывающих в ходе диагностического обследования высокий риск суицида, а также рассчитана на систематическую работу с учителями и родителями этих обучающихся. Программа реализуется в несколько этапов:
1 этап - диагностическо-аналитический – «входящая» диагностика (по методике «Краткая многомерная шкала удовлетворённости жизнью» ).
2 этап - проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися, входящими в группу риска, индивидуальной работы с учащимися, педагогами и родителями подростков.
3 этап - оценка эффективности проводимой работы (опрос, «исходящая» диагностика по методике «Краткая многомерная шкала удовлетворённости жизнью» и анализ).
Разделы коррекционно-развивающих групповых занятий разработаны в соответствии с выявленными в эмпирическом исследовании факторами суицидального риска в подростковом возрасте: «потеря смысла жизни», «чувство неполноценности», «личностная ригидность», «личностная агрессивность», «семейные неурядицы», «одиночество». Соответственно программа содержит разделы: «Мои жизненные ориентиры», «Укрепляем уверенность в себе», «Преодолеваем личностную агрессивность и ригидность», «Учимся общаться с взрослыми и сверстниками». Гендерный состав «группы суицидального риска» может определять большее внимание в процессе проведения коррекционно-развивающих занятий к разделу «Мои жизненные ориентиры» (если в группе преобладают девочки) или к разделу «Преодолеваем личностную агрессивность и ригидность» (если в группе преобладают мальчики).
Использованные в коррекционно-развивающем блоке упражнения составлены по книгам: Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие, пер. с нем., в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 1998; Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. – Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2010; Самооценка и уверенное поведение / А. М. Корягин, Н. Ю. Бариева, Ю. Б. Кошлакова, Д. А. Боровкова. - 3-е изд., стер. М.: Академия, 2016 и др.
Методические рекомендации по проведению коррекционно-развивающих групповых занятий
Коррекционно-развивающие занятия по профилактике суицидального риска в подростковом возрасте рассчитаны на 18 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 60 минут каждое. Занятия проводятся в больших группах (до 30 человек).
Для проведения занятий необходимо помещение - класс для занятий по психологии, которое может обеспечить и работу «в кругу», и выполнение двигательных упражнений, возможность работы в удобных позах. Необходимые материалы: карандаши, фломастеры, пластилин, альбомные листы, тетради для записей.
Занятия предполагают включение в работу всех компонентов личности: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Участникам предлагается выполнить задание и упражнения, а также разыграть различные сценки из жизни. В конце каждого упражнения проводится обсуждение. Участники занятий анализируют свои реакции, чувства, проявления, делают выводы относительно своих успехов и ошибок, что позволяет им изменять свое поведение, отношение.
Структура занятий включает:
- приветствие;
- основная часть;
- рефлексия занятия;
- прощание
Организация и проведение индивидуальных консультаций с подростками «группы риска»
С каждым подростком «группы риска» психолог должен провести беседу. В начале беседы не стоит задавать прямых вопросов о душевном состоянии подростка. Ребенок лучше освоится в общении с психологом, отвечая на вопросы, касающиеся его режима дня. Во сколько ты встаешь? Кто готовит завтрак? Тебя кто-нибудь из членов семьи провожает в школу? Во сколько ты обычно приходишь домой после окончания занятий в школе? Кто тебе готовит обед? Когда ты гуляешь? Сколько времени тратишь на прогулку? С кем ты гуляешь? Сколько времени тратишь на подготовку домашних заданий? Во сколько с работы приходят твои родители? Как вы проводите время, когда вся семья собирается вместе? Эти вопросы и ответы на них позволяют конкретизировать картину жизни ребенка, его взаимоотношений с членами семьи, друзьями.
Для вступления в беседу и конкретизации информации о проблемах ребенка можно использовать «Тест незаконченных предложений» (модификация В. Михала). Тест относится к ассоциативным методикам и направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к ровесникам, учителям, своим способностям, негативным переживаниям и страхам, планам на будущее. Анализируя с подростком законченные им предложения можно получить более подробную информацию об окружении подростка и содержании его проблем.
Организация и проведение консультативно-просветительской деятельности с педагогами
Как известно, подростковый возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью, ранимостью, подростки защищаются от всего мира либо депрессией, либо негативизмом, который еще больше усиливает их слабость. Эта повышенная хрупкость связана, во-первых, с физиологическими и гормональными перестройками, во-вторых, с новой социальной и психологической ситуацией.
Именно для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с подростками, учителю необходимо знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих учеников. Поэтому после психодиагностического обследования и выявления «группы суицидального риска» проводится беседа с классным руководителем, в ходе которой обсуждаются личностные особенности каждого проблемного учащегося, даются конкретные рекомендации, обсуждается необходимость приглашения на беседу к психологу родителей.
Одним из существенных аспектов психологического просвещения учителей является ознакомление их со способами правильного общения с подростками, оказания психологической поддержки, создания в школе благоприятного психологического климата. С этой целью проводится семинар-практикум, включающий в себя рассмотрение следующих вопросов:
- особенности и трудности подросткового возраста;
- стили общения, общение в конфликте;
- стратегия и тактика построения общения с подростками;
- что должен знать учитель о подростковом суициде.
В ходе проведения семинара важно использовать активные методы работы (решение конкретных педагогических ситуаций и проблемных вопросов), т. е. работа должна носить ярко выраженную практическую направленность.
Организация и проведение консультативно-просветительской деятельности с родителями
С целью повышения психологической компетентности родителей проводятся индивидуальные консультации. Причем важно не только констатировать факт наличия или отсутствия проблем, но и разрабатывать совместно с родителями стратегию помощи ребенку.
С целью психологического просвещения родителей проводятся выступления на родительских собраниях на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Что должны знать родители о подростковом суициде», «Советы психолога по профориентации старшеклассников» и др. Важность работы с семьей подростка трудно переоценить (не случайно один из выделившихся факторов суицидального риска – «семейные неурядицы»). В некоторых школах психологи и учителя организуют постоянно действующие «Родительские гостиные», в которых регулярно обсуждают вопросы воспитания, образования, профилактики деструктивного поведения детей. Вся работа с родителями должна быть направлена на создание атмосферы сотрудничества, доверительных отношений, а в конечном итоге способствовать развитию эффективного стиля общения родителей с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Адлер А. О стремлении к превосходству. - М.: Астер-Х, 2017. – 44с.
Амбрумова А.Г., Врно Е.М., Комарова Л.Э. Суицидальное поведение в ряду других девиаций подростков // Комплексные исследования в суидологии. Сб. научных трудов, М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1986.- с.52-64.
Бабаева Ю.Д. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., "Можайск-Терра", 2000. – с. 11-39
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 1968. - 464 с.
Вагин Ю.Р. Авитальная активность: злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков / Ю.Р. Вагин; Департамент образования науки Администрации Перм. обл. Перм. гос. мед. акад. - Пермь : Изд-во ПРИПИТ, 2001 - 292 с.
Вихристюк О. В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. – 77 с.
Иванов Н.Я., Личко А.Е. «Патохарактерологический опросник для подростков»: Методическое пособие. Серия: Выпуск 10. – М.: Фолиум, 1995.- 64с.
Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей) – Изд. 2-е доп. и перераб. – Л.: «Медицина», 1985. – 416с.
Лоскучерявая Т.Д., Медведев В.П., Чернова Л.А. Нарушение пищевого поведения у подростков: Учебное пособие. – СПб.: Изд. Дом СПб МАПО, 2010. – 58с.
Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся 7–11 классов / Под ред . Вихристюк О.В. – М .: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 58 с .
Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 656 с.
Сирота Н.А, Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учебное пособие. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
Сосюкало О. Д., Большаков А. Г., Кашникова А. А. О влиянии фактора акселерации на формирование клинической картины шизофрении у подростков //Невропатология и психиатрия, 1978, т. 78, вып. 10, с. 1523—1527.
Ткач Е.Н. Личностные детерминанты одиночества современных подростков: учеб. пособие / Е.Н. Ткач. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. Гос. Ун-та, 2017. – 104с.
Трунов Д. Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога. 1996, № 4, с. 60-65.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Веасhler J. Suicides. New York: Basic Books, 1979. P. 66.
Bowlby, J. The making and breaking of affectional bonds / J. Bowlby // Tavistock.—L., 1979.
Caplan, G. Principles of Preventive Psychiatry / G. Caplan. – N.Y.: Basic Books, 1964.
Kennedy D.B. Social control, crime prevention, and the police / D.B. Kennedy // Security Journal. - 1995. - №6. - P. 163-170.
Lester, D. (1992-1993). The stigma against dying and suicidal patients: a replication of Richard Kalish’s study twenty-five years later. Omega, 26, 71-75.
Nissen G. Depression in childhood and abolescence. Triangle, 1982, vol. 21, N 2/3, p. 77—83.
Ozsvath, K. Are there any particularities of the suicidal behavior in Hungary / K. Ozsvath // Suicide : Biopsychosocial Approaches : Book of Abstracts. Athens, 1996. - P. 26.