Понятие «суицидальный риск» и «суицидальное поведение» и основные теоретические подходы к их изучению в психологии - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Понятие «суицидальный риск» и «суицидальное поведение» и основные теоретические подходы к их изучению в психологии

Пунинская Ю.Н. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Французский ученый Жан Бэшлер в монографии «Самоубийство» пишет: «Совершение самоубийства представляет собой изъятие своей жизнииз ситуации, ощущаемой индивидом как не выносимая» [21, с.66].

А.Г. Амбрумова, С.В.Бородин, А.С.Михлинназывают суицидальным поведением любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представления мио лишении себя жизни. Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидные попытки и завершенные суициды. Суицидная попытка — это целенаправленное использование средств лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения [4].

«Суицидальный риск» многие исследователи связывают с высокими показателями детерминант суицида (поведенческих, психологических, социальных). На этом оснвоаны многие тесты-опросники суицидального риска: А.Г. Шмелева в модификации Т.Н. Разуваевой (демонстративность, аффективность, социальный пессимизм, максимализм и т.д.), Г. Айзенк, (тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность), А. Бек (депрессивность), Д. X. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави (эмоциональные связи между членами семьи) и т.д.

А.А. Кучер и В.П. Костюкевич, создавая проективную методику выявления риска суицида у детей, полагали, что риск суицида связан с возникновением внутренних форм суицидального поведения: чрезмерные суицидальные мысли, представления, переживания [9].

Как считает Г.В. Старшенбаум, в Христианстве формируются самые ранние представления о суициде. Данный подход получил название «репрессивный». Неудавшихся самоубийц ссылали на каторгу, помещали в тюрьму, а покончивших с собой закапывали без креста за пределами кладбища. Религиозное мышление базируется на бережном отношении человека к дару Бога "жизни". Обычно идейный мотив самоубийств видят в стремлении чело­века отыскать и понять смысл своей жизни. Мудрые люди понимали последствия такого порядка жизни и настраивали человека на труд. Те, кто хочет трудиться, не имеют возможности жаловаться на то, что нет для них подходящего занятия, о чем любят говорить люди, занятые поиском смысла жизни [13].

Г. М. Дзедушицкий в своих поисках потенциала, предупреждающего стремление к самоубийству, пришел к выводу, что таковым является отречение от страстей: гордости, гнева, прелюбодеяния, за­висти, жадности, честолюбия. Автор отмечал, что нравственное воспитание человека заключается в сдерживании людей в пределах нравственности с помощью общественного мнения и развития у воспитуемых чувства обязательств перед близкими людьми [7].

В биологическом подходе самоубийства связывают исключительно с душевной патологией. Например, Р. Крафт-Эбинг (1908) характеризовал самоубийство как проявление вырождения человеческой природы, а А.И. Крюков и П.М. Минаков считали, что у самоубийц особое строение черепа, деформирующее мозг.

Самая известная биологическая концепция суицида принадлежит итальянскому психиатру и криминологу Чезаре Ломброзо. Самоубий­ство он объяснял наследственной анатомической дегенерацией, о чем якобы свидетельствовала особая конституция человека - стро­ение его черепа (преждевременное заращение швов, непра­вильная конфигурация, отдельные костные особенности и т.п.) [10].

И.М. Гвоздев, работая судебным патологоанатом (1889), вскрыл 1000 трупов самоубийц, но так и не обнаружил какие-то патологические особенности «молекулярного движения в головном мозге» [13].

Французский социолог и философ Давид Эмиль Дюркгейм является основоположником социологического подхода в анализе причин суицида. В данном направлении суицид охарактеризован как реакция на проблемы, связанные с отчуждением личности от референтной социальной группы. Дюркгейм пытался объяснить различный процент само­убийств социальными причинами, видя их в реальных течениях на­строений или мнений, в "наклонности к самоубийству". По Дюркгейму «наклонность к самоубийству» неодина­кова у разных народов, зависит от степени интеграции общества. Он считал, что существует принципиальное различие между социальными причинами и индивидуальными психологическими особенностями инди­видов, их "мотивами и идеями", "частными обстоятельствами" и полагал, что только первые являются детерминирующими, поскольку только они могут объяснить как изменчивость, так и постоянство социального процента самоубийств. Э. Дюркгейм классифицирует суицидальные явления на завершенный суицид, неудавшиеся попытки, и суицидальные тенденции. Первая классификация типов суицида принадлежит Дюркгейму. Он описал следующие типы самоубийств:

1. Анемическое самоубийство. Это реакция человека ни невыносимые изменения в социальном окружении (смерть близкого человека, любовная трагедия, серьезная потеря трудоспособности и т.д.)

2. Эгоистическое самоубийство. Оно может быть вызвано многочисленными проблемами и конфликтами личности с социальным окружением в силу определенных характерологических особенностей (эгоистичности, депрессивности и т.д.)

3. Альтруистическое самоубийство, побуждаемое чувством долга, храбростью личности [8].

Первый тип суицидального поведения может объяснить рост суицидальных явлений после распада СССР. Многие люди тогда ощущали незащищенность, потерю жизненных ориентиров, социально-экономический коллапс. Показательно, что в первые годы «перестройки» резкого увеличения числа самоубийств не наблюдалось. Возможно, население страны надеялось, что скоро жизнь изменится к лучшему. Но уже вначале 90-х наблюдается резкий рост статистики самоубийств. Так в 1994 г. число самоубийств выросло в 1,6 раза по сравнению с доперестроичными показателями [13].

В отношении причин самоубийств, государственный и общественный деятель юрист А. Ф. Кони указывал на развал семьи, разрушение ее внутренней гармонии и социальные причины. Они связаны с потерей надежды, обострением борьбы за существование, без­работицей. Скученность населения в городах, негативная криминальная обстановка также способствуют суицидам. Он обращал внимание на тле­творное влияние кинематографа, который вместо научно-поучительных и просветительных картин показывает методологию преступлений и сцены самоубийств, действующие заразительно на молодых людей. Культ самоубийств присущ многим произведениям литературы. Многочислен­ные ошибки в школьном и семейном воспитании способствуют формированию эгоистов. Техника развивается — этика не только стоит на месте, но часто "спадает ветхой чешуей" и уступает место зоологическим инстинктам. Сознаваемая и гнетущая человека аморальность его поступков уступа­ет место самодовлеющей аморальности. Под влиянием всех указанных условий современного общежития развивается упомянутый выше обост­ренный эгоизм, заставляющий человека оценивать все явления окружаю­щей жизни исключительно по их отношению лично к себе. Создается внутренняя пустота жизни, отрешенная от общих интересов и солидарности между людьми. Возникает отчужденность их друг от друга [5].

Итальянский психиатр, философ, педагог, доктор медицины Энрико-Агостино Морселли является автором одного из лучших статисти­ческих исследований о самоубийстве. Он провел выбор­ку 300 000 самоубийц, и не разделяет мнения, что все самоубийцы помешаны. После тщательного исследования Морселли пришел к заклю­чению, что пропорция самоубийств обнаруживает постоянное и равномерное возрастание, в общем, добровольная смерть с начала XIX столетия участилась и растет быстрее, чем население или общая смертность. В качестве одной из главных причин усиливающейся тенденции к само­убийству он указывал на тяжелые условия борьбы за существование с ее негативными последствиями. По Морселли, самоубийство - не патологическое явление, а социально-физиологическое, необходимое в жизни каждого народа, как рождение, смерть, преступление, психическое расстройство и пр. [18].

Психологический подход к проблеме суицида наиболее распространен на Западе и в американской науке. Многие психологические концепции, так или иначе, затрагивают проблему возникновение суицидальных мыслей и суицидального поведения, рассматривая возникновение личностной дезадаптации, невротического поведения, психических отклонений.

З.Фрейд, основатель психоанализа, описывал жизнь как постоянное колебание инстинктов жизни и смерти, а самоубийство как преобладание инстинкта смерти (Танатос) над инстинктом жизни (Эрос), которое выражается в агрессии, направленной против себя, или на других. Психологическое неблагополучие, неврозы человека, выражающиеся, в том числе, в агрессивном и аутоагрессивном поведении, Фрейд объяснял действием защитных механизмов личности: вытеснение, проекция, рационализация и т.д. Эти бессознательные психологические структуры помогают человеку справляться с внутренней и внешней угрозой, но при этом создают искаженную картину наших страхов, стремлений и потребностей [15].

В своей работе «Печаль и меланхолия» З.Фрейд анализирует состояние человека, реально или воображаемо потерявшего любимого человека или любой другой объект глубокой привязанности (идеал, свободу). В этой ситуации человек испытывает невыносимые страдания, теряет интерес к внешнему миру, теряет способность найти новый объект привязанности. Человек тратит огромную энергию на вытеснение навязчивых мыслей и чувств. «Супер-Эго» внушает человеку, что он недостойный, негодный и заслуживает отвержения и наказания. Эта картина морального бреда отягощается отказом от пищи, бессонницей. Именно это состояние глубокой меланхолии и энергетического истощения, по мнению З.Фрейда, может привести человека к суицидальному поведению [16].

Президент Американской ассоциации психоанализа Карл Меннингер считает, что агрессия человека толкает его не только к постоянным войнам и разграблению природных ресурсов, но и к самоуничтожению. Причины суицида могут быть разные: сознательный суицид, чтобы избавиться от невыносимой боли; бессознательное самоуничтожение в результате алкоголизма или наркомании; мученичество, когда человек, возможно, из провокационных соображений, сознательно истязает свой организм до смерти и гордится этим. 

Алкогольную и наркотическую зависимость Меннингер считает проявлением самоуничтожения, которая возникает в результате самобичевания и стремления к наказанию, половой неудовлетворенности. Некоторые формы суицида порождаются чувством ненависти, сформировавшемся в детском возрасте, когда агрессию ребенок вынужден в себе подавлять и вытеснять. Фригидность и импотенция в зрелом возрасте так же может быть проявлением саморазрушения (отказ от биологических потребностей), порожденные подсознательными страхами, самонаказанием за какие-то проступки в прошлом. Меннингер выделяет так называемое «частичное самоубийство» как проявление невротического членовредительства: склонность к травматизму, грызение ногтей, вырывание зубов и т.д. [11].

В книге «Война с самим собой» Меннингер особо затрагивает проблему аскетов и мучеников: «...система воспитания и образования в какой-то мере прививают человеку аскетические навыки, которые проявляются в бескорыстном и самоотверженном служении обществу и заботе о собственных детях. ...В отличие от рядового члена общества, "хронический самоубийца" руководствуется внутренней потребностью жертвовать собой. То, что на первый взгляд воспринимается, как законное стремление увековечить свое имя, на поверку оказывается замаскированным проявлением деструктивных сил» [11, с. 153].

Проанализировав ряд примеров самоубийств, К.Меннингер делает следующие выводы:

1. Не следует обвинять только судьбу и окружающий мир в деструктивности. Разрушительные силы заложены в самом человеке (концепция З.Фрейда).

2. Деструктивные и конструктивные силы с рождением, ростом и жизненным опытом меняют свою направленность. Изначально человек, взаимодействуя с внешним миром, направляет агрессивность, обусловленную эротическими побуждениями на внешний мир.

Барьеры, препятствующие внешним проявления агрессивности, приводят к тому, что деструктивные силы разворачиваются в сторону своего источника и уничтожают самого человека.

3. Если конструктивные силы не смогли противостоять деструктивным, возможен трагический исход, самоубийство. 

4. Существуют три источника, приводящие человека к трагедии. 1) побуждения, заложенные в природной агрессивности, проявляющиеся как желание убить; 2) побуждения, трансформированные сознанием в стремление быть убитым; 3) стечение обстоятельств, когда примитивные инстинкты саморазрушения и желание убить проявляются во взаимодействии с более сложными мотивировками, что значительно усиливает тенденцию к самоуничтожению.

5. Анализируя причины самоубийств нельзя не учитывать социальные факторы: национальные традиции, общественное мнение, влияние семьи. Человек, лишенный в семье любви теряет способность к позитивному восприятию реальности. Для таких людей самоубийство - не более чем возврат «на землю обетованную».

6. Самоубийство не всегда является результатом наследственного неблагополучия, поэтому необходимо изучать различные факторы аутоагрессии и искать эффективные методы лечения [11].

А. Адлер стремился создать практическую психологию и поэтому много внимания уделял объяснению причин возникновения неврозов у человека и разработке их терапии. Адлер считал, что невроз характеризуется разной симптоматикой: тревогой, страхами, мыслями о смерти. Согласно концепции Адлера, невротические отклонения появляются у людей с чрезмерным стремлением к превосходству, порожденным глубоким непреодоленным чувством неполноценности. Невротические проявления возникают как результат неблагоприятных ситуаций в детском возрасте: неполноценности, гиперопеки или пренебрежению со стороны родителей. Каждая из трех ситуаций детства приводит к развитию невротического стиля жизни, характеризующегося не реалистичностью, отсутствием социального интереса, эгоцентризмом [2].

По мнению Адлера человек, характеризующийся невротическим стилем жизни, стремится к эгоцентрическим целям, испытывая неуверенность в себе, тревожность, неустойчивую самооценку. Рано или поздно данный стиль жизни приводит человека к столкновению с интересами других людей в разных сферах жизни: дружбе, любви, работе. Защитные механизмы личности в этой ситуации находят неадекватный выход из ситуации, еще более усугубляя невротические проявления: агрессию, чувство превосходство и исключительности.

Представления Адлера о лечении неврозов формируются на основе выявленных характеристик невротических проявлений. Адлер считает, что необходимо проводить терапию в трех основных направлениях:

1. Определение ложных суждений о других и себе.

2. Коррекция ложных жизненных целей.

3. Определение и развитие новых целей жизни в русле концепции социального интереса, полностью реализующие личностный потенциал [1], [2] .

Американский психолог Э. Эриксон является представителем направления эго - психологии. Концепцию формирования личности Эриксона называют психосоциальной. Концепция исходит из того, что человек приобретает компетенции, необходимые для адаптации в социуме, состав компетенций расширяется с ростом человека. Подобно З.Фрейду Эриксон считает, что периоды в развитии человека генетически детерминированы, порядок их формирования идентичен в разных культурах. Но генетический, личностный и социальный аспекты развития тесно переплетаются и выделяются только для удобства изучения и анализа. Центральное понятие в концепции Э. Эриксона — понятие идентичность. Идентичность – это отождествление себя индивидом с различными социальными группами: религиозными, этническими, профессиональными [20].

Человек в своем развитии проходит восемь стадий. На каждой стадии ему приходится решать определенные социальные, формировать свою эго-идентичность, выходить из кризисных ситуаций. Из кризиса человек может выйти адаптированным, внутренне гармоничным или ослабленным, не адаптивным и дисгармоничным. Последнее может сформировать в сознании личности базовое недоверие к миру, чувство вины, суицидальные мысли [20].

Эриксон много внимание в своих исследованиях уделял развитию в подростковом и юношеском возрасте. Перед молодёжью, как считает Эриксон, встает два жизненных вопроса: «Кто я?» и «Как найти свое место в мире взрос­лых?». Общество предоставляет молодым людям широкий выбор социальных, профессиональных и морально-этических выборов. Сложность выбора усугубляется психофизиологическими особенностями подросткового возраста. Интенсивное физическое развитие, субъективное ощущение взрослости сочетается у подростков с отсутствием жизненного опыта, зависимостью от родителей в процессе учебы.

Серьезным испытанием для подростка является и определение своего места в сообществе сверстников. Отношения с группой значимых сверстников для подростка становятся важнее, чем влияние родителей и педагогов. Э.Эриксон предположил, что одной из главных причин суицидальных мыслей и поступков подростков является восприятие себя «чужим» в подростковой группе, чувство отверженности и одиночества. Эриксон считал, что формирование подростковых групп, единообразие телодвижений и мимики, одежды, присутствующее в группах подростков, является защитной реакцией на неопределенность, запутанность идентичности. Идентификация с разными подростковыми течениями обеспечивает ребенку реализацию поисковой активности в направлении новых социальных, идеологических, политических, экономических систем. Таким образом, по мнению Эриксона, подросток ищет свою идентичность, индивидуальность.

Мотивы употребления наркотиков подростка могут быть разными: поиск новых ощущений, любопытство, желание быть принятым подростковым сообществом, лекарство от стресса, увлечение философскими течениями, бунт против авторитетов и т.д. В рамках концепции Эриксона поиска своей идентичности, молодые люди начинают употреблять алкоголь и наркотики «нащупывая» границы своего «Я» [18].

Карен Хорни считала причиной возникновения невротических состояний личности и дальнейшей дезадаптации человека отношения между ребенком и родителями. Справедливо отмечая, что для детства самыми главными являются потребность в безопасности и потребностьв удовлетворении  биологических нужд ребенка в пище, сне и т.д., Хорни считала, что если родители не удовлетворяют данные потребности в достаточной степени возможно патологическое развитие ребенка. Потребность в безопасности может быть фрустрирована проявлением поведения родителей: оказание предпочтения братьям и сестрам ребенка, насмешками, невыполнением обещаний, чрезмерной опекой. В результате ребенок оказывается в ситуации, когда он зависит от родителей, но при этом испытывает к ним чувство обиды, враждебности. Результатом данного внутри личностного конфликта является нарушение ощущения любви и безопасности в своей семье, личностная тревожность.

К. Хорни говорит о том, что у ребенка формируется базальная тревога, проявляющаяся как чувство одиночества и беспомощности перед окружающим миром. Подавленные чувства враждебности к родителям, личностная тревожность влияют на взаимоотношения с окружающими людьми, как в детстве, так и во взрослом состоянии человека. При определенных обстоятельствах, во взаимоотношениях с людьми у невротической личности возникает острая дезадаптация, ощущение безвыходности положения и собственная смерть становится способом решения проблемы или мести [17], [18].

Используя представление о потребностях Г. Мюррея, Э. Шнейдман выделяет несколько групп человеческих потребностей, фрустрация которых может привести к самоубийству:

1. Фрустрированные потребности в принятии и любви.

2. Неудовлетворенные потребности в достижении и автономии в случае нарушения предсказуемости и контроля за ситуациями жизни.

3. Фрустрация потребности в привязанности в ситуации поражения, унижения или позора, а так же потери близкого человека.

4. Неудовлетворенная потребность в доминировании, вызывающая ярость, враждебность, самоагрессию [19].

Представитель экзистенциального направления в психологии В.Франкл объясняет суицидальные мысли и поведение как стремление человека к смыслу своего существования. Он пишет, что « … даже самоубийца верит в смысл – если не жизни, то смерти» [14, с. 236].

Утрата жизненных перспектив, по мысли Франкла, ведет к состоянию так называемой экзистенциальной фрустрации. Экзистенциальная фрустрация при определенной ситуации может привести к депрессии, неврозу или суициду. В. Франкл видит смысл существования в реализации трех групп ценностей: ценностей творчества, ценностей отношения и ценностей переживания. Ценности творчества могут быть реализованы только в труде, в поиске творческих решений и являются наиболее значимыми в жизни личности. Ценности переживания, осуществляемые посредством созерцания красоты, восприятия искусства, любови к близким. Но бывают в жизни человека обстоятельства, при которых не могут быть реализованы ни ценности переживания, ни творческие ценности. Например, неизлечимая болезнь обрекает человека на мучения. Тогда ценности отношения помогают человеку обрести смысл в принятии страданий и стремлении переносить их достойно. По результатам исследований Франкла 83% опрошенных считают, что человек нуждается в том, ради чего нужно жить, и 61 % отметили, что в их настоящей жизни есть ради чего или кого они были даже готовы умереть [14].

С.Гроф своей оригинальной концепцией базовых перина­тальных матриц предложил новый взгляд на происхождение суицидального феномена. Основываясь на матери­алах психоделических исследований и работе с глубинными переживаниями, он показал, что все тенденции к самоубийству можно представить в виде двух отдельных категорий.

Для первой, соответ­ствующей ненасильственному самоубийству, применяются токсические дозы снотворных или транквилизаторов, вдыха­ние угарного газа, утопление, вскрытие вен в теплой воде, замерза­ние в снегу. Ненасильственный суицид отражает общую тенденцию снижения интенсивности болезненных эмоциональных и физичес­ких раздражителей.

Вторую категорию - насильственный суицидотличают смерть под колесами поезда, в турбине гидроэлектрос­танции, перерезание шеи, выстрел в голову, закалывание себя ножом, прыжок с какой-либо высоты головой вниз и т.п. Суицидентов этого типа характеризует стремление усилить напряже­ние и страдание, довести их до кульминационной точки и затем достичь освобождения в контексте взрывного разряжения разруши­тельных импульсов и в окружении различного рода биологических веществ. По мнению С.Грофа, в специфическом выборе средства насильственного самоубийства проглядывает непереносимость когнитивно-эмоционального диссонанса [6].

Классические теории невротической личности можно дополнить современными концепциями суицидального поведения.

Дж. Каплан выдвигает концепцию психологического кризиса. Согласно данной концепции суицидальные намерения у человека могут возникнуть в результате возникновения препятствий на пути достижения человеком жизненно важных целей, которые человек воспринимает как непреодолимые. Автор выделяет кризисы созревания (эволюционные), связанные с прохождением определенных этапов: подростковый этап, выбор и получение профессии, создание семьи, появление детей, смена работы, болезнь или смерть родного человека, выход на пенсию. Второй тип кризисов – ситуационные. Это может быть увольнение с работы, значительные для индивида финансовые потери, несчастный случай, супружеская измена и т.д. Структурными элементами кризиса являются:

1. Кризисное событие.

2. Неудовлетворенная потребность.

3. Недостаточное количество информации для решения проблемы в распоряжении индивида в данный момент времени. Дефицит информации может характеризоваться по субъективному или объективному признаку.

Продолжительность психологического кризиса чаще всего составляет 1-6 недель. За это время человек может найти решение трудной жизненной проблемы, либо он будет испытывать депрессию и состояние безысходности, что в свою очередь потенциально может привести к суициду [22].

Современные психологи и психиатры

Интегративный, комплексный подход к анализу суицидального поведения предлагают. Активную работу по изучению детерминант суицида проводит Федеральный научно-методический центр суицидологии РФ.

Профессор А. Г. Амбрумова разработала концепцию, которая подтверждена многолетними исследованиями. Данная концепция определяет суицид как социально-психологическую потерю адаптации личности в условиях переживаемого конфликта. У человека с психической патологией такая дезадаптация будет приводить к характерным для клинической психиатрии реакциям и состояниям. У психически здорового человека суицидальное поведение возникает на почве серьезных социально-психологических проблем: слабой социализации и морально-нравственного воспитания, потери близких людей, сложных для субъекта стрессовых ситуаций [3].

Таким образом, анализ основных подходов к суицидальному риску в психологической науке, позволяет сделать следующие выводы:

имеются психологические концепции, позиционирующие генетические, психологические и социальные аспекты суицида. Многие исследователи подчеркивают исключитель­ную роль воспитания в формировании социально адаптивной или невротической личности.

2) суицидальное поведение – это внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Риск суицида – это, прежде всего, чрезмерные суицидальные мысли, которые при неблагоприятных условиях могут быть реализованы в суицидальном поступке.

CПИCОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИCТОЧНИКОВ:

Адлер А. О стремлении к превосходству. - М.: Астер-Х, 2017. – 44с.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов, учителей.– М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 214 с.

Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии. - М., 1978. - с. 6-28.

Амбрумова, А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С.. Предупреждение самоубийств. – М., 1980. -164с.

Бойко И. Б. Самоубийство и его предупреждение. – Рязань: Стиль, 1997. – 304с.

Гроф С. За пределами мозга.- М.: Институт трансперсональной психологии, К. Кравчука, АСТ, 2005. – 504 с.

Дзедушицкий Г. М. Самоубийство.- Киев: тип. Федорова, 1877.- 151 с.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994.- 399с.

Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2001.- №3.- с. 32-39.

Ломброзо. Ч. Преступление; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты. - М.: ИНФРА-М, 2004 - 313 с.

Меннингер К. Война с самим собой. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.- 480с.

Миронова О. И. Методологические подходы и принципы изучения вынужденных контактов в межличностном взаимодействии//Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сб. науч. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. -Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. -С. 231-233.

Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. - М.: Когито-Центр, 2005.- 376с.

Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – СПб.: Речь, 2000. – 286с.

Фрейд З. Введение в психоанализ. - М: АСТ, 2017. – 544с.

Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Суицидология: прошлое и настоя¬щее. — М., 2001. – 211-231.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический проект, 2006. - 208с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - Спб.: Питер, 2000. – 608с.

Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы. - М. Смысл, 2001. – 315с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2006. – 352 с.

Веасhler J. Suiсides. New Yоrk: Bаsiс Bооks, 1979. P. 66.

Bоwlby, J. The mаking аnd breаking оf аffeсtiоnаl bоnds / J. Bоwlby // Tаvistосk.—L., 1979.

Просмотров работы: 285