ПРОБЛЕМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕОМЕТРИИ ИЗ МАТЕРИАЛОВ ОГЭ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕОМЕТРИИ ИЗ МАТЕРИАЛОВ ОГЭ

Гузенко Е.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Известно, что основные трудности при изучении математики в школе возникают в ходе изучения геометрии. Сегодняшнее состояние общества и математического образования в школе не является таким благоприятным, как раньше. Даже у хороших учеников решение задач по геометрии часто сводится к простому перебору формул, в надежде, что какая-нибудь из них подойдёт. Затруднения вызывают задачи, в которых для решения требуется выполнить дополнительные построения, применить свои знания к решению практических задач.

Можно с уверенностью сказать, что для успешного решения геометрических задач необходимо свободно владеть всем теоретическим материалом. Но и при хорошем знании теории не всегда можно определить способ решения. На ОГЭ по математике в основном предлагаются геометрические задачи на вычисление и на доказательство. В задачах на вычисление требуется, как правило, использовать известные теоремы и формулы.

За последние два года, в Ивановской области статистика показывает следующие результаты выполнения заданий по геометрии из материалов ОГЭ.

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Средний процент выполнения по региону

9.

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и

векторами

31,9%

10.

61,2%

11.

50,6%

12.

88,6%

13.

Проводить доказательные рассуждения при

решении задач, оценивать логическую

правильность рассуждений, распознавать

ошибочные заключения

61,6%

17.

Описывать реальные ситуации на языке

геометрии, исследовать построенные модели

с использованием геометрических понятий и

теорем, решать практические задачи,

связанные с нахождением геометрических

величин

73,6%

24.

Уметь выполнять действия с

геометрическими фигурами, координатами и

векторами

4,6%

25.

Проводить доказательные рассуждения при

решении задач, оценивать логическую

правильность рассуждений, распознавать

ошибочные заключения

3,2%

Приведем несколько видов геометрических задач из материалов ОГЭ и причин, вызывающих у обучающихся затруднения в процессе их решения.

В угол C величиной 133° вписана окружность, которая касается сторон угла в точках A и B, точка O - центр окружности (см. рис.1). Найдите угол AOB. Ответ дайте в градусах.

Рис.1

Большинство учащихся при решении данной задачи забывают тот факт, что касательная к окружности перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания. Теорема об этом изучается в 8 классе школьного курса геометрии.

Окружность вписана в квадрат (см. рис.2). Найдите площадь квадрата.

Рис.2

Задача такого типа не представляет собой особых трудностей при решении, но даже и здесь некоторые выпускники, зная о том, что радиус составляет половину диаметра, не видят, что диаметр совпадает со стороной квадрата.

Площадь параллелограмма ABCD равна 104. Точка E — середина сто­роны AB. Найдите площадь трапеции EBCD (см. рис.2)

Рис.3

Сложность этой задачи заключается в том, что учащиеся привыкли видеть трапецию в ином виде, когда параллельные основания находятся вверху и внизу. Здесь же трапеция развернута, поэтому для выпускников подобная ситуация не совсем привычна.

Основания трапеции равны 1 и 11. Найдите бóльший из отрезков, на которые делит среднюю линию этой трапеции одна из её диагоналей (см. рис.4)

Рис.4

Формулировка данного задания вводит учащихся в заблуждение тем, что известно данных больше, чем используется при решении. Достаточно здесь заметить, что средняя линия трапеции совпадает со средней линией треугольника. В решении остается найти среднюю линию треугольника, используя одно нижнее основание.

Найдите тангенс угла АОВ, изображённого на рисунке 5.

Рис.5

Здесь некоторые учащиеся забывают о дополнительном построении. Необходимо от точки В опустить перпендикуляр на луч ОА и получить прямоугольный треугольник. Вспомнить, что тангенс угла равен отношению противолежащего катета к прилежащему катету, а катеты посчитать по клеткам.

Анализируя данную ситуацию, можно сделать вывод, что в простых формулировках задач, даже неслабые ученики испытывают трудности. В большинстве случаев при изменении формулировки условия задачи, выпускники путаются, пугаются, не могут найти правильный подход к решению.

Исходя из этого можно составить ряд рекомендаций:

Активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Тренировочные тесты проводить по каждой теме с жестким ограничением времени.

Использовать различные формы заданий, обеспечивая разнообразие формулировок и приучая учащихся к пониманию сути задания, которая может выражаться по- разному.

После каждого тематического блока проводить теоретический зачет. Зачета должен быть не в виде фронтального опроса в классе, а в виде заданий, приближенных к заданиям из экзамена. Так, например, из приведенных утверждений выбрать верное/неверное; закончить фразу или вставить пропущенные слова.

На каждом уроке в качестве разминки включать типичные экзаменационные задачи.

Положительный эффект даст постоянное упоминание о достижениях великих математиков, рассказы о потрясающих и интересных фактах этой науки.

Таким образом необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом и успешно сдали экзамен. Подготовка учащихся к ОГЭ – это большой труд, но знание своего предмета, любовь к нему и к своим ученикам будут способствовать преодолению трудностей.

Просмотров работы: 365