Методические приёмы формирования профессиональных компетенций у будущих дизайнеров на практических занятиях по декоративной композиции. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Методические приёмы формирования профессиональных компетенций у будущих дизайнеров на практических занятиях по декоративной композиции.

Саруханян М.А. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня дизайнер призван выполнять одну из ключевых ролей - создавать эстетические функциональные и экономически выгодные изделия. Задача дизайнера - учесть в проектируемом изделии все - модные тенденции, потребительские предпочтения, эргонометрические требования, возможности производства, экологические рамки, эстетические потребности общества. Эта задача усложняется тем, что один и тот же товар выпускается десятками и даже сотнями различных производителей. Зачастую именно дизайн продукта определяет его конкурентоспособность. В таких условиях на первый план выходит творческая деятельность дизайнера, его способность предлагать оригинальные идеи, отклоняться в своих действиях от стереотипов.

Формирование профессиональных компетенций на занятиях по композиции декоративно-прикладного искусства будет направлена, прежде всего, на изучениепроблемы качества профессиональной подготовки специалистов. В последнее время вновь остро встает вопрос совершенствования форм обучения, поскольку совершенно очевидно, что активизация учебного процесса, направленного на подготовку конкурентоспособного специалиста в пределах отведенного времени, не может быть достигнута лишь путем рационального отбора содержания учебного материала.

Следует отметить, что для современного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, важна способность к реализации этой суммы знаний и умений в практической деятельности. Становление конкурентоспособного студента обусловлено наличием определенного компетентностного опыта, то есть обладание студентом определенной компетенцией или системой компетенций в конкретной области, а также совокупность его личностных качеств.

Формирование профессиональной компетенции студентов специализации осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные умения и навыки, которые формируются в процессе обучения, а также способность к их реализации на практике.

В большинстве случаев анализ ряда наиболее известных методических работ в области изучения основ композиции в дизайне показал важную роль композиционного анализа в процессе формирования профессиональных умений будущих дизайнеров. Однако в отечественной литературе не встречается системного изложения применения данного средства на начальном этапе обучения, при изучении основ композиции. Следовательно, существует необходимость в обобщении имеющегося опыта с целью определения области применения композиционного анализа как средства обучения. В статье раскрыты ключевые положения использования композиционного анализа, которые позволяют наиболее эффективно его применять в учебном процессе, а также обозначены профессиональные умения, формируемые у студентов-дизайнеров, что позволяет автору определить цель использования композиционного анализа как средства обучения в образовательном процессе.

Композиция в сфере искусства и литературы понимается как процесс построения, расположения элементов, которые объединены общим замыслом, с целью создания гармоничного единства.

Даже основы композиционной организации закладываются уже на начальном этапе обучения студентов-дизайнеров в курсе занятий по предмету «Композиция». В процессе обучения основам композиции студенты приобретают необходимые теоретические знания, практические умения, но, как отмечает исследователь дизайнерского творчества В.Ю. Медведев, приобретенные умения и навыки, как в учебном процессе, так и в профессиональной деятельности дизайнера далеко не всегда дополняются умением анализа композиции.

Следовательно, основу данного анализа составляет система знаний о сущности композиции, а сформированная на ее базе методика композиционного анализа должна способствовать следующим факторам:

- проведению предпроектных исследований, в том числе эффективной оценке аналогов и прототипов, которые составляют базу исследования;

- объективной оценке собственных результатов проектной деятельности на промежуточных и завершающих стадиях проекта;

- экспертной оценке продуктов дизайнерской деятельности.

Таким образом, композиционный анализ в процессе обучения основам композиции применяется педагогом в качестве коллективного, индивидуального средства обучения. Так же используется при объяснении нового материала, определении направлений эффективной работы, методов и средств решения поставленных учебных задач, для активизации внимания на наиболее частых ошибках с последующим анализом с целью их устранения.

Вместе с тем основными примерами композиционного анализа, используемыми на первых этапах обучения основам композиции, являются лучшие образцы мирового искусства в области архитектуры, скульптуры, живописи, графики, графического дизайна. В данных примерах ярко выражена идея произведения, легче выявляются законы и средства композиционной организации. Включение в работу в качестве примеров композиционного анализа изделий промышленного дизайна целесообразно производить после изучения основополагающих законов и средств композиции, при изучении пластических форм. Данное положение связано с тем, что в изделиях промышленного дизайна труднее уловить и почувствовать системную организацию композиции, которая обусловлена, в том числе художественным и функциональным решением.

Как правило, в процессе изучения основ композиционной организации необходимо опираться на следующие ключевые положения:

- при анализе основываться на понятиях композиционной теории, подходить к вопросу системно, целенаправленно, выделять в учебных целях изучаемый материал с обязательным рассмотрением его в общей структуре анализируемой композиции;

- основываться на том, что примеры композиционного анализа не должны быть образцами для подражания, они являются стимулом к творческому процессу, выявляют перспективные пути решения композиционных задач;

- словесный поэтапный анализ примеров композиционной организации в ряде случаев целесообразно дополнять композиционными схемами, которые выносятся отдельно от изучаемого примера или накладываются непосредственно на анализируемую композицию;

- применять компьютерные графические программы в процессе анализа композиционных примеров.

В процессе применения композиционного анализа у студентов формируется ряд специфических профессиональных умений. Анализ методических работ в области изучения основ композиции позволил определить наиболее важные из них:

- выявлять средства, используемые в анализируемой композиции, производить оценку влияния данных средств на общий композиционный строй;

- производить анализ композиции с целью выявления взаимосвязи формы и содержания, определять, как используемые средства и способы композиционной организации проявляют идею композиции;

- на основе анализируемой композиции составлять композиционные схемы для выявления общей динамики композиционной организации;

- подбирать и анализировать композиции, которые являются удачными примерами решения поставленных композиционных задач, выявлять на основе анализа перспективные пути решения;

- анализировать собственные начальные эскизы, выбирать оптимальные варианты композиционных решений, исходя из поставленных учебных задач;

- умение анализировать собственную композицию, критически определять удачные решения и ошибки, а также способы их устранения.

Следует отметить, что раскрытые выше ключевые аспекты применения композиционного анализа в процессе обучения основам композиции и формируемые профессиональные умения позволили определить, что целью использования композиционного анализа в учебном процессе является развитие у студентов-дизайнеров самостоятельной, основанной на знаниях теории композиции, целенаправленной, последовательной деятельности, которая заключается в разделении сложных многоэлементных композиций на отдельные части с последующим определением и уяснением того, как эти части взаимодействуют между собой и с целым, образуя единую гармоничную структуру. Данное умение в области композиционного анализа способствует глубокому постижению основ организации композиции, ее оценке, а также оценке собственных результатов учебной деятельности.

Профессиональная компетентность является целью и результатом во вновь разработанных ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки студентов в вузе. Вследствие этого в настоящее время существует социальный заказ на формирование профессиональной компетентности специалистов. Необходимость профессиональной компетентности у выпускников вуза требует и работодатель, и потребитель, и сам будущий профессионал-дизайнер.

Главную роль в постижении профессии дизайна и воспроизводстве профессиональных компетенций играет высшее профессиональное дизайн-образование, готовящее квалифицированных специалистов разных направлений дизайна. Одним из основных методов в дизайн-образовании, способствующих приобретению и усвоению студентами важнейших знаний и умений, необходимых для их дальнейшей работы в качестве специалистов-дизайнеров, является композиция. Итоговым результатом художественно-дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер объемно-пространственная композиция. В этом контексте актуальной становится проблема профессиональной подготовки студентов - будущих художников декоративно-прикладного искусства, способных проявить себя в разных сферах профессиональной деятельности. М. В. Соколов отмечает: «Важно определиться - какого специалиста мы хотим получить.

Современные образовательные стандарты направлены на формирование новой дидактико-компетентностной модели образования, призванной разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми государством, обществом, работодателем к качеству образования, и образовательными результатами.

Понятие «компетенция» - одно из ключевых в современных научных исследованиях и образовательных практиках. И. А. Зимняя считает, что компетентность - это «основанный на знаниях, интеллектуальный и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека». Ведущими компонентами профессиональной компетентности художника декоративно-прикладного искусства являются:

- мотивационно-ценностный;

- когнитивный;

- практический;

- индивидуально-психологический;

- личностный.

Следует подчеркнуть, что изменяющиеся социально - экономические условия, интенсивное развитие производительных сил, науки, техники, культуры приводят к возрастающей роли дизайнера в современном обществе.

Так же, можем отметить, что учитывая растущее значение дизайна в современном обществе, повышающийся спрос на компетентных специалистов, способных предлагать оригинальные 3 продукты и услуги, удовлетворяющие самым разнообразным пожеланиям потребителей, представляется необходимым развитие у дизайнеров творческого компонента профессиональной компетенции.

В работах Н.В.Матяш, М.Б.Павловой, М.Б.Романовской и других педагогов-исследователей отмечается большой потенциал метода проектов в развитии творческих качеств личности. В настоящее время метод проектов уже перерос рамки метода обучения, эволюционировав в «проектное обучение», которое все шире используется как в средней, так и в высшей школе. Целесообразность использования проектного обучения для развития творческого компонента профессиональной компетенции будущего дизайнера обусловлено его направленностью на решение реальных профессиональных задач, формирование качеств личности, необходимых в деятельности дизайнера, которая по сути своей является проектной.

Педагогические условия, способствующие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения:

1) сопровождение разработок проектов, в основе которых лежат реальные профессиональные проблемы, консультированием специалистами с предприятий;

2) выполнение студентами основных командных ролей с целью приобретения опыта работы в команде, выработки навыков конструктивного профессионального общения и взаимодействия;

3) использование портфолио в качестве эффективного средства оценки и самооценки творческого мышления, профессиональных навыков и индивидуального стиля студентов;

4) деятельность преподавателя, направленная на развитие творческого компонента у студентов, посредством их мотивации к решению нестандартных профессиональных задач, инициирования овладения методологией и методикой решения творческих задач, демонстрации собственного творческого подхода к разработке профессиональных проектов

Реализация предложенных педагогических условий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров дает возможность:

- стимулировать развитие творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера путем внедрения реальных профессиональных задач, позволяющих реализовать все этапы дизайнерской деятельности, применять знания, навыки на междисциплинарном уровне;

- развивать у студентов творческие способности, умения, навыки, воображение и творческое мышление в целом за счет поуровневого усложнения проектов, позволяющего планомерно переходить от репродуктивно-творческой деятельности к творческо-репродуктивной, а затем и к творческой;

- развивать способности студентов к творческой самореализации- и самооценке путем оформления портфолио;

- осуществлять профессиональный отбор преподавателей в соответствии с их способностью организовывать эффективное проектное обучение и развивать творческий компонент профессиональной компетенции у студентов.

Список литературы.

1. Абдуллина, Е.Р. Болонский процесс и формирование профессиональной компетентности/ Е.Р.Абдуллина //Сборник научных трудов СевКавГТУ, №4. -2004.

2. Абсалямова, И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности будущего дизайнера в условиях технического колледжа: 2007. -25с.

3. Белых, И. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления / И.Белых // Высшее образование в России, 2006 №11.

4. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров как академическая проблема /Ю.М.Бундина // Вестник Оренбургского государственного университета, 2006. №6. -С.212-215.

5. Гладких, В.Г. Креативность будущего дизайнера /В.Г.Гладких, О.П.Тарасова, О.Н.Шевченко // Высшее образование в России, 2009. -№3. С.131-136.

6. Под редакцией Шарлотты, Фиелл Питера дизайн XXI века; АСТ, Астрель, ОГИЗ – М., 2017 – 192 с.

7. Устин В.Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. М.: ACT: Астрель, 2009. С. 11.

8. Лесняк В.И. Основы композиции. М.: IndexMarket, 2010. 413 с.

9. Митина, Н. Маркетинг для дизайнеров интерьера, 2015. - 168с.технологии и дизайна. 2010. № 1. С. 3-14.

Просмотров работы: 118