Воспитание и обучение детей с нарушением зрения - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения

Бродникова А.Р. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Настоящая статья посвящена проблеме воспитания и обучение детей с нарушением зрения. Способность видеть, то есть ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора называется зрением. Впечатление о внешнем мире, формирование представлений о реально существующих предметах и явлениях мозг получает именно через зрение. С помощью зрения познаются существенные признаки различных объектов, таких как свет, цвет, величина, так же осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство. Оптическое восприятие осуществляется зрительным анализатором, который представляет сложную нервно рецепторную систему, реализующую восприятие и анализ зрительных раздражений. Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность обозрения окружающего мира. Структурно и функционально - это самый сложный и совершенный орган. Он взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным и слуховым анализаторами; образует с ними сложные динамические системы связей. Зрительный анализатор состоит из периферического отдела (глаза), проводникового (зрительный нерв, зрительные и подкорковые изменения) и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области). Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребёнка значительные затруднения в познании действительности, ограничиваются общественные контакты, ограничивается возможность заниматься различными видами деятельности.

Эта тема очень актуально во многих странах, а так же и в нашей стране - России. У нас более миллиона детей страдают разными заболеваниями глаз и нарушениями зрения, такие как близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей возрастает. Наша главная задача состоит в том, чтобы дети с нарушением зрения не чувствовали себя одинокими и могли общаться.

Приблизорукости - нарушение рефракции глаза выражается в том, что лучи идущие от предмета, преломляются не на сетчатки, а перед ней.

Дальнозоркость- преломление лучей, идущих от предмета, происходит позади сетчатки.

Вследствие этих отклонений на сетчатке образуются неясные, расплывчатые изображения.

Автор раскрывает близорукость у детей, ведь количество людей с таким заболеванием с каждым годом только увеличивается. Близорукость не остаётся стационарной, она может увеличиться. Это связано с нарушением санитарно-гигиенических правил учебной работы школы и дома. Прогрессирующая близорукость ухудшает состояние всего организма человека (ослабление опорно-двигательного аппарата). Воспалительные процессы глаз, инфекционные заболевания (корь, скарлатина и др.) усиливают близорукость. Поэтому необходимо иметь своевременную информацию о состоянии зрения детей [3].

Степень нарушения функции зрительного анализатора определяется понижением остроты зрения. Острота проверяется по таблицам, составленным из 10-12 видов букв и знаков. Каждый последующий ряд знаков по сравнению с предыдущим означает разницу в остроте зрения на 0,1. нормальный человек определяет знаки и буквы 10-й строки на расстоянии 5м. Если острота зрения ниже 0,1, используют счёт пальцев (острота 0,09).Если не различает ребёнок пальцев, а видит только свет, то острота зрения равна светоощущению. Если ребёнок не может отличать свет от темноты, то острота зрения равна нулю.

Следует отметить, что детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих [2].

Различают разные степени потери зрения:

- абсолютная (тотальная) слепота, при которой отсутствуют зрительные ощущения (светоощущения, цветоощущения);

- практическая слепота, при которой сохраняется светоощущение на уровне различения света от темноты или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук, контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами.

Вследствие этого особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения.

Итак, первый раз посетить офтальмолога необходимо ещё с новорождённым. С трёх до семи лет у детей развивается способность чётко видеть на разных расстояниях, так называемая аккомодация. В этот период особенно важно, чтобы у ребёнка во время занятий было хорошее освещение, чтобы он излишне не переутомлял глаза, использовал книжки с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость. Очень важно при этом обследовать детей у офтальмолога в полном объёме: проверить бинокулярные функции, цветовое зрение, определить и уточнить рефракции. Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить с помощью психологов и педагогов отклонения в развитии. Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения.

Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная энергичность таковых детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной де Подобная ситуация порождает серьёзные психологические проблемы как у детей, так и у их родителей.

Каждый взрослый человек задумывается о том, как подготовить к школе ребёнка с нарушением зрения и как дальше ему учиться в высших учебных заведениях? Сейчас практически во всех крупных городах России есть специализированные детские сады, учебно-воспитательные комплексы, ясли, сады, начальная школа, техникумы, университеты, куда врачи-офтальмологи направляют детей с нарушением зрения деятельности дыхания и сердечнососудистой системы.

Хотелось бы заострить внимание именно на тех учебных заведениях, в которых уже отведены специальные классы для слабовидящих детей. В высших учебных заведениях педагоги работают по специальным методикам и программам со слабовидящими людьми.

К элементам невербальных средств общения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация.

Мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Невербальная речь присуща всем людям, и слабовидящие люди - не исключение.

Слабовидящие с помощью своего дефектного зрения получают некоторую информацию о выразительных движениях, но обеднённую и фрагментарную по сравнению со зрячими детьми. Узнавание объектов происходит у них замедленно. В итоге, слабовидящие, слабо понимают неречевые средства общения и недостаточно усваивают их. Овладение неречевыми средствами общения слабовидящим необходимо, так же как и зрячим, для более полноценного общения с окружающими людьми в различных бытовых ситуациях, в трудовых коллективах. Чтобы лучше понимать людей и быть для них более понятным самому, необходимо каждому человеку владеть неречевыми средствами общения - умением передавать бессловесную информацию и умением воспринимать (читать) её.

Каждый слабовидящий человек может с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой. Учеников в такой позе можно часто увидеть на их любимых уроках в школах. Такая поза, воспринимается нормально видящими как выражение скуки и утраты интереса. Это может приводить к взаимонепониманию слабовидящих людей с теми, у которых со зрением все хорошо. Людям с глубокими нарушениями зрения доступно не только воспроизведение выразительных движений, но их понимание с помощью осязания.

Каждый логопед берет на себя проведение упражнений на развитие мышц губ, языка, щек; инструктор по физической культуре - на развитие мышц шеи, плеч, рук, ног, туловища; музыкальный руководитель должен брать на себя обучение передаче через пластические движения различных настроений человека, имитации движений животных и т.д. Всю работу возглавляли тифлопедагоги и методист. Вся работа по формированию неречевых средств общения направляется на то, чтобы постепенно дети усвоили, что характер мимики и жестов - это индикатор отношения к тем, с кем они взаимодействуют, общаются в данную минуту, что от их манеры держаться в обществе зависит, насколько правильно они будут поняты окружающими.

При изучении мимических выражений эмоционального состояния надо четко выделять на лице брови, глаза, рот, морщинки, чтобы слабовидящие дети могли воспринимать лицо не только осязательным, но и зрительным способом. Обследование обязательно должно сопровождаться словесным описанием. Количество слабовидящих детей выполнивших правильно задания увеличивается в три раза. В то же время у этих детей увеличивается и количество правильно выполненных субтестов. У всех слабовидящих людей независимо от состояния зрительного дефекта результативность сформированности и развития невербальных средств общения повышается, в результате правильного выполнения всех упражнений.

Испокон веков люди рождались с нарушением зрения, теряли зрения на производственных работах или по состоянию здоровья. Слепой или слабовидящий человек не лишен речи – это значит, что у него сохранен главный инструмент человеческого взаимодействия, следовательно, у него есть все возможности быть социально полноценным.

Необходимо отметить особую роль социальных факторов в развитии слепого или слабовидящего ребенка - они неразрывно связанны с воспитанием и обучением. С самого рождения ребенок непрерывно находится во взаимодействии и под влиянием окружающей социальной среды, которая и является источником его развития. Правильно организованная коррекционно-педагогическая работа, заключающаяся в учёте всех физических и психологических особенностей слабовидящего или слепого ребенка очень важна, т.к. играет значительную роль в его дальнейшей социальной адаптации [1].

Для детей с нарушением зрения в специальных школах выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая в системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература. Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

В школах для слабовидящих детей широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. Для подбора, построения реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей [5].

Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития. В связи с увеличением срока обучения слепых и слабовидящих по сравнению с обычной школой дается иное распределение программного материала по годам обучения. Обучение общеобразовательным предметам учащихся с нарушением зрения ведется по программам массовой общеобразовательной школы с применением специальных форм и методов работы, дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.

Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами - тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.

При воспитании и развитии таких детей, при подготовке их к самостоятельной жизни, при облегчении деятельности используют специальные коррекционные средства [4].

Следовательно необходимо на данном этапе исследования сделать следующий вывод, что интегрированное обучение, несмотря на все свои недостатки и сложности, является наилучшим вариантом обучения для детей с патологией зрения, потому как включает таких детей во все сферы жизни общества как равноправных его членов. Слепой или слабовидящий ребенок, который постоянно взаимодействует со зрячими детьми, включен в их деятельность, в будущем способен успешно интегрироваться в общество зрячих.

Список литературы

https://studbooks.net/1808176/pedagogika/deti_narusheniem_zreniya

http://doshkolnik.ru/zrenie/18305.html

https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-i-obuchenie-detey-s-narusheniem-zreniya

Солнцева Л. И., Семенов Л. А. Элементарное обучение ориентировке и мобильности в пространстве слепых детей //Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 1989. - 76 с.

Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Образование, 1995

Просмотров работы: 190