ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ГРУППЫ ДОУ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ГРУППЫ ДОУ

Кузнецова Т.С. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях детского сада не всегда просто организовать процесс психологического сопровождения так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно; учился понимать себя и успешно общаться с разными людьми [1]. Решение этой рабочей задачи увиделось нам в отслеживании и разработке соответствующих детским потребностям форм и методов психолого-педагогического сопровождения воспитанников одной группы. В одной из групп детского сада с 2010 по 2014 год мы отслеживали развитость новообразований социально-личностной и познавательной сферы, и в соответствии с результатами наблюдений и диагностик определяли и организовывали совместно с педагогами группы виды деятельности, необходимые для воспитанников и их родителей.

На протяжении первого полугодия пребывания детей в детском саду мы провели наблюдения по психологическим критериям адаптированности ребенка к дошкольному учреждению, таким как эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения с взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение привычной ситуации, а также использовали потешки, песенки, игры с игрушками-персонажами (божьи коровки, зайчики, мишки и др.), которых рисовали или доделывали (как божьих коровок, представленных на слайде) сами, причем начиная с первого дня пребывания ребенка в детском саду и заканчивая последним днём адаптации ребенка, начавшего посещать детский сад последним.

В средних группах, учитывая направленность детей группы на общение и все недостающую потребность в доброжелательном внимании, мы включили коммуникативные игры, придумали этюды для театрализации различных эмоциональных состояний («Сердитый дедушка», «»Помоги бабушке», «Насмеши друга»), использовали упражнения из программы О.В. Хухлаевой [4, 5], в том числе ролевые и полифункциональные игры. Например, в игре «Хозяин своих чувств» ребенок управляет 1-2 или даже 3-мя детьми с завязанными глазами одновременно, как чувствами. Кроме того, уже на этом этапе подобные формы позволяют решать задачу развития произвольности, которую в данной группе детского сада для нескольких детей, отличающихся повышенной двигательной активностью, необходимо было решать уже в средней группе. На семейных встречах, где организовывалась деятельность по созданию моделей оригами совместно с родителями, мы использовали досуговые, словесные, и подвижные игры. Таким образом, в средних группах указанные формы сопровождения позволяли развивать игровую, коммуникативную и продуктивную детскую деятельность и содействовать совместно с родителями удовлетворению потребности детей во внимании со стороны сверстников.

В старшей группе дети группы выражали желание продолжать играть про настроения, общаться и создавать с помощью нетрадиционных методов рисования поделки по предложенным сказкам. В соответствие с этим мы продолжили использование упражнений из программы О.В. Хухлаевой, а также подключили метод создание макетов-банков по способам овладения эмоциями гнева, тревоги и страха. Макет по заготовкам плакатов О.И. Микляевой [3], демонстрирует результат обсуждения ребятами ситуации «что делать, если волнуешься или боишься»: дети выбрали конструктивные способы, связанные с общением и активной безопасной деятельности («включить свет», «посмотреть страшный мультик», «порисовать», «помечтать»).

В подготовительной группе наряду с решением задач социально-личностной сферы [1, 2] посредством использование всех указанных выше форм и методов работы, а также с подключением интеллектуальных игр и проведением конкурса «Мой друг в детском саду», мы получили результат: более 96 % детей группы показали готовность к обучению в школе (рис. 1)

Рисунок 1 - Количество и процентное соотношение мальчиков и девочек с успешным и неуспешным уровнем развития по показателям

Следовательно, можно заключить, что использованные нами на протяжении четырех лет методы и формы психолого-педагогического сопровождения позволили подготовить дошкольников группы к обучению в школе и помочь выпускникам чувствовать себя комфортно в общении с разными людьми, а значит и полноценно прожить свое дошкольное детство.

Список литературы:

Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007. – 372 с.

Маралов В.Г., Фролов Л.П. Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Коррекция личностного развития дошкольников. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008. – 205 с.

Монина Г.Б., Лютова- Робертс Е.К. Серия плакатов «Как я справляюсь со своей тревогой». СПб.: Издательство «Речь», 2005.

Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005. –175 с.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006. – 176 с.

Просмотров работы: 3