технологический прогресс не остановить. Уже сейчас массово речь идёт о «Промышленной революции 4.0» (TheFourthIndustrialRevolution), «Цифровой экономике» и повсеместной «Цифровизации» в самом широком смысле этого термина. Появляются сотни тысяч продуктов и сервисов, меняющие нашу жизнь. Изменения касаются банковского и страхового сектора. Сервисы заказа такси за короткий период изменили отношение людей не только к такси, как услуге, но и поменяли отношение людей к значимости личного автомобиля, как такового. Успешно развиваются сервисы каршеринга. Претерпевает изменения и рынок ритейла, постепенно находя новые формы выхода в онлайн, предлагая товары за цифровую валюту. Мир меняется и важно верно предугадывать направления этих изменений, чтобы не остаться на обочине истории.
Цифровая экономика является базой развития в целом и оказывает воздействие на такие разнообразные отрасли как банковская, розничная торговля, транспорт, энергетика, образование, здравоохранение и многие другие. Цифровые технологии, такие как интернет вещей, большие данные, использование мобильных устройств и девайсов преобразуют способы социального взаимодействия, экономические отношения, институты. Появляются новые способы кооперации и координации экономических агентов для совместного решения определенных задача.
Хотя роль влияния цифровых технологий на трансформацию социально-экономических систем достаточно очевидна, многие вопросы остаются слабоизученными. Недостаточно внимания уделяется вопросам развития цифрового потенциала с целью достижения инновационного роста отдельных фирм и отраслей, без должного внимания остаются институциональные аспекты цифровой экономики, слабо освещены проблемы и перспективы развития бизнеса в условиях формирования цифровой экономики, не отражено должным образом место цифровой экономики в общей системе современных хозяйственных отношений. Поэтому целью данной работы является рассмотрение основных аспектов развития цифровой экономики и выработка суждений об ее роли в общей системе экономических отношений.
В программе цифровой экономики Российской Федерации важнейшее место занимают вопросы развития и применения наиболее современных информационных технологий в различных отраслях. Стратегии развития цифровой реальности технологий измерений позволят обеспечить учет самых разных ресурсов в реальной экономике и процессов, которые происходят с этими ресурсами.
Остановимся кратко на состоянии в мире и стартовых позициях России в цифровой экономике. В числе лидеров цифровой экономики называют США, Китай, Германию, Японию, Великобританию. Вместе с тем, в силу того что наибольшей доли цифровой экономики в ВВП достигла Великобритания (порядка 18%), именно ее часто называют лидером.
Эксперты по инновациям заявляют, что около 22% мирового ВВП связано с цифровой экономикой, этот процент постоянно увеличивается и повышает производительность. Цифровая экономика рассчитывается при помощи включения всех продуктов и услуг в существенный цифровой компонент. Более традиционные метрики показывают долю всего чуть выше 5%, но это относится только к тем секторам, которые полностью относятся к цифровым продуктам и услугам. Однако, мы считаем, что лучшим способом увидеть, как дигитализация влияет на рост, это включить в расчеты все секторы и посмотреть, какие части экономики подвержены большому влиянию цифровых технологий.
В соответствии с этим новым подходом, экономика США самая цифровая в мире, 33% ВВП которой подвержены влиянию цифровых технологий, тогда как, например, в Китае этот уровень относительно низок – менее 10%. Согласно этой метрике, почти 60% финансового сектора США переведен в цифру, что делает его самым цифровым в мире. Очень близко к нему приближается сектор коммуникаций. Это очень сильно увеличивает важность создания и поддержания современной, устойчивой цифровой платформы в целях ее долгосрочного развития – без такой платформы совершенно невозможно конкурировать с теми компаниями, у которых она есть.
В США создан Институт цифрового производства и инновационного дизайна в Чикаго, который сегодня является одним из крупнейших центров цифровой экономики. Доля в ВВП цифровой экономики – почти 11%. В Германии родился термин «Индустрия 4.0», которым сегодня оперируют во многих публикациях, на конференциях и даже в документах.
Цифровой сектор экономики базируется на инновационных технологиях, создаваемых электронной промышленностью. Он представлен двумя элементами. Во-первых, это электронная промышленность, производство микрочипов, компьютеров и телекоммуникационных устройств, электроники бытового назначения. Во-вторых, это компании, оказывающие услуги в области цифровых технологий и использующие цифровые средства производства, хранения, управления данными. Важность развития цифрового сектора для национальных экономик подтверждается тем, что ряд стран в настоящее время реализует комплексные и довольно масштабные программы, нацеленных на развитие цифровых секторов своих экономик, созданию новых рабочих мест в этих сферах, повышению конкурентоспособности электронной промышленности и IT-технологий. Одним из ключевых моментов становятся инвестиции в цифровой сектор экономики.
Экономическая наука в современных условиях обязана дать ответы на многие вопросы, которые волнуют сегодня специалистов и общественность. Беспрерывные потоки данных порождают новые эффекты, которые наукой еще не объяснены. К тому же проблема заключается в том, что и сами эффекты подвержены быстрым изменениям, так что предложенное объяснение или теория, через непродолжительное время рискует подвергнуться существенной модификации. Важно учитывать, что цифровая экономика порождает новые эффекты, связанные с трансформацией экономических отношений, имеющей информационную природу. Иными словами, растет число моделей поведения, основывающихся на данных, которые, зачастую, не отвечают качественным требованиям полноты, достоверности, актуальности. Увеличивается число моделей поведения, использующих искаженную информацию либо намеренно искажающих информацию. Хозяйственный оппортунизм предполагает злоупотребления в использовании данных о конкурентах, рынках и технологиях. Увеличивается число экономических преступлений в киберпространстве, из-за чего фирмы вынуждены нести потери, неизвестные для традиционной экономики. Фактором производства становится даже быстрота получения и обработки определенных, значимых данных, а элементом недобросовестной конкуренции спланированная дезинформация. Экономическая наука не может остаться без внимания к подобным проблемам. Изменениям подвергается старые экономические категории, терминологический аппарат, интерпретация тех или иных понятий. Развитие исследований в области институциональной теории, оперирующей такими категориями, как информация, трансакции, по-нашему мнению, может поспособствовать преодолению научных затруднений.
В современных условиях проблемы цифрового сектора неминуемо сказываются на конкурентоспособности экономики, поскольку отставание в получении и обработке актуальных данных, неумение использовать цифровой ресурс в конце концов сопровождается утратой прежних рыночных позиций. С позиций теории асимметрии международной торговли цифровая зависимость одной страны от другой ведет к увеличению отставания в экономическом развитии между этими странами. Особенностью такой структурной зависимости является невозможность ее преодоления, поскольку прогресс в области цифровых технологий происходит с достаточно высокой скоростью, а новые технологии могут быть воспроизведены только на основе предыдущих результатов. Если страна ими не обладает либо какие-то технические и технологические решения утеряны, тогда невозможно создать что-то новое и совершить следующий шаг. По этой причине состояние цифрового сектора, в частности, его элементной базы, специального технологического оборудования, обеспечивающего необходимые параметры микросхем является определяющим фактором перспектив развития всего общества. Поступление цифровых продуктов по импорту может снять остроту проблем на некоторое время, но учитывая то, что коэффициент обновлений в этом секторе очень высок и полная смена парка оборудования и программного обеспечения происходит раз в 2-3 года, привязка к импорту таких систем не может являться основанием для создания прочных конкурентоспособных позиций в данной области. Сейчас в мировой экономике развернута борьба за лидерство в области цифровых технологий, которые позволяют приобрести бесспорные аналитические преимущества. Возникшая цифровая экономика создала новый вид ресурса – данные, представляющие собой при всей дискуссионности такого утверждения современный фактор успешной экономической деятельности.
Экономическая наука в современных условиях обязана дать ответы на многие вопросы, которые волнуют сегодня специалистов и общественность. Беспрерывные потоки данных порождают новые эффекты, которые наукой еще не объяснены. К тому же проблема заключается в том, что и сами эффекты подвержены быстрым изменениям, так что предложенное объяснение или теория, через непродолжительное время рискует подвергнуться существенной модификации. Важно учитывать, что цифровая экономика порождает новые эффекты, связанные с трансформацией экономических отношений, имеющей информационную природу. Иными словами, растет число моделей поведения, основывающихся на данных, которые, зачастую, не отвечают качественным требованиям полноты, достоверности, актуальности. Увеличивается число моделей поведения, использующих искаженную информацию либо намеренно искажающих информацию. Хозяйственный оппортунизм предполагает злоупотребления в использовании данных о конкурентах, рынках и технологиях. Увеличивается число экономических преступлений в киберпространстве, из-за чего фирмы вынуждены нести потери, неизвестные для традиционной экономики. Фактором производства становится даже быстрота получения и обработки определенных, значимых данных, а элементом недобросовестной конкуренции спланированная дезинформация. Экономическая наука не может остаться без внимания к подобным проблемам. Изменениям подвергается старые экономические категории, терминологический аппарат, интерпретация тех или иных понятий. Развитие исследований в области институциональной теории, оперирующей такими категориями, как информация, трансакции, по-нашему мнению, может поспособствовать преодолению научных затруднений.
В современной экономике компании цифрового сектора выходят на первый план и становятся точками роста, обеспечивающими экономику цифровым ресурсом. Если в начале XX века основными локомотивами мировой экономики были крупные нефтяные, металлургические, машиностроительные и горнодобывающие предприятия, то в настоящее время крупнейшими компаниями являются представители сектора цифровой экономики.
Список литературы
1. Безрукова Т.Л. Особенности устойчивого развития предпринимательской деятельности в инновационной экономике / Безрукова Т.Л., Шанин И.И., Борубаева Г.Н., Володина Е.А. // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2016. Т. 4. № 3 (23). С. 62-64.
2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию, 1 декабря 2016 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/53379 [1].
3. Шваб К. Четвертая промышленная революция. – М.: Эксмо, 2016. – 208 с.
4. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ №642 от 01.12.2016 г.). URL:http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/uZiATIOJiq5tZsJgqcZLY9YyL 8PWTXQb.pdf [2].
5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р) http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bv R7M0.pdf [3].
6. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива. – М.: Российская академия наук, 2017. – 63 с.
7. Введение в цифровую экономику / А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с.
8. Зацаринный А.А., Горшенин А.К., Волович К.И., Колин К.К., Кондрашев В.А., Степанов П.В. Управление научными сервисами как основа национальной цифровой платформы «Наука и образование» // Стратегические приоритеты. 2017, №2(13), с.103-114.
9. Соколов И.А., Куприяновский В.П., Намиот Д.Е., Дрожжинов В.И., Быков А.Ю., Синягов С.А., Карасев О.И., Добрынин А.П. Государство, инновации, наука и таланты в измерении цифровой экономики (на примере Великобритании) // InternationalJournalofOpenInformationTechnologies. 2017. V.5, N6.
10. Аналитика развития, безопасности и сотрудничества: Большая Евразия – 2030. Сборник материалов 4-й Международной конференции 29.11.2017г., Общественная палата РФ. – М.: Когито-Центр, 2017. – 253 с.