ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА С ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО ЛИЧНОСТНОГО РОСТА У ЛИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА С ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО ЛИЧНОСТНОГО РОСТА У ЛИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

Пунанцева А.Д. 1, Зелянина А.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучение последствий травматического стресса, реакций на него и разработка методов психологической помощи в подобных ситуациях в современном мире приобретают все большую актуальность. Это связано с возросшей степенью экстремальности, вторгающейся в повседневную жизнь в форме техногенных катастроф и стихийных бедствий, аварий, войн, терактов и других экстраординарных событий, нарушающих привычный ход существования человека [6].

В следствии травматического стресса, человек оказывается в ситуации кризиса. "Кризис" в переводе с греческого означает "суд", в то время как в китайской философии понятие кризиса означает "открывшаяся возможность". "Понятие суда говорит о прошедшем; но когда ты себя оценил, когда ты оценил положение, в котором находишься, когда ты произнес суд над собой, следующий шаг - идти вперед, а не только оглядываться назад. Поэтому действительно в момент суда человек заглядывает глубоко в свою совесть, всматривается в то, что он совершил - и лично, и коллективно как человечество; и дальше думает, куда идти. И в тот момент, когда мы начинаем думать о будущем, мы говорим о "возможном" (м. Сурожский, 1991). 

В публицистической литературе тема посттравматического личностного роста раскрывается в виде примеров людей, которых называют "сильные духом". Среди таких людей, например: Дэн Миллмэн, гимнаст, который, после серьезной травмы, сумел не только остановиться, но и улучшить свои спортивные навыки [7]; Валентин Дикуль, цирковой гимнаст, востановившийся после травмы позвоночника и создавший уникальную методику реабилитации людей с тяжелейшими заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата [15]; Уолт Дисней, после отказов, увольнения и банкротства, построивший "Уолт Дисней Кампани" [16]; Нандо Паррадо, 72 дня выживавший в горах после авиакатастрофы, а теперь читающий лекции о силе мотивации для достижения целей; Шон Шварнер, преодолевший рак легких и покоривший 7 самых высоких вершин 7 континентов; Майкл Джей Фокс, актер и общественный деятель, которого на пути к успеху не остановила Болезнь Паркинсона; Стивен Хоккинг, сделавший колоссальный вклад в современную физику, не смотря на боковой амиотрофический склероз [14]. 

В настоящее время изучены особенности преодоления экстремальной ситуации сирийскими беженцами 15-17 лет [8], взаимосвязь уровня самоэффективности работников экстремальных служб с проявлениями посттравматического роста [4], влияние совместного обсуждения и раскрытия травматического события на посттравматический рост работников экстремальных служб [5], взаимосвязь базисных убеждений и посттравматического роста после травмы позвоночника [11], индивидуальная и межпоколенческая психотравматизация усыновителей и качество приемной семьи [9], специфика психологического благополучия в группах респондентов с различной интенсивностью переживания террористической угрозы [10], динамика личностных характеристик у ветеранов с различной тяжестью военной травмы [3]. 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что существуют работы, рассматривающие посттравматический личностный рост во взаимосвязи с возрастом (15-17 лет), уровнем самоэффективности, совместным обсуждением и раскрытием травматического события, базисными убеждениями, типом травмы (травма позвоночника), индивидуальной и межпоколенческой психотравматизацией, интенсивностью террористической угрозы, тяжестью военной травмы. Нет исследований, изучающих взаимосвязь с показателями интеллекта. В публицистической литературе посттравматический личностный рост является следствием силы духа, силы воли. Подобные истории направлены на вдохновение и мотивирование читателя, то есть можно сделать вывод, что посттравматический личностный рост рассматривается в обществе как следствие силы воли, силы духа, высокого уровня мотивации и наличии вдохновения. Другие факторы не рассматриваются. Поэтому мы считаем, что данная тема актуальна, как в научной сфере, так и в социальной.

Психическая травма рассматривается как переживание в ситуации неспособности к регуляции, которое может сопровождаться вытеснением и ли расщеплением личности; как событие, вызывающее эти переживания; как ушерб, который это событие наносит и как работа человека над овладением опытом этой ситуации. Мы можем сделать вывод, что психическая травма — это система, состоящая из события, ущерба от него, переживания связанного с этим и совладания с полученным данной ситуации опытом.

Травматический стресс – это реакция на событие, которое выходит за рамки адаптационных возможностей человека. Это сильная и ненормальная реакция, которая может привести напрямую к патологии. То есть к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство — это клиническая форма посттравматического стресса. Она отличается появлением эпизодов повторяющихся переживаний травмирующего события в навязчивых воспоминаниях ("кадрах"), мыслях или кошмарах, появляющихся на устойчивом фоне чувства оцепенения, эмоциональной заторможенности, отчужденности от других людей, безответности на окружающее и избегания действий и ситуаций, напоминающих о травме.

В зарубежных исследованиях понятия «post-traumatic stress disorder», «traumatic stress», «post-traumatic stress» контекстуально зависимы, вне эмпирических работ часто используются как синонимы. В отечественных исследованиях к категории ПТСР обращаются довольно часто; в научно-популярных изданиях используются понятия «травматический» и «посттравматический» стресс или просто «стресс» [2]. 

Говоря о посттравматическом стрессе, ученые дают такое разделение понятий: посттравматическое стрессовое расстройство является клинической формой посттравматического стресса. Подобной точки зрения придерживаются А.Л. Журавлев [2], Т.Д. Азарных [1], Американская психиатрическая ассоциация [12] и другие. Поэтому ученые, говоря об посттравматичеком стрессовом расстройстве, подразумевают так же и посттравматический стресс.

Существуют различные подходы к пониманию посттравматического личностного роста. После травматической ситуации может возникать не только психическое нарушение, но и личностный рост. Посттравматический рост – это не просто возвращение к прежнему уровню функционирования после травмы, для некоторых людей этот процесс становится опытом глубокого самосовершенствования. При этом личностный рост возникает зачастую как раз после травматического события. На данный момент даны определения посттравматическому личностному росту, описаны некоторые факторы, влияющие на посттравматический личностный рост; выделены модели посттравматического роста, описаны последствия посттравматического роста. Посттравматический личностный рост – это субъективный опыт позитивного психологического изменения после воздействия на человека стрессора, несущего в себе угрозу жизни.

На данный момент выделены три области посттравматического роста. Первая – восприятие себя. Она имеет три элемента: 

1. Сдвиг от восприятия себя как жертвы к себе как выжившему. При этом появляется мысль, что выживший обладает особым статусом и сильными сторонами. 

2. Возросшее чувство уверенности в себе, связанное с мыслью «если я пережил это, я справлюсь и с другими трудностями». 

3. Чувство уязвимости, проявляющееся в обостренном понимании собственной смертности, ценности и хрупкости жизни. 

Вторая область посттравматического роста связана с межличностными отношениями, открытостью, эмоциональной экспрессивностью. Несмотря на травму, люди могут становиться ближе к своим родным, более открытыми и искренними, сочувствующими, готовыми помочь другим в трудную минуту. 

Третья сфера характеризуется изменением жизненных приоритетов, умением ценить жизнь как в целом, так и в мелочах, духовный рост, мудрость [13].

Изучив подходы к определению понятия интеллект, мы сделали вывод, что ученые понимают интеллект как: организацию познавательных сил, совокупность общих умственных способностей, способность действовать разумно, общую способность приспособления к новым жизненным условиям; систему, обуславливающую построение внутренней картины происходящего; общую умственную способность, объединение всех познавательных способностей индивида. Большинство ученых сходится на том, что интеллект – это сложная структура. Модели данной структуры представили: Спирмен, Терстоун, Дж. Гилфорд, Бине и Векслер, Кэттел. Так же выделяют классификации видов интеллекта. Одним из этих видов является эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект определяется, как способность понимать и регулировать эмоции свои и окружающих людей. Так же некоторые авторы говорят о включении эмоций в деятельность. То есть, эмоциональный интеллект позволяет использовать и преобразовывать эмоции для увеличения эффективности своей деятельности. И, как мы можем предположить, для увеличения выраженности посттравматического личностного роста.

Список литературы:

Азарных Т.Д. Тревожность, посттравматические стрессы и темперамент // Вестник Костромского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 79-83.

Журавлев А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 257 с.

Зелянина А.Н. Динамика личностных характеристик у ветеранов с различной тяжестью военной травмы // Психологические исследования. – 2012. – № 1. – С. 3-4.

Крутолевич А.Н. Взаимосвязь уровня самоэффективности работников экстремальных служб с проявлениями посттравматического роста // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика. – 2017. – № 3. – С. 15-160.

Крутолевич А.Н. Влияние совместного обсуждения и раскрытия травматического события на посттравматический рост работников экстремальных служб // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. – 2014. – № 1. – С. 72-76.

Магомед-Эминова О.И. Детерминация посттравматического роста смысловой работой личности // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 4. – С. 43-45.

Миллмэн Д. Путь мирного воина. – М.: София, 2009. – 320 с.

Пилившими Т.С. Особенности преодоления экстремальной ситуации сирийскими беженцами 15-17 лет // Акмеология. – 2015. – № 4. – С. 229-233.

Тарабрина Н.В. Индивидуальная и межпоколенческая психотравматизация усыновителей и качество приемной семьи // Психологические исследования. – 2014. – № 7. – С. 1-2.

Тарабрина Н.В. Специфика психологического благополучия в группах респондентов с различной интенсивностью переживания террористической угрозы // Психологические исследования. – 2012. – № 2. – С. 22-24.

Толкачева О.Н. Базисные убеждения, посттравматический стресс и посттравматический рост после травмы позвоночника // Известия Саратовского университета. – 2016. – № 3. – С. 326-329.

Diagnostic and statistic manual of mental disorders. – W.: American Psychiatric Association, 2013. – 886 с.

Salter E. Posttraumatic Growth in Child Survivors of a Road Traffic Accident // Journal of Traumatic Stress. – 2004. – Vol. 17. – No. 4. – Р. 335-340.

Просмотров работы: 37