Известно, что современная семья отличается ее структурной неустойчивостью, ценностно-нормативной девиантностью. В периоды смены общественных формаций нарушена преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего, в сфере передачи социально-нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок и только традиционная семья обеспечивает воспроизводство демографической структуры общества. Если не будет достигнута устойчивая стабильность семьи, то это может вызвать затруднения в функционировании общества на всех его уровнях [10].
Неопределенность норм, регулирующих семейные роли, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье. Трансформация представлений о семейных ролях является важнейшей стороной современной перестройки семейных отношений. Но, к сожалению, проблема изучения представлений о семейных ролях является недостаточно разработанной в современной психологии [1, 11].
Особую актуальность приобретает понимание процесса перестройки отношения подрастающего и молодого поколения к семье и браку, изучение различных рисков, оказывающих негативное влияние на его готовность к браку, создание и устойчивость брака в будущем, выполнение супружеских и родительских обязанностей. Старший школьный возраст является важнейшим этапом жизни в формировании образа супруга и родителя, внутрисемейных отношений (Олифирович Н.И., 2008) и ведущим аспектом в данной работе является формирование когнитивного аспекта подготовленности к браку [9]. При этом большинство подобного рода исследований проводилось на выборках студентов. Отсюда, проблема исследования состоит в поиске эффективных средств коррекции представлений о семейных ролях у старшеклассников.
Известно, что психологическая коррекция направлена на изменение поведения и развитие личности клиента, а также основная ее задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества. Актуальность коррекции представлений о семейных ролях обусловлена тем, что представления являются обобщенным образом действительности, формой индивидуального чувственного познания и отражения в виде наглядно-образного знания, субъективным отражением связи и эмоциональных отношений действительности. Овладение соответствующим набором представлений является необходимым аспектом социализации индивидуума. Определяя границы нормы и патологии, они выступают в качестве гносеологических оснований для формирования целостного восприятия окружающего мира и влияют на сам факт создания семьи, развитие взаимоотношений в ней, воссоздание определенного образа его жизни.
В соответствии с этим, цель исследования состоит в изучении представлений о семейных ролях у старшеклассников и в разработке и адаптации программы их коррекции представлений. В качестве теоретического объекта выступают методы психологической коррекции, а эмпирического - старшеклассники. Предметом исследования являются представления о семейных ролях у старшеклассников и методы их психокоррекции.
В качестве гипотез данного исследования выступило предположение о том, во-первых, представления старшеклассников о распределении семейных ролей соответствуют традиционному типу семейных ролей (мужчина – ответственный за материальное обеспечение семьи; женщина – хозяйка, воспитатель и т.п.), поэтому ролевая структура семьи является неравномерной. Во-вторых, коррекция представлений о семейных ролях (на примере супружеских и детско-родительских) у старшеклассников возможна посредством коррекционной программы, включающей техники психодрамы, когнитивно-поведенческой и арт-терапии.
Данное исследование проводилось на базе одной из школ Архангельской области. Выборка состоит из 60 старшеклассников в возрасте 15 - 17 лет, среди которых 30 девушек и 30 юношей, 30 человек (15 девушек и 15 юношей) составили экспериментальную группу, а 30 (15 девушек и 15 юношей) – контрольную группу. Методический инструментарий исследования содержит опросник «Распределение ролей в семье» Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской; опросник «Семейные роли» А. В. Черникова; методика «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой; сочинение-рассуждение на тему «Мой образ идеальной будущей семьи».
Анализ полученных результатов первичной диагностики позволяет говорить о том, что учащиеся считают, что в их будущей идеальной семье женой (супругой) должны реализовываться следующие роли: воспитание детей, эмоциональный климат в семье, организация развлечений, роль хозяйки, сексуальный партнер, организатор семейной субкультуры. При этом, роль ответственного за материальное обеспечение должен выполнять муж. Все старшеклассники (96%) отметили, что образу «идеального мужа» соответствует такая роль, как «ответственный за материальное обеспечение семьи». Образу «идеальной жены» соответствует роль «хозяйки» (100%), а так же практически все старшеклассники среди семейных ролей выдвинули роли воспитателя (90%) и организатора семейной субкультуры (92%). Однако, в представлениях о семейных ролях больше половины старшеклассников отметили, что роль сексуального партнера может выполнять в большей степени жена, и в два раза реже муж.
Таким образом, большинство старшеклассников на первое место среди обязательных качеств мужа (отца) выдвинули способность содержать и обеспечивать семью. Большинство из них (90 %) пишут о взаимоотношениях с детьми, о том, что жена должна заботиться и воспитывать детей, а также быть хозяйкой (100%). Это свидетельствует о том, что у старшеклассников в представлениях о распределении семейных ролей соответствует традиционной модели (мужчина – ответственный за материальное обеспечение семьи; женщина – хозяйка и воспитатель), а также отмечается неравномерная ролевая структура семьи, так как большинство ролей приписывается жене.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уже с юного возраста учащиеся начинают осознавать семейные ролей. Однако практически половина старшеклассников (41%), отметили, что не хотят создавать семью. Также старшеклассники не выделяют такие роли как «товарищеские» или «партнерские», «авторитарные», «автономные» или «демократические», «…поддержание эмоционального климата в семье», «…организация развлечений», «…ответственность за удовлетворенность интимными отношениями».
В связи с этим, нами была разработана коррекционная программа, целью которой является диагностика и коррекция представлений о семейных ролях у старшеклассников и выявление их специфики в современных семьях. Программа содержит 4 темы в общем объеме 9 часов и предполагает проведение 12 групповых занятий один - два раза в неделю по 45 минут на темы: 1) идеальные семейные роли; 2) супружеские роли; 3) родительские роли; 4) особенности современной семьи.
Задачи коррекционной программы:
Провести диагностику представлений о семейных ролях.
Актуализировать и обобщить представления старшеклассников о семье, ролях, семейных ролях.
Познакомиться с психологическими факторами формирования семьи, жизненными и кризисными циклами, психологическими характеристиками супружества и супружескими ролями.
Сформировать представления о типах отцовства и материнства, отцовских и материнских ролях, параметрах отцовской и материнской роли.
Выявить специфику супружеских и детско-родительских отношений в современных семьях, а также определить важность осознания семейных ролей в семьях старшеклассников.
Программа коррекции представлений о семейных ролях у старшеклассников разработана на основе знакомства с программами тренингов подготовки к семейной жизни С.С. Москвина (2013), взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской (2005), формирования супружеских отношений В.Б. Шапарь (2006), формирования готовности молодежи к семейной жизни Н.И. Олифирович (2018), а также программы коррекционных занятий «Управление негативными эмоциями средствами саногенного мышления или как стать хозяином своих эмоций Т. Б. Булыгиной (2013), сконцентрирована на устранении определенных нарушений поведения и требует высокой структурированности (целенаправленные упражнения, жесткий терапевтический план). [2, 7, 8, 12].
Основная форма работы – групповая, так как является предпочтительной во временном плане. Кроме того, группа отражает общество в миниатюре, облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм, обеспечивает получение обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В группе человек обучается новым умениям, имеет возможность экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров, идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого [3].
Структура каждого занятия состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть включает вступление, обсуждение цели и задач занятия, повторение пройденного материала. В основной части участники занимаются актуализацией новой темы, знакомятся с теоретическим материалом о различных аспектах семейных ролей, выполняют задания на закрепление полученных знаний и освоение умений и навыков. Заключительная часть связана с рефлексией приобретенного опыта.
Коррекционная программа содержит техники из психодрамы, когнитивно-поведенческой терапии и арт-терапии, что позволяет экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров, идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека, осуществить поиск новых эффективных способов поведения и т.п. Например, выполнение упражнения в психодраматической технике «Проекция будущего: скульптура семьи» позволяет актуализировать представления об идеальных семейных ролях, стратегиях взаимодействия и требует от группы спонтанного поведения, игривости, шаловливости, готовности принять риск и опробовать новое поведение. Когда участник психодрамы разыгрывает ожидаемые или предвосхищаемые события в настоящем, он достигает нового уровня осознания этого события. В этом смысле психодраму можно назвать репетицией жизни. Если член группы прояснит свои надежды на конкретный исход ситуации, он окажется в лучшей позиции, так как сможет предпринять шаги, которые помогут ему достигнуть желаемого будущего [5].
В данном случае режиссер просит одного из участников группы стать «мужем», выбрать из присутствующих себе «жену» и «построить» с ней жизненный путь семьи от рождения до распада с её кризисными периодами. Например, молодожены должны принять решение о рождении своего первого ребенка и смоделировать перестройку системы взаимоотношений в семейной паре в связи с беременностью жены. В этом случае, режиссер расспрашивает участников моделирования ситуации:
«Жену»: Как ты себя чувствуешь, когда узнала о беременности? В чем ты сейчас нуждаешься? Какие слова хочешь услышать от мужа? Какую реакцию от него ждешь?
«Мужа»: Что сейчас с тобой происходит, когда ты узнал, что станешь отцом? Как ты думаешь, что ждет от тебя твоя беременная жена? Что ты чувствуешь по отношению к своему не родившемуся ребенку?
Задача режиссера состоит в том, чтобы предлагать кризисные семейные ситуации (потеря работы одним из супругов, нежелательная для одного из супругов вторая беременность и т.п.), направлять подсказками развитие осознанных и гармоничных отношений в семье, прояснять отношения в семейной паре: «Что сейчас происходит между вами? Что ты сейчас чувствуешь? Какие у тебя были ожидания в отношении партнера?» и т.п. Таким образом, участники приобретают знания об эффективных стратегиях предупреждения и преодоления нормативных и ненормативных семейных кризисов, развития. Таким образом, достоинством психодрамы является ее возможность узнать, что чувствуют другие и каким может быть результат конкретного поведения, помочь клиенту вступить в контакт с неосознанными и невыраженными чувствами, создать канал для полного выражения этих чувств и мыслей и расширить ролевой репертуар, а также позволяет членам группы проиграть самые разнообразные роли и получить обратную связь о влиянии этих ролей на других людей [5].
Программа коррекции представлений о семейных ролях включает также техники арт-терапии. Известно, что семейная арт-терапия ориентирована на решение как диагностических, так и коррекционных (реконструктивных) задач: изучение прошлого и формирование представлений о будущем опыте семейных ролей, выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи, причинно-следственных связей в отношениях и реакциях в семейных ролях, выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия, обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем и т.п. [4].
В нашем случае используются арт–терапевтические техники «Коллаж своей будущей идеальной семьи», «Плакат профилактики кризисов структуры семьи» с целью актуализации представлений об идеальных семейных ролях и изучения тех аспектов представлений о функционировании семьи, которые с трудом поддаются оценке. Благодаря своему невербальному характеру средства визуальной экспрессии позволяют старшеклассникам осознать семейные роли и отношения, способы взаимодействия, многие ранее не осознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейных ролей, сделать их более наглядными и понятными [4].
В программе используются также такие техники когнитивно-поведенческой терапии, как техники самопомощи, подкрепления, исследования поведения, инструктирования, моделирования ситуации, тренировки или репетиции поведения, обратной связи; выявление и анализ негативных установок и иррациональных мыслей относительно нормативных представлений о семейных ролях, дисфункциональных, деструктивных когнитивных схем и причин их возникновения, оспаривание негативных, автоматических мыслей и стоящих за ними более глубоких убеждений, нахождение доказательств их иррациональности, неправильности, когнитивное переструктурирование [6]. Например, старшеклассникам предлагается сформулировать правила поведения мужчинам по отношению к женщинам вообще, и к своей жене, и наоборот, а также заполнить таблицу «Особенности отцовского и материнского воспитания детей», осознать свои иррациональные предрассудки в воспитании мальчиков и девочек и т.п. В свою очередь, заключительная часть включает в себя рефлексию приобретенного опыта. Более подробно каждое занятие и его содержание представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Коррекционная программа «Семейные роли и их специфика в современных семьях»
№ |
Темы занятий |
Цели занятия |
Краткое содержание |
0 |
Проведение диагностики изучения представлений о семейных ролях у старшеклассников (1 час) |
Групповая диагностика старшеклассников: 1. диагностика представлений о семейных ролях |
Диагностика по методикам: 1. опросник «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана и Е.М. Дубовской; 2. опросник «Семейные роли» А.В. Черникова; 3. сочинение «Мой образ идеальной будущей семьи»; 4. Методика «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Макаровской |
1 |
Тема 1. «Идеальные семейные роли» (2 часа) |
1. знакомство с понятиями «семья», «роль», «семейная роль», функциями семьи, видами семейных ролей; 2. актуализация представлений о реальных и «идеальных» семейных ролях. |
1. Вступление – приветствие. 2. Упражнение «Три факта обо мне». 3. Презентация коррекционной программы 4. Принятие правил работы в группе. 5. Информационный блок. Знакомство с понятиями «семья», «роль», «семейная роль», а также с функциями и видами семьи, видами семейных ролей, раскрытие значения знаний о семейных ролях в жизни человека. 6. Упражнение «Скульптура семьи». 7. Арт-терапевтическое упражнение по созданию коллажа на тему «Как я представляю свою будущую идеальную семейную жизнь». 8. Дискуссия на тему «Разделение ролей в семье». 9. Рефлексия занятия: впечатления, чувства, мысли и обсуждение плана проведения следующего занятия. |
2 |
Тема 2. «Супружеские роли» (2 часа) |
1. знакомство с понятием «супружеские роли», типами и видами супружеских ролей, жизненными и кризисными циклами семьи; 2. раскрытие психологических факторов формирования семьи; 3. знакомство с психологическими характеристиками супружества и супружескими ролями. |
1. Вступление – приветствие. 2. Информационный блок. Знакомство с понятием «супружеские роли», видами и типами супружеских ролей, психологическими характеристиками, жизненными и кризисными циклами семьи, факторами формирования семьи. Обсуждение вопросов: Что нужно, чтобы была крепкая семья? Что необходимо делать или не делать, чтобы дожить до счастливой старости? 3.Упражнение «Скульптура жизненного пути семьи: супружеские роли». 4. Арт–терапевтическое упражнение «Все о супружеских ролях». 5.Задание «Формирование уважительного отношения к женщинам и к своей жене». «Формирование уважительного отношения к мужчинам и к своему мужу». 6. Игра-дискуссия «Три стены Джеффа». 7. Рефлексия занятия: впечатления, чувства, мысли и обсуждение плана проведения следующего занятия. |
3 |
Тема 3. «Кто такие родители и зачем нам нужны родительские роли» (2,5 часа) |
1. знакомство с понятием «родительская роль»; 2. сформировать знания о стилях родительского поведения, типах и видах отцовства и материнства |
1. Вступление - приветствие 2. Информационный блок. Знакомство с понятием «родительские роли», типы и виды родительских ролей, стили родительского поведения, типы и виды отцовства и материнства. Работа с таблицами «Рекомендации по воспитанию», «Особенности отцовского и материнского воспитания детей». 3.Упражнение «Скульптура жизненного пути семьи: родительские роли и детско-родительские взаимоотношения». 4. Упражнение «Стили родительского поведения» 5. Медитативное упражнение: «Представьте своего отца маленьким ребенком». 6. Рефлексия занятия: впечатления, чувства, мысли и обсуждение плана проведения следующего занятия. |
4 |
Тема 4. «Построение модели идеальной семьи» (2,5 часа) |
1. Актуализация и закрепление знаний о семейных ролях (супружеских, детско-родительских); 2. определение специфики распределения семейных ролей в семьях; |
1. Вступление – приветствие. 2. Блок – повторение. Понятия «роль», «супружеские роли», «родительские роли», «семейные роли» и их психологическая сущность. 3.Упражнение «Скульптура семьи». Обсуждение специфики и состояния семейных ролей в современной семье. 4. Арт-терапевтическое упражнение «Плакат профилактики кризисов структуры семьи» 5. Арт-терапевтическое упражнение: создание коллажа на тему «Как я представляю свою будущую идеальную семью». 6. Рефлексия приобретенного опыта в ходе всех проведенных занятий. |
5 |
Повторная диагностика. (1 час) |
Групповая диагностика старшеклассников: 1. диагностика представлений о семейных ролях |
Вторичная диагностика по методикам: 1. опросник «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана и Е.М. Дубовской; 2. опросник «Семейные роли» А.В. Черникова; 3. сочинение «Мой образ идеальной будущей семьи»; 4. представления об идеальном родителе Р.Г. Овчаровой |
Рассмотрим особенности реализации коррекционной программы «Семейные роли и их специфика в современных семьях». Старшеклассники, принимавшие участие в проведении исследования, были заинтересованы в проводимых занятиях. При этом на первых занятиях они испытывали смущение, когда высказывали свое мнение по какому-либо вопросу, боялись отвечать на вопросы, но затем уже на последующих занятиях вели себя более уверенно и открыто. Сами занятия им нравились, они отмечали свой интерес к психологии семейных отношений, а также актуальность обсуждаемых тем.
Все упражнения из коррекционной программы можно рассмотреть с точки зрения интенсивности, интерактивности и мобильности. Например, выполнение техники «Проекция будущего: скульптура семьи» помогли участникам в проработке чувств и символическом их проживании за короткий период времени. Старшеклассники проявили максимизацию всех чувств, действий и вербальной коммуникации, превратили абстрактную ситуацию в более конкретную посредством работы с нужными сценами, уделяли внимание невербальным аспектам коммуникации в группе, задействовали юмор и спонтанность, вносили оттенок игривости в ситуацию. Они расширили свой поведенческий репертуар, связанный с выполнением семейных ролей, осознали модели ролевого поведения в родительской семье, получили опыт символического проживания всего того, что обычно остается подавленным и невыраженным и помогает повысить уровень самоосознания.
Известно, что ролевое моделирование — это один из наиболее могущественных инструментов обучения, доступный групповому консультанту. Это техника, включенная в ряд поведенческих групп, особенно в группы отработки социальных навыков [5]. Выполнение упражнения «Стили родительского поведения» позволило девушкам и юношам смоделировать различные типы конкретного родительского поведения, которые доводились до своего логического завершения в ролевой игре, что позволило им осознать взаимосвязь стилей семейного воспитания и особенностей личности ребенка.
Заполняя таблицы «Особенности отцовского и материнского воспитания детей» на основе знакомства с психологическими особенностями мужчин и женщин, старшеклассники сделали вывод, что отец, как и мать, является такой же значимой фигурой для ребенка. Отец выступает для ребенка в качестве примера для подражания, является источником уверенности, олицетворением дисциплины и порядка, кормильцем, духовным наставником, воспитателем, учителем, защитником. Они были удивлены относительно того, что именно отец обеспечивает ребенку психическое здоровье, стабильность его психики, развивает у него чувство уверенности, поощряет процесс отделения от матери, способствует формированию самостоятельности, активности, ответственности.
Старшеклассники отметили, что для них оказалось новой информацией, что отец играет такую огромную роль в формировании личности ребенка и они выразили возможность применения полученных знаний в жизни. Но при этом, у некоторых из них наблюдалось сопротивление: «Зачем мы изучаем какого-то идеального отца? Ведь нам до этого еще долго, да и возможно у нас вообще не будет детей и семьи!».
При выполнении арт-терапевтического упражнения «Плакат профилактики кризисов структуры семьи» старшеклассники пришли к выводу, что принимать все решения нужно совместно («Даже если кажется, что эту микроволновку срочно надо купить пока она по акции, можно позвонить своему супругу (супруге) и обсудить это совместно»); говорить чаще о своих эмоциях жене или мужу («Говорить фразы: «Я скучаю, люблю, переживаю», «Мне тебя не хватает», «Я тебя ценю», «Мне важно твое мнение», «А что ты думаешь по этому поводу…», «Как лучше поступить?»); осознавать важность обсуждения супружеских отношений («Супруги должны говорить друг другу то, что они хотели бы услышать от своего партнера»), проявлять заботу и внимание друг к другу, поддерживать романтические отношения; создать и принимать участие в семейных праздниках.
Старшеклассники также отметили важность роли матери при воспитании ребенка, ведь «между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности, которая может способствовать развитию ребенка, а также благоприятной социализации ребенка». Таким образом, благодаря данному упражнению за короткий период времени произошло огромное влияние на представления об «отце и матери», что говорит о краткосрочности, интенсивности, интерактивности и мобильности данного упражнения.
Особое внимание уделялось обратной связи на каждом занятии после того, как одни члены группы отрабатывают новое поведение, другие - дают эмоциональные и когнитивные реакции на увиденное. На первых занятий у некоторых участников группы это вызывало раздражение, но в последующем их обратная связь имела два аспекта: похвала или поощрение поведения, а также конкретные предложения по его коррекции или модификации допущенных ошибок. Нами было установлено, что обратная связь — это очень полезная часть научения новым формам поведения, особенно если она конструктивна, конкретна и позитивна.
Следующим этапом проведения нашего исследования является проведение вторичной диагностики и доказательство возможности и эффективности коррекции представлений о семейных ролях с помощью техник психодрамы, когнитивно – поведенческой терапии и арт-терапии. Но уже в ходе реализации разработанной нами коррекционной программы можно утверждать, что разнообразие средств коррекционной программы способствует развитию у старшеклассников интереса к психологии семейных отношений.
Список литературы:
Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 152-158.
Булыгина Т.Б. Как стать сильным родителем: учебное пособие//Под ред. Т.Б. Булыгиной. – Архангельск: Кира, 2013. – 256 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М: Ось-89, 1999. – 176 с.
Копытин А.И. Семейная арт-терапия // Вестник практической психологии образовании. – 2010. – № 1(22). – С. 97-103.
Кори Д. Теория и практика группового консультирования. – М.: Эксмо, 2003. – 640 с.
Мак Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. – СПб.: Речь., 2001. – 560 с.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
Москвина С. С. Формирование у старшеклассников брачно-семейных ценностей // Воспитание школьников. – 2013. – № 1. – С. 66-67.
Олифирович Н.И. Формирование готовности студенческой молодежи к семейной жизни: учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ, 2008. – 175 с.
Филиппова Н.К. Социальные позиции и социальные роли ученого //Социология науки и технологий. – 2011. – Т. 2. – № 1. – С.109-116.
Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 2005. – 160с.
Шапарь В.Б. Тренинг формирования супружеских отношений. – М.: Феникс, 2006. – 176 с.